Стимулирование частных инвестиций в НИОКР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:16, контрольная работа

Описание

Сфера НИОКР является основой возможного качественного роста экономики как нашей страны, так и всего мира.

Правительство России должно приложить максимум усилий по стимулированию развития данной сферы НИОКР. Наряду с ростом бюджетных расходов на НИОКР доля которых остаются очень низкой, государство должно развивать систему косвенного финансирования предпринимательского сектора, через систему налоговых и амортизационных льгот, повышая заинтересованность предприятий в увеличении расходов на НИОКР и инновационной составляющей в общем объеме производимой продукции. В условиях, когда большинство предприятий не может себе позволить покупать услуги науки, государство должно выступить спонсором и координатором размещения заказов на выполнение научных работ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3

1.Относительные размеры инвестиций в НИОКР………………………………..…4

2.Организация и проблемы финансирования НИОКР России на современном этапе……………………………………………………………………………………….6

3.Участие правительства в развитии национальной инновационной системы…...8

4.Налоговые стимулы инновационной деятельности……………………………..10

Заключение………………………………………………………………………………14

Список используемой литературы…………………………………………………..…15

Работа состоит из  1 файл

КР_Стимулирование частных инвестиций в НИОКР.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

Автономная  некоммерческая организация  высшего профессионального  образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ФИНАНСОВ»

 
 

Кафедра  Менеджмента

Специальность Менеджмент организации 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 
 
 
 

по дисциплине Инновационный менеджмент
 
 
Тема: Стимулирование  частных инвестиций в НИОКР
  тема работы
 
 
Выполнила студентка 3 курса, группы М2-28-С(И)  
   
  Порубова  Елена Александровна 

(№  зачетной книжки  С492/08-С)

  фамилия имя отчество
 
 
Руководитель  работы Шилова  Елена Валерьевна
  фамилия и инициалы
 
 
 
  Оценка_______________________________

_________________ ___________________

подпись руководителя                       И.О.Фамилия

«____» ______________ 200_ г.

 
 
 
 
 
 

Пермь

2011 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………………..3

   1.Относительные размеры инвестиций в НИОКР………………………………..…4

   2.Организация  и проблемы финансирования НИОКР  России на современном этапе……………………………………………………………………………………….6

   3.Участие  правительства в развитии национальной  инновационной системы…...8

   4.Налоговые  стимулы инновационной деятельности……………………………..10

Заключение………………………………………………………………………………14

Список  используемой литературы…………………………………………………..…15 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Сфера НИОКР является основой возможного качественного роста экономики как нашей страны, так и всего мира.

    Правительство России должно приложить максимум усилий по стимулированию развития данной сферы НИОКР. Наряду с ростом бюджетных расходов на НИОКР доля которых остаются очень низкой, государство должно развивать систему косвенного финансирования предпринимательского сектора, через систему налоговых и амортизационных льгот, повышая заинтересованность предприятий в увеличении расходов на НИОКР и инновационной составляющей в общем объеме производимой продукции. В условиях, когда большинство предприятий не может себе позволить покупать услуги науки, государство должно выступить спонсором и координатором размещения заказов на выполнение научных работ.

    Несмотря на все трудности, Россия и в 21 веке останется в ряду высокотехнологичных держав, так как существующий человеческий потенциал научной сферы огромен. К некоторым предпринимателям уже приходит понимание того, что сфера вложения средств в высокотехнологические проекты, при всей ее рискованности, осталась, чуть ли не единственной, где можно заработать высокие дивиденды, государству остается только подтолкнуть инвесторов, обеспечив соответствующую инфраструктуру, законодательную основу, необходимые льготы и гарантии.

    Целью данной работы выступает изучение проблемы стимулирования частных инвестиций в сферу НИОКР.

 

    

    1.ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ИНВЕСТИЦИЙ В НИОКР

 

     Относительные размеры инвестиций в исследования и разработки имеют важные организационные  последствия. Высокая доля расходов на НИОКР характерна для технологически интенсивных отраслей и производств, таких, как фармацевтика, химия и электроника; низкая для технологически неинтенсивных отраслей: пищевой, деревообрабатывающей, цементной промышленности. Очевидно, что большинство отраслей находятся между этими крайними позициями. Например, сельскохозяйственное машиностроение и нефтепереработка находятся близко к середине диапазона. 

    В случае высоких относительных  размеров инвестиций в НИОКР выдвигаются важные требования к их управлению: 

    1. Непрерывная оценка и уточнение  решений о приобретении или разработке технологии за счет:

    • приобретения лицензий или использования консультантов;
    • покупки компании, с тем чтобы получить доступ к передовой технологии в нетрадиционной области;
    • найма высококомпетентных в соответствующей области специалистов;
    • повышения квалификации персонала в ходе внутрифирменного обучения.

    В тех компаниях, где затраты на НИОКР относительно низки, имеется  возможность развития технологии внутри фирмы с относительно меньшим  риском отстать в конкуренции. Высокий  уровень затрат накладывает жесткие  временные рамки и часто делает приобретение технологии наиболее привлекательной альтернативой.

    2. Организация, обладающая высокой  способностью перестраиваться, может  быстро перейти на новую продукцию  и технологию производства, опираясь  на внутренние или внешние источники. Главным критерием, определяющим успех организации с высоким относительным уровнем затрат на НИОКР, является ее способность адаптироваться к новой технологии без серьезного урона или перерыва в ее прибыльной деятельности.

    3. Эффективное и гибкое управление обновлением и совершенствованием продукции, которое заключается в следующем:

    • стратегический контроль за развитием ситуации в системе «продукция рынок», который позволяет руководству фирмы быстро прекратить разработки, не дающие первоначально ожидавшегося эффекта;
    • четкая стратегия НИОКР. При большом числе различных проектов и крупном бюджете НИОКР возникает опасность потерь, противоречий и выбора неправильных направлений разработок;
    • хорошо развитая система управления проектами, которая координирует и контролирует портфель проектов в соответствии со стратегией и годовым корпоративным планированием.

    4. Тщательный и непосредственный  контроль общего руководства  за работами в области техники.  В связи с тем что выживание  компании в условиях конкуренции зависит от технологии и она затрачивает на нее значительные ресурсы, необходимо, чтобы высшие руководители фирмы имели понятие о влиянии развития технологии на затраты и прибыль.

    Ресурсы, предназначенные для затрат на технологию, могут не выделяться из общих затрат и инвестиций, которые в достаточной степени отражают влияние изменений продукции или процессов производства. Наконец, можно не рассматривать вопросы маркетинга в непосредственной связи с технологией. 

    Выбор относительного уровня инвестиций в НИОКР частично определяется изменчивостью технологической области, в которой действует фирма, а также масштабом задач, которые она ставит перед собой в определенной стратегической зоне хозяйствования.

 

     2.ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

    НИОКР РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

    Проведение  оценки современного состояния и  структурных изменений инновационного потенциала России позволяют констатировать ошибочность ряда основополагающих реформаторских установок, сущность которых  проявилась в обвальном снижении инновационно-инвестиционной активности, что во многом обусловило усугубление кризиса российской экономики.

    Для российской науки сегодня главной угрозой является отсутствие «платежеспособного спроса» на передовые технологии и промышленные нововведения на внутреннем рынке.

    

    К сожалению, наш отечественный рынок  научных услуг и наукоемкой продукции  в настоящее время очень мал. Большинство предприятий не может  себе позволить «покупать» услуги науки. В этих условиях государство должно выступить спонсором и координатором размещения заказов на выполнение научных работ. 

    Механизм  прямого финансирования является наиболее перспективным именно на направлениях решения общегосударственных задач: финансирование науки, фундаментальных  исследований, приоритетных прикладных исследований и т.п.,- для стимулирования увеличения доли затрат на НИОКР внутри хозяйствующих субъектов необходимо использования механизма косвенного государственного финансирования.

    Ключевым  звеном в финансировании НИОКР являются внебюджетные фонды, которые по сути являются связующим звеном между предпринимательским сектором и организациями, занимающимися научно-исследовательской работой в качестве основной деятельности.

    Коммерческие  банки могут кредитовать НИОКР, выполняемые научными организациями по договорам с заинтересованными заказчиками, оплачивающими работы после их полного завершения и приемки.  

    На  сегодняшней день государству следует  принять более  радикальные меры, направленные на повышение  заинтересованности кредитных учреждении в обслуживании сферы НИОКР. К таким мерам могут быть отнесены следующие:

    • исключить или существенно сократить суммы срочной задолженности предприятий, реализующих инновационные проекты из облагаемой налогом прибыли банка;
    • уменьшить размер обязательных резервов в ЦБР на 50 % для коммерческих банков, кредитующих инновационные проекты отечественных предприятии;
    • гарантировать своевременный возврат полученных кредитов от коммерческих банков путем беспроцентного кредитования со стороны ЦБР на определенные сроки пролонгирования просроченных кредитов;
    • предоставлять для целей кредитования инновационных процессов коммерческими банками целевые ресурсы ЦБР по более низким ставкам.
 

    Кроме средств российских банков представляется целесообразными действия государства  и субъектов хозяйствования по привлечению иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции во многом способствовали бы росту инновационной активности российских предприятий, поскольку прямые вложения иностранного капитала предпочтительнее кредитов, увеличивающих внешний долг страны. Реализация государственной стратегии по привлечению зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики предполагает создание благоприятного инвестиционного климата и эффективного механизма их мобилизации. С этой целью государственные органы управления должны сформулировать систему льгот и преференции для иностранных инвесторов, закрепив их в налоговом и таможенном кодексах и в других законодательных актах, а также создания совместных предприятий.

    

 

     3.УЧАСТИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

 

    Влияние на инвестирование в НИОКР должно быть прямым, как в распоряжениях, запрещающих некоторые рекомбинантные технологии.

    По  мере возрастания интернационализации  инвестиций в НИОКР правительства  отдельных стран более активно  преобразовывают рамочные условия. В настоящее время специалисты считают, что для привлечения инвестиций важны не наличие рабочей силы и капитала, а квалификация кадров и гибкая научная база. Именно эти факторы отличают страны, получающие инвестиции непосредственно в НИОКР.

Информация о работе Стимулирование частных инвестиций в НИОКР