Управление инновационной деятельностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 02:03, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать деятельность предприятия, проанализировать деятельность предприятия в области внедрения инноваций и разработать пути оптимизации деятельности конкретного предприятия в области внедрения инноваций.

Содержание

Введение 4

1. Понятие инновационной деятельности предприятия 5

1.1 Общее положение 5

1.2. Жизненный цикл инноваций 8

1.3. Управление инновационной деятельностью предприятия 10

1.4. Характеристика и виды риска в инновационной деятельности 17

2. Анализ инновационной деятельности предприятия 22

2.1. Нормативно - правовая база инновационной деятельности в Республике Беларусь 22

2.2. Характеристика ОАО « Гомельстройматериалы» 28

2.3.Анализ состояния инновационной деятельности ОАО «Гомельстройматериалы» 31

3. Основные направления совершенствования инновационной деятельности на предприятии 34

3.1. Рекомендации по внедрению инноваций на ОАО «Гомельстройматериалы» 34

Заключение 36

Список используемой литературы 38

Приложения 40

Работа состоит из  1 файл

иновация курсовая готова.doc

— 404.00 Кб (Скачать документ)

     На  предприятии проводится ряд мероприятий  по усовершенствованию инновационной  деятельности. ( Приложение Г, Таблица 3)

       Таким образом, инновация представляет собой новшество, внедренное в деятельность предприятия с целью повышения его эффективности на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности. Следует отметить, что предприятии ведется планомерная работа в области внедрения в производство новых видов продукции и модернизации производственного процесса.

 

      З. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

     3.1 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИЙ НА ОАО «ГОМЕЛЬСТРОЙМАТЕРИАЛЫ»

     В соответствии с Государственной  программой инновационного развития на 2007-2010 годы, утвержденной указом президента №136 от 29 марта 2007 года, приоритетными направлениями научно-исследовательской деятельности в республике до 2010 года станут ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, производство конкурентоспособной продукции — новых материалов, источников энергии, информационных и телекоммуникационных технологий. Помимо этого большое внимание будет уделено вопросам экологии и рационального природопользования, а также созданию новых технологий переработки и хранения сельхозпродукции.

     Целью деятельности ОАО «Гомельстройматериалы» в течение всего планового  периода будет удовлетворение спроса на производимую продукцию, организация и совершенствование системы контроля ее качества, направленные на расширение деятельности и получение прибыли, а также удержания существующей рыночной ниши и завоевание новых потребительских рынков с ростом использования производственных мощностей предприятия.

     На  сегодняшний день, для улучшения позиций на рынке ОАО «Гомельстройматериалы» необходимо осуществить реализацию следующих проектов:

     1. Организация серийного производства минераловатных кубиков, используемых для выращивания рассады овощных культур.

     Реализация  данного проекта позволит обеспечить сельскохозяйственную отрасль Республики Беларусь в качественном продукте, полностью импортируемом сегодня из-за рубежа, по приемлемым ценам.

     За  два прогнозируемых года специалистам ОАО «Гомельстройматериалы» необходимо выполнить следующие работы по данному проекту: разработать техническую и технологическую документацию; изготовить необходимое оборудование; автоматизация процессов производства минераловатных кубиков; выпустить опытную партию минераловатных кубиков; организовать на предприятии серийный выпуск минераловатных кубиков.

     2. Замена мостовых электрических кранов.

     С целью выполнения предписания Проматомнадзора, необходима поочередная замена существующих кранов, установленных в цехе № 2 (производство кирпича и камней силикатных) и предназначенных для разборки составов вагонеток, складирования продукции и погрузки ее на автотранспорт и в железнодорожные вагоны. В течение 2006-2008 гг. планируется приобретение и поочередная замена мостовых электрических кранов в количестве шести штук (по два крана в год).

     3. Выполнение мероприятий программы  энергосбережения.

     С целью усиления работы по энергосбережению подготовлен и введен в действие в Республике Беларусь ряд директивных документов. Для выполнения доведенных до предприятия целевых показателей по энергосбережению специалистами предприятия разработаны мероприятия до 2010г. ( Приложение Д, Таблица 4)

     4. Разработка гидромеханизированного  карьера песка «Сожский».

     Целью проекта является намерение ОАО  «Гомельстройматериалы» ввести в эксплуатацию новый песчаный карьер «Сожский», который будет служить источником сырья (тонкозернистые и мелкие пески) для предприятия в последующие 14 лет.

     Идея  проведения данной работы является актуальной и требует безотлагательного решения, поскольку запасы сырья в ныне используемом карьере «Осов-цы» истощатся в течение ближайших двух лет и для обеспечения бесперебойного перехода на снабжение сырьем из нового карьера необходимо уже в ближайшее время начинать его обустройство и подготовку к эксплуатации, поскольку этот процесс требует определенных капитальных затрат и времени на проведение работ.

     Актуальность  представленного проекта обусловлена  следующими факторами:

  • необходимо создание источника сырья для ОАО «Гомельстройматериалы», который обеспечит в течение длительного времени бесперебойную поставку песка для технологии производств камней силикатного и кирпича силикатного утолщенного, блоков из ячеистого бетона стеновых;
  • обеспечение занятости коллективов цехов № 2 и № 5, а также занятости людей, работающих на существующем карьере «Осовцы».

     5. Разработка и установка автомата-укладчика  для съема плит из минеральной ваты.

     В настоящее время весь процесс  производства плит минераловатных автоматизирован, кроме процесса съема минераловатных изделий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный  с трансформацией идей-инноваций  в новый усовершенствованный продукт, внедренный на рынке; в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности; в новый подход к социальным услугам.

     Переход к рыночной экономике требует  существенного повышения гибкости производства и восприимчивости  к инновациям. Вновь создаваемые предприятия наукоемкого сектора, в отличие от обычных, ориентируются на полный цикл, включающий вначале стадию НИОКР и освоения производства новых продуктов и услуг. Поэтому они создают перспективные исследовательские группы. На завершающей стадии предусматривается послепродажное сервисное обслуживание. Это делает их более мобильными и позволяет учесть как постоянно меняющиеся запросы рынка, так и последние достижения науки и техники.

     Инновации можно представить как процесс  совершенствования сбалансированности различных областей работы предприятия. Для инновационного менеджера процесс обновления означает разрушение привычной ориентации научно-производственного персонала и направление его на поиск новых форм инновационной деятельности, превращение каждого работника в источник нововведений. Ему предстоит объединить большое количество участников инновационного процесса, создать экономические условия и стимулы для работы, нацеленной на обновление деятельности предприятия.

     Внедрение инноваций всегда связывается с  потребностями рынка. Инновационный менеджер определяет, какие виды новых продуктов, работ и услуг должны обеспечить нужную долю рынка, какие продукты требуют модернизации, для того чтобы была обеспечена сбалансированность краткосрочных и долгосрочных программ, т.е. он выявляет, как добиться в конкретных условиях оптимального варианта собственной доли рынка, повышения отдачи от используемого инновационного потенциала

     Выбор способа и направления инновационной  деятельности предприятия зависит от ресурсного и научно-технического потенциала предприятия, требований рынка, стадий жизненного цикла техники и технологии, особенностей отраслевой принадлежности.

     При проектировании, разработке и внедрении  инноваций следует определить необходимые  затраты для их реализации, возможные  источники финансирования, оценить экономическую эффективность от внедрения инноваций, сравнить эффективность различных инноваций путем сравнения доходов и затрат.

     Инновации связывают различные по характеру  и способам управления области хозяйственной  деятельности: науку, производство, инвестиции, реализацию продукции. Совершенствование стилей и приемов инновационного управления, быстрое и адекватное реагирование на изменение конъюнктуры рынка, острая необходимость в управлении внедрения новшества, развитие новых направлений инструментов в работе предприятия, совершенствование всех основных элементов современного инновационного менеджмента применительно к специфике рынка дают возможность инноваторам использовать все виды резервов предприятия для успешной инновационной деятельности.

     В настоящее время в программах инновации белорусских предприятий приоритетными являются; внедрение новых видов продуктов; освоение новых сегментов рынка; повышение рентабельности деятельности предприятия и каждого подразделения в отдельности; оптимальное использование имеющихся материальных и научных ресурсов.

     В соответствии с Государственной  программой инновационного развития на 2007-2010 годы, утвержденной указом президента №136 от 29 марта 2007 года, приоритетными направлениями научно-исследовательской деятельности в республике до 2010 года станут ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, производство конкурентоспособной продукции — новых материалов, источников энергии, информационных и телекоммуникационных технологий. Помимо этого большое внимание будет уделено вопросам экологии и рационального природопользования, а также созданию новых технологий переработки и хранения сельхозпродукции.

     Целью деятельности ОАО «Гомельстройматериалы» в течение всего планового периода будет удовлетворение спроса на производимую продукцию, организация и совершенствование системы контроля ее качества, направленные на расширение деятельности и получение прибыли, а также удержания существующей рыночной ниши и завоевание новых потребительских рынков с ростом использования производственных мощностей предприятия.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТКРЫ:

  1. В.П. Грузинов, В.Д. Грибов Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208 с.
  2. И.Т. Балабанов Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2001. – 437 с.
  3. Н.В. Сергеев Экономика предприятий: Учебное пособие. – 2-е изд., - М.: Финансы и статистика, 2005. – 310 с.
  4. Н.И. Зайцев Экономика промышленного предприятия. – М.: ИНФРА - М, 2003. – 259 с.
  5. Титов, А.Б. Маркетинг и управление инновациями. – СПб.: Питер, 2001. – 240 с.
  6. Ясников, Г.Е. Инновационное управление. Академия управления при Президенте. – Мн. 2001. – 193 с.
  7. Об основах государственной научно-технической политики: закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г., №2105-XИ (с измен. и доп. от 20 июля 2006 г. № 162-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - №122, 2/1259.
  8. О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007 - 2010 годы: указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007г., № 136 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2007. - № 79.
  9. Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006г., № 1475 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006г. - №86.
  10. О Государственной программе освоения в производстве новых и высоких технологий на 2006 - 2010 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2005г., № 1292 (с измен. и доп. от 31 окт. 2007 г., №1424) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2007. - № 265, 5/26057.
  11. Байнев, В.Ф., Саевич, В.В. Переход к инновационной экономике в условиях межгосударственной интеграции: тенденции, проблемы, белорусский опыт / В.Ф. Байнев, В.В. Саевич; под общ. ред. проф. В.Ф. Байнсва. – Мн., 2007.-180с.
  12. Ермасов, С.В. Инновационный менеджмент: конспект лекций / С.В. Ермасов. – М., 2007. – 184с.
  13. Инновационный менеджмент: методическое пособие. – Киев: РАМО, 1991. – 386с.
  14. Зайченко, Н.П. Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития / Н.П. Зайченко // Белорусский экономический журнал. – 2004. - №3. – С.35-43.
  15. Инновационный менеджмент: справочное пособие / под ред. П.Н. Завлина. - М.: ЦИСР, 1998. – 568с.
  16. Коллонтай, М.М. Инновационный менеджмент / М.М. Коллонтай. - Мн.: БГЭУ, 1997. – 390с.
  17. Кондратьева, Т.Н. Финансы венчурной деятельности / Т.Н. Кондратьева. - Мн.: ООО «Мисанта», 1998. – 290с.
  18. Кудашов, В.И. Управление интеллектуальной собственностью: учебное пособие / В.И. Кудашов. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. – 360с.
  19. Медынский, В.Г. Инновационное предпринимательство / В.Г. Медынский, Л.Г. Шакурова. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 235с.
  20. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент / В.Г. Медынский. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 295с.
  21. Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент / Ю.П. Морозов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 310с.
  22. Нехорошева, Л.Н. Научно-технологическое развитие / Л.Н. Нехорошева. - Мн.: БГЭУ, 1996. – 290с.
  23. Никитенко, П.Г. Инновационная деятельность и устойчивое развитие: теория и методология / П.Г. Никитенко. – Мн., 2004. – 92с.
  24. Рубашный, В.С. Инновационный менеджмент и интеллектуальная собственность: курс лекций / В.С. Рубашный. – Мн.: «ФУАинформ», 2007. – 368с.
  25. Стимулирование коммерциализации инноваций / под ред. П.Г. Никитенко. – Мн., 2006. – 182с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица1. Критерии оценки инновационного проекта. 

Критерии 11 12 33 44 55
Цели, стратегия, политика и ценности предприятия          
1. Совместимость  проекта с текущей стратегией          
2. Согласованность  проекта с представлениями потребителей о предприятии          
3. Соответствует  ли проект отношению предприятия  к риску?          
4. Временной  аспект риска          
Маркетинг          
1. Соответствие  проекта определенным потребностям  рынка          
2. Оценка  общей емкости рынка          
3. Оценка доли рынка          
4. Вероятность  коммерческого успеха          
5. Возможный  объем продаж          
6. Оценка  конкурентов          
7. Согласованность  с существующими каналами сбыта          
8. Общественное  мнение о новом продукте          
Научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы          
1. Соответствие  проекта инновационной стратегии  предприятия          
2. Вероятность  технического успеха          
3. Стоимость  и время разработки проекта          
4. Отсутствие  патентных нарушений          
5. Наличие  научно-технических ресурсов          
6. Возможность  будущих разработок продукта  и          
дальнейшее  применение внедряемой технологии          
7. Согласованность  с другими инновационными проектами  предприятия его производства  на окружающую среду          
9. Соответствие  проекта текущему и перспективному          
законодательству  об охране окружающей среды финансы          
1. Стоимость  НИОКР          
2. Затраты  на производство          
3. Стоимость  маркетинговых исследований          
4. Наличие  финансовых средств в необходимые  сроки          
5. Согласованность с финансированием других проектов предприятия          
6. Ожидаемая  норма прибыли          
7. Соответствие  проекта критериям эффективности  финансовых вложений, принятых на  предприятии          
Производство          
1. Соответствие  численности и квалификации          
производственного персонала предприятия для

реализации инновационного проекта

         
2. Согласованность  проекта с имеющимися мощностями  предприятия          
3. Стоимость  и наличие необходимых сырья,  материалов, комплектующих изделий          
4. Издержки  производства          
5. Уровень  безопасности производства          
           

Информация о работе Управление инновационной деятельностью предприятия