Стимулирование частных инвестиций в НИОКР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:16, контрольная работа

Описание

Сфера НИОКР является основой возможного качественного роста экономики как нашей страны, так и всего мира.

Правительство России должно приложить максимум усилий по стимулированию развития данной сферы НИОКР. Наряду с ростом бюджетных расходов на НИОКР доля которых остаются очень низкой, государство должно развивать систему косвенного финансирования предпринимательского сектора, через систему налоговых и амортизационных льгот, повышая заинтересованность предприятий в увеличении расходов на НИОКР и инновационной составляющей в общем объеме производимой продукции. В условиях, когда большинство предприятий не может себе позволить покупать услуги науки, государство должно выступить спонсором и координатором размещения заказов на выполнение научных работ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3

1.Относительные размеры инвестиций в НИОКР………………………………..…4

2.Организация и проблемы финансирования НИОКР России на современном этапе……………………………………………………………………………………….6

3.Участие правительства в развитии национальной инновационной системы…...8

4.Налоговые стимулы инновационной деятельности……………………………..10

Заключение………………………………………………………………………………14

Список используемой литературы…………………………………………………..…15

Работа состоит из  1 файл

КР_Стимулирование частных инвестиций в НИОКР.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

    В России существуют разные типы научных  организаций и для них должны быть разработаны свои схемы налогообложения. В то же время просматриваются  и общие принципы совершенствования  налогообложения в российской науке.

    На  наш взгляд, научные организации с чисто бюджетным финансированием должны быть полностью освобождены от налогов. НИИ и КБ прикладной науки, которые научились зарабатывать прибыль, должны облагаться налогами таким образом, чтобы возможно было регулировать требуемое соотношение фундаментальных и прикладных работ.

     Учитывая российскую специфику, можно говорить о формировании как общих льгот, так и льгот  специальных, ориентированных на НИОКР  в приоритетных научно-технических  направлениях. 

    На  западе применяются специальные  льготы для стимулирование кооперации фирм в сфере НИОКР. 

    В России важную роль в продвижении  по пути реформирования науки может  сыграть интеграция научных учреждений с банками. Первый этап интеграции может  представлять собой кооперацию на договорных началах. На втором этапе представляется рациональным создание научно-финансовых групп (НФГ), включающих научные, проектно-конструкторские организации, банки и другие финансовые структуры. НФГ должны иметь возможность использовать все преимущества, предусмотренные законом «О финансово-промышленных группах», а также льготы, предлагаемые выше и связанные с инновационной деятельностью. Создание НФГ позволит осуществлять реальную координацию и интеграцию научных организаций НФГ с промышленными предприятиями, являющимися клиентами банков группы, обеспечивая НИИ заказами от промышленности и сбыт научно-технической продукции институтов в производственном секторе.

    На  третьем этапе отдельные научно-финансовые группы и их отраслевые объединения  вступают во взаимодействие с крупным  инновационным банком, который становится ассоциированным членом ряда НФГ. Подобная модель позволит привлечь в науку негосударственные отечественные и зарубежные инвестиции и явится новым эффективным инструментом проведения государственной научной политики. 

    Помимо  прочего государство в рыночной экономике ответственно за создание рыночной инфраструктуры и информационного обеспечения рынка научно-технической продукции, финансовое обеспечение системы патентной и иной защиты интеллектуальной собственности за счет бюджетных средств. Создание благоприятной экономико-правовой среды для привлечения иностранных инвестиций, которые архинеобходимы в силу резкой ограниченности внутренних финансовых ресурсов в России.

 

     4.НАЛОГОВЫЕ СТИМУЛЫ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Наряду  с прямым финансированием важным инструментом государственной поддержки является стимулирование инновационной деятельности через налоговую систему. В обобщенном виде можно выделить три группы налоговых инструментов, стимулирующих инновации:

    • освобождение от налогов государственных  и частных некоммерческих организаций (налоги на добавленную стоимость, на имущество, на землю, а также  отмена таможенных пошлин при импорте научного оборудования и т.п.);
    • налоговые льготы, стимулирующие компании к увеличению расходов на исследования и разработки;
    • налоговые льготы для начинающих компаний на ранних этапах их деятельности.

    Как показывает опыт, налоговые льготы, включенные в первую группу, не дают каких-либо серьезных стимулов к  дополнительному инвестированию в  сферу НИОКР. Если государственные  и частные некоммерческие организации вынуждены будут платить все предусмотренные законодательством налоги, то государство должно компенсировать эти затраты путем увеличения объемов финансирования. Единственное преимущество этой группы налоговых льгот состоит в том, что общая структура затрат государственных организаций будет относительно ниже, чем у других организаций, что будет способствовать повышению их конкурентоспособности. Как и во многих других странах, российские государственные научно-исследовательские институты и университеты освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Это распространяется на исследования, финансируемые государством, а также исследования, выполняемые по контрактам с бизнесом. Налоговые льготы на прибыль не распространяются на государственные научные учреждения и университеты, поскольку целью их деятельности получение не является получение прибыли. До 2000-2002 гг. государственные научные организации пользовались льготами по земельному налогу и налогу на имущество, которые в последствии были отменены, что негативно сказалось на их финансово-экономическом положении.

    Значительно больший интерес представляют две  другие группы налоговых льгот, так  как они способны реально стимулировать  инновационный процесс. Перспективы  их использования широко обсуждаются в странах ОЭСР.

    

    Налоговые инструменты, стимулирующие  инвестиции в сферу  НИОКР со стороны  частного бизнеса, непосредственно  связаны с налогом  на прибыль и делятся  на две категории: 
 

    • Налоговые льготы. В этом случае фирмам, инвестирующим средства на проведение научных исследований и разработок, разрешается вычесть эти расходы из налогооблагаемого дохода или прибыли, затрачиваемой на НИОКР
    • Налоговый кредит. В этом случае фирмам, инвестирующим средства в проведение исследований и разработок, разрешается вычесть указанный процент затрат на НИОКР из налогооблагаемого дохода или налога на прибыль.

      

    Существуют  различия между налоговыми льготами и налоговым  кредитом:  

    • величина  налоговых льгот зависит от дохода и нормы прибыли, в то время  как налоговый кредит напрямую от них не зависит;
    • в обычных условиях неиспользованные налоговые льготы могут быть перенесены на другой период и компенсированы будущими налогами, в то время как неиспользованный  налоговый кредит требует дополнительных организационных усилий для контроля за его целевым использованием в каждом конкретном случае. В последние годы в практике налогового стимулирования НИОКР в странах ОЭСР произошло заметное смещение акцентов от пользования налоговыми льготами в сторону налоговых кредитов.
 

    Существует  большое многообразие в практике использования этих двух инструментов. Одни позволяют увеличить расходы  на исследования и разработки за счет уменьшения налогов. Такой подход, например, характерен для Франции и США. При этом основная идея состоит в том, чтобы поддерживать дополнительные усилия компаний на проведение НИОКР, а не общие затраты. Другие – выделяют только особые виды НИОКР, на которые распространяются налоговые льготы. В Нидерландах, например,  обеспечивается поддержка только трудовых затрат на НИОКР. Это - попытка остановить транснациональные компании, которые стремятся перенести свои исследования в страны с низким уровнем трудовых затрат. Наконец, третий подход заключается в предоставлении компаниям налогового кредита в денежной форме, независимо от факта получения ими прибыли (такой опыт характерен для Канады).

    Одним из существующих вариантов налоговых  льгот является снижение стоимости  основного капитала (амортизация), используемое для проведения исследований и разработок. Большинство стран ОЭСР предоставляет компаниям право осуществлять ускоренную амортизацию научного оборудования.

    Третья  группа налоговых инструментов связана  с поддержкой начинающих компаний на ранних стадиях развития. В этой сфере обычно используется широкое разнообразие используемых инструментов, включая прямую и косвенную поддержку, а также широкий спектр налоговых льгот. Например, в странах ОЭСР используются следующие налоговые инструменты, стимулирующие создание малых инновационных компаний:

    • Специальные налоговые льготы или кредиты существуют для компаний, находящихся на стадии запуска или действующих в течение первых нескольких лет. Для них предусмотрено полное освобождение от налогов (налоговые каникулы).
    • Ускоренное списание затрат на покупку оборудования
    • Освобождение от налогов капитала, предоставляемого малым компаниям.
 

 

    В России малые начинающие компании могут использовать следующие возможности:

    • Из налогообложения исключается прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий.
    • Освобождаются от НДС лизинговые платежи этих предприятий.
    • Для начинающих компаний действует упрощенный порядок налогообложения: им разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений.
    • Со времени налоговой реформы 2002 года малые предприятия и частные предприниматели в Российской Федерации (с оборотом менее 15 миллионов рублей) освобождались от НДС и лишь уплачивали 6%-ный налог на прибыль вместо обычных 24%. Это сделало малый бизнес более привлекательным, но в тоже время создало определенный барьер для тех небольших компаний, которые стремились к расширению.
 

    Недавно был принят закон о технопарках (научно-инновационных центрах на базе государственных НИИ для интеграции науки и малого предпринимательства). Он предусматривает значительные налоговые льготы для малых предприятий, зарегистрированных на территории зон. Эти предприятия будут платить налог на прибыль по ставке, составляющей ¼ общеустановленной ставки налога. Для предприятий, разрабатывающих опытную продукцию, предусмотрена льгота по единому социальному налогу (ставка данного налога для таких предприятий составит 14%).

    В целях привлечения инвестиций в сферу НИОКР отдельные налоговые льготы предусмотрены для малых предприятий, работающих на территории наукоградов. Так, наукоградам Московской области соответствующим областным законом предусмотрено освобождение от уплаты налогов в областной бюджет до 50 % суммы налога на прибыль, полученной от реализации научной и (или) научно-технической продукции. Установлено, что данная льгота предоставляется при условии, что указанная продукция составляет не менее 20 % общего объема реализации. Областным законодательством предусмотрено также уменьшение суммы налога на имущество предприятий в части средств, зачисляемых в областной бюджет. Кроме того, тем же законом предусмотрено снижение на 4 % ставки налога на прибыль, перечисляемого в областной бюджет организациями, производящими не менее 50 % наукоемкой продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    В течение 90-х гг. затраты на исследования и разработки в России резко упали, и лишь недавно ситуация начала улучшаться. Вместе с тем, для развития российской экономики требуется большой ассортимент новой техники и технологий, и она вынужденно становится зависимой от импорта зарубежных технологий. Восстановив соответствующий уровень финансирования НИОКР в ближайшем будущем, Россия надеется вернуть ведущие позиции в развитии новых технологий и инноваций в высокотехнологичных отраслях и тем самым избежать роста зависимости от импорта.  

    Одно  из важнейших отличий России от западных стран заключается в том, что  для последних характерно постоянное увеличение затрат на НИОКР со стороны крупных компаний, что позволяет им быть лидерами. Естественно, что в этих условиях меняется роль государства в инновационном процессе. Оно в значительно большей мере осуществляет косвенную поддержку и помощь крупным компаниям, чем напрямую участвует в инновационной деятельности. Россия пока еще находится в начале этого пути.  

    В целях продвижения в инновационном  направлении, а также для увеличения объемов инвестиций в научно-техническую  сферу, российскому государству  необходимо стимулировать компании и тем самым поощрять их вкладывать средства в НИОКР.  

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

  1. Аганбегян А.Г. Стратегия экономического развития Российской Федерации// Материалы проекта FinRus 9804 Европейского Союза, Инновационные центры и наукограды. — М., 2006.
  2. Автономов В. П. Национальные инновационные системы и место территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала// Материалы проекта FinRus 9804 Европейского Союза, Инновационные центры и наукограды. — М., 2007.
  3. Денисов Г.А. Механизм государственного стимулирования научно-технического прогресса в развитых странах// Промышленное строительство. 2011.
  4. Иванов В. В., Плетнев К. И. Взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти в развитии научно-технической инновационной деятельности. Практика и перспективы// Материалы проекта FinRus 9804 Европейского Союза, Инновационные центры и наукограды. — М., 2006.
  5. Инновационная деятельность в Российской Федерации: условия, факторы, тенденции. — М.: Госкомстат РФ, ОИПДГМЦ ГКС РФ. 2010.
  6. Кулагин А. С. Законодательная база научно-технического и инновационного развития в России и странах ЕС. Проект FinRus 9804 Европейского Союза, Инновационные центры и наукограды РФ. — М., 2006.

Информация о работе Стимулирование частных инвестиций в НИОКР