Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:16, контрольная работа
Сфера НИОКР является основой возможного качественного роста экономики как нашей страны, так и всего мира.
Правительство России должно приложить максимум усилий по стимулированию развития данной сферы НИОКР. Наряду с ростом бюджетных расходов на НИОКР доля которых остаются очень низкой, государство должно развивать систему косвенного финансирования предпринимательского сектора, через систему налоговых и амортизационных льгот, повышая заинтересованность предприятий в увеличении расходов на НИОКР и инновационной составляющей в общем объеме производимой продукции. В условиях, когда большинство предприятий не может себе позволить покупать услуги науки, государство должно выступить спонсором и координатором размещения заказов на выполнение научных работ.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1.Относительные размеры инвестиций в НИОКР………………………………..…4
2.Организация и проблемы финансирования НИОКР России на современном этапе……………………………………………………………………………………….6
3.Участие правительства в развитии национальной инновационной системы…...8
4.Налоговые стимулы инновационной деятельности……………………………..10
Заключение………………………………………………………………………………14
Список используемой литературы…………………………………………………..…15
В России существуют разные типы научных организаций и для них должны быть разработаны свои схемы налогообложения. В то же время просматриваются и общие принципы совершенствования налогообложения в российской науке.
На наш взгляд, научные организации с чисто бюджетным финансированием должны быть полностью освобождены от налогов. НИИ и КБ прикладной науки, которые научились зарабатывать прибыль, должны облагаться налогами таким образом, чтобы возможно было регулировать требуемое соотношение фундаментальных и прикладных работ.
Учитывая российскую
специфику, можно говорить о формировании
как общих льгот, так и льгот
специальных, ориентированных на НИОКР
в приоритетных научно-технических
направлениях.
На
западе применяются специальные
льготы для стимулирование кооперации
фирм в сфере НИОКР.
В России важную роль в продвижении по пути реформирования науки может сыграть интеграция научных учреждений с банками. Первый этап интеграции может представлять собой кооперацию на договорных началах. На втором этапе представляется рациональным создание научно-финансовых групп (НФГ), включающих научные, проектно-конструкторские организации, банки и другие финансовые структуры. НФГ должны иметь возможность использовать все преимущества, предусмотренные законом «О финансово-промышленных группах», а также льготы, предлагаемые выше и связанные с инновационной деятельностью. Создание НФГ позволит осуществлять реальную координацию и интеграцию научных организаций НФГ с промышленными предприятиями, являющимися клиентами банков группы, обеспечивая НИИ заказами от промышленности и сбыт научно-технической продукции институтов в производственном секторе.
На
третьем этапе отдельные
Помимо прочего государство в рыночной экономике ответственно за создание рыночной инфраструктуры и информационного обеспечения рынка научно-технической продукции, финансовое обеспечение системы патентной и иной защиты интеллектуальной собственности за счет бюджетных средств. Создание благоприятной экономико-правовой среды для привлечения иностранных инвестиций, которые архинеобходимы в силу резкой ограниченности внутренних финансовых ресурсов в России.
Наряду с прямым финансированием важным инструментом государственной поддержки является стимулирование инновационной деятельности через налоговую систему. В обобщенном виде можно выделить три группы налоговых инструментов, стимулирующих инновации:
Как показывает опыт, налоговые льготы, включенные в первую группу, не дают каких-либо серьезных стимулов к дополнительному инвестированию в сферу НИОКР. Если государственные и частные некоммерческие организации вынуждены будут платить все предусмотренные законодательством налоги, то государство должно компенсировать эти затраты путем увеличения объемов финансирования. Единственное преимущество этой группы налоговых льгот состоит в том, что общая структура затрат государственных организаций будет относительно ниже, чем у других организаций, что будет способствовать повышению их конкурентоспособности. Как и во многих других странах, российские государственные научно-исследовательские институты и университеты освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Это распространяется на исследования, финансируемые государством, а также исследования, выполняемые по контрактам с бизнесом. Налоговые льготы на прибыль не распространяются на государственные научные учреждения и университеты, поскольку целью их деятельности получение не является получение прибыли. До 2000-2002 гг. государственные научные организации пользовались льготами по земельному налогу и налогу на имущество, которые в последствии были отменены, что негативно сказалось на их финансово-экономическом положении.
Значительно больший интерес представляют две другие группы налоговых льгот, так как они способны реально стимулировать инновационный процесс. Перспективы их использования широко обсуждаются в странах ОЭСР.
Налоговые
инструменты, стимулирующие
инвестиции в сферу
НИОКР со стороны
частного бизнеса, непосредственно
связаны с налогом
на прибыль и делятся
на две категории:
Существуют
различия между налоговыми
льготами и налоговым
кредитом:
Существует большое многообразие в практике использования этих двух инструментов. Одни позволяют увеличить расходы на исследования и разработки за счет уменьшения налогов. Такой подход, например, характерен для Франции и США. При этом основная идея состоит в том, чтобы поддерживать дополнительные усилия компаний на проведение НИОКР, а не общие затраты. Другие – выделяют только особые виды НИОКР, на которые распространяются налоговые льготы. В Нидерландах, например, обеспечивается поддержка только трудовых затрат на НИОКР. Это - попытка остановить транснациональные компании, которые стремятся перенести свои исследования в страны с низким уровнем трудовых затрат. Наконец, третий подход заключается в предоставлении компаниям налогового кредита в денежной форме, независимо от факта получения ими прибыли (такой опыт характерен для Канады).
Одним из существующих вариантов налоговых льгот является снижение стоимости основного капитала (амортизация), используемое для проведения исследований и разработок. Большинство стран ОЭСР предоставляет компаниям право осуществлять ускоренную амортизацию научного оборудования.
Третья группа налоговых инструментов связана с поддержкой начинающих компаний на ранних стадиях развития. В этой сфере обычно используется широкое разнообразие используемых инструментов, включая прямую и косвенную поддержку, а также широкий спектр налоговых льгот. Например, в странах ОЭСР используются следующие налоговые инструменты, стимулирующие создание малых инновационных компаний:
В России малые начинающие компании могут использовать следующие возможности:
Недавно был принят закон о технопарках (научно-инновационных центрах на базе государственных НИИ для интеграции науки и малого предпринимательства). Он предусматривает значительные налоговые льготы для малых предприятий, зарегистрированных на территории зон. Эти предприятия будут платить налог на прибыль по ставке, составляющей ¼ общеустановленной ставки налога. Для предприятий, разрабатывающих опытную продукцию, предусмотрена льгота по единому социальному налогу (ставка данного налога для таких предприятий составит 14%).
В целях привлечения инвестиций в сферу НИОКР отдельные налоговые льготы предусмотрены для малых предприятий, работающих на территории наукоградов. Так, наукоградам Московской области соответствующим областным законом предусмотрено освобождение от уплаты налогов в областной бюджет до 50 % суммы налога на прибыль, полученной от реализации научной и (или) научно-технической продукции. Установлено, что данная льгота предоставляется при условии, что указанная продукция составляет не менее 20 % общего объема реализации. Областным законодательством предусмотрено также уменьшение суммы налога на имущество предприятий в части средств, зачисляемых в областной бюджет. Кроме того, тем же законом предусмотрено снижение на 4 % ставки налога на прибыль, перечисляемого в областной бюджет организациями, производящими не менее 50 % наукоемкой продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
течение 90-х гг. затраты на исследования
и разработки в России резко упали,
и лишь недавно ситуация начала улучшаться.
Вместе с тем, для развития российской
экономики требуется большой ассортимент
новой техники и технологий, и она вынужденно
становится зависимой от импорта зарубежных
технологий. Восстановив соответствующий
уровень финансирования НИОКР в ближайшем
будущем, Россия надеется вернуть ведущие
позиции в развитии новых технологий и
инноваций в высокотехнологичных отраслях
и тем самым избежать роста зависимости
от импорта.
Одно
из важнейших отличий России от западных
стран заключается в том, что
для последних характерно постоянное
увеличение затрат на НИОКР со стороны
крупных компаний, что позволяет им быть
лидерами. Естественно, что в этих условиях
меняется роль государства в инновационном
процессе. Оно в значительно большей мере
осуществляет косвенную поддержку и помощь
крупным компаниям, чем напрямую участвует
в инновационной деятельности. Россия
пока еще находится в начале этого пути.
В
целях продвижения в
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Стимулирование частных инвестиций в НИОКР