Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:47, курсовая работа
В современных условиях в крупных фирмах сложились устойчивые механизмы управления научно-технической деятельностью, отражающие особенности процесса интеграции науки и производства, все большую ориентацию исследований и разработок на рыночные потребности, усиление влияния рыночных факторов на стратегические позиции фирмы.
Новые задачи повлекли за собой изменения в системе связей как по вертикали, то есть между всеми уровнями управления, так и по горизонтали – между подразделениями научно - производственной сбытовой цепи.
Введение_________________________________________________
стр. 3
Отделы НИОКР___________________________________
стр. 5
Венчурные подразделения__________________________
стр. 8
Специальные централизованные фонды_______________
стр. 15
Фонды стимулирования нововведений________________
стр. 16
Заключение_______________________________________________
стр. 17
Список используемой литературы____________________________
стр. 18
Содержание
Введение______________________ |
стр. 3 |
|
стр. 5 |
|
стр. 8 |
|
стр. 15 |
|
стр. 16 |
Заключение____________________ |
стр. 17 |
Список используемой литературы____________________ |
стр. 18 |
Введение
В современных условиях в крупных фирмах сложились устойчивые механизмы управления научно-технической деятельностью, отражающие особенности процесса интеграции науки и производства, все большую ориентацию исследований и разработок на рыночные потребности, усиление влияния рыночных факторов на стратегические позиции фирмы.
Новые задачи повлекли за собой изменения в системе связей как по вертикали, то есть между всеми уровнями управления, так и по горизонтали – между подразделениями научно - производственной сбытовой цепи.
Новым в 80-е годы стало возникновение и развитие интегрированных систем управления процессом инновации, которые были выделены из общей системы управления производством и выпуска традиционной продукции. При этой системе разработка и внедрение нововведений превратились в непрерывный управленческий процесс, когда инновационные идеи интегрируются в перспективные производственные планы и программы, стимулирующие проникновение во все новые сферы бизнеса (такие системы управления нововведениями были приняты в крупнейших машиностроительных компаниях “IBM”, “Дженерал электрик”, “Мацусита”, “Сони” и др.). Их задачей является обособление подразделений, занимающихся нововведениями и перспективными направлениями развития фирмы с целью улучшения принятия решений, системы планирования и стимулирования ускорения разработки и внедрения новой продукции за счет специализации.
Создание более гибкой
и комплексной системы
Такая организация инновационного процесса получила в свое время широкое распространение и продолжает эффективно использоваться во многих компаниях.
Отделы научно-
В новой системе управления
нововведениями отделы НИОКР в производственных
отделениях стали играть более важную
роль, чем раньше. Они осуществляют
не только поиск и разработку новых
перспективных идей, но и их быстрое
доведение до стадии освоения, производства
и сбыта. Поэтому они более
заинтересованы в создании научно-технических
заделов для следующего поколения
продукции. Для современных условий
характерно усиление взаимного обмена
персоналом между отделами НИОКР
и отделами обеспечения производства
в рамках производственного отделения.
О повышении роли отдела НИОКР
свидетельствует также
Они сейчас осуществляют не просто поиск и разработку новых перспективных идей, но и их быстрое доведение до стадии освоения, производства и сбыта. Поэтому они стали более заинтересованы в создании научно-технических заделов для следующего поколения продукции. Для современных условий характерно усиление взаимного обмена персоналом между отделами НИОКР и отделами обеспечения производства в рамках производственного отделения, перевод персонала из центральных лабораторий в другие подразделения, включая лаборатории прикладных исследований, проведение регулярных совместных консультаций. О повышении роли отдела НИОКР свидетельствуют также увеличении объемов их финансирования в сумме, составляющей от 3 до 10% объема продаж продукции соответствующего производственного отделения.
Создание более гибкой
и комплексной системы
Во время формирования
децентрализованной структуры управления
в производственных отделениях создаются
отделы научно-исследовательских и
опытно-конструкторских
Бурное развитие научно-технического
прогресса, в первую очередь, обуславливает
переход к новой системе
Новое поколение венчурных структур и подразделений только встает на ноги, однако его роль в развитии материнских компаний уже сегодня весьма значительна. Чем это поколение бизнес подразделений отличается от предыдущего и что необходимо делать менеджерам, чтобы добиться успеха?
Анализируя отличительные признаки таких подразделений можно выделить три типа венчурного бизнеса:
Главное для руководителей предприятий - не распылять усилия и средства, а сконцентрировать ресурсы на тех направлениях, которые вписываются в рамки четко определенной корпоративной стратегии.
В последнее время стремление крупных корпораций к росту заставило их изменить взгляды на перспективность подразделений, развивающих новый венчурный бизнес. Эти подразделения «выращивают» с нуля различные компании, чтобы занять нишу на новых рынках, испытать и внедрить всевозможные нововведения. При этом венчурный бизнес создается внутри корпорации - в чем и состоит отличие модели новый венчурного бизнеса от дочерних венчурных компаний, инвестирующих в предприятия и занимающихся поиском предпринимательских бизнес идей вне материнской структуры.
Эта модель не является открытием - многие ее разновидности применялись еще в 1970-е годы. Однако бизнес подразделения, созданные в Coca-Cola, First Data, J.P. Morgan Chase, McDonalds, Mellon Financial, Nokia и других компаниях, отличаются от своих предшественников как принципами устройства и управления, так и характером деятельности. Они полностью отделены от основного бизнеса, поэтому могут сосредоточиться на венчурном предпринимательстве как таковом, не испытывая давления со стороны других подразделений. Кроме того, материнские компании обеспечивают «птенцам» нового венчурного бизнеса удачный старт, предоставляя им возможность пользоваться корпоративными ресурсами, скажем, предоставляя доступ к клиентам и инфраструктуре.
Оправдывают ли на практике надежды, возлагаемые на новые венчурные бизнес подразделения? В конце концов, они создавались, как правило, в годы подъема экономики, когда венчурные компании были широко разрекламированы, а стоимость новых фирм и выделившихся из больших корпораций бизнес - единиц стремительно росла. Теперь же чары первопроходцев потеряли свою силу и серьезные риски стали неприемлемы для новичков рынка.
Представляется, что организация новых венчурных бизнес подразделений отнюдь не дань моде. Опыт многих корпораций свидетельствует, что хотя данная модель во многих отношениях является незрелой, она уже выполняет свое предназначение, стимулируя рост материнских структур.
За последние несколько лет специалистами был не только изучен опыт более чем 30 компаний, организовавших или организующих новые венчурные бизнес подразделения, но они также приняли участие в разработке планов их создания и деятельности. И что касается развития новых направлений бизнеса, некоторые уже достигли первых весьма впечатляющих результатов. Например, новое венчурное бизнес подразделение корпорации Lucent Technologies, появившееся на свет еще в 1996 г., образовало 35 венчурных предприятий. Три из них уже «стали взрослыми» - они успешно провели первоначальное открытое размещение акций (IPO) или были проданы другой корпорации. Внутренняя норма рентабельности этого венчурного бизнес подразделения достигла 80%.
Специалисты полагают, что
новые венчурные бизнес подразделения
играют весьма значительную организационную
роль, действуя в качестве катализатора
развития материнской корпорации и
способствуя раскрытию ее потенциала
в созидании нового бизнеса. Словно
магнит, они притягивают специалистов
с предпринимательским
Впрочем, не все венчурные бизнес подразделения работают одинаково хорошо. В то время как некоторые из них становятся лидерами в своей группе, другие топчутся на месте или вовсе терпят крах. Необходимо отметить, что отличительными признаками первых являются способность сосредоточиться на ограниченном числе направлений и использование определенных принципов управления деловыми процессами. Менеджеры могут выбрать любой из трех видов венчурного бизнеса - совершенно новый для материнской корпорации, расширяющий палитру предложений, которые разработаны ключевым подразделением, или бизнес, основанный на новом использовании возможностей и технологий материнской структуры. Но если они будут заниматься всем подряд, то в итоге им придется иметь дело со смешанным бизнес-портфелем, и не исключено, что требования к управлению его компонентами окажутся противоречивыми.
Стремление крупных корпораций
к росту заставило их изменить
взгляды на перспективность создания
собственных венчурных
Такие подразделения организуют и выращивают новые венчурные предприятия внутри материнской компании, чтобы испытать и внедрить всевозможные инновации для обеспечения выхода на новые рынки. Это в значительной мере снижает риски, связанные с коммерциализацией инновационных разработок.
НВБ–подразделения играют весьма значительную организующую роль, ускоряя развитие материнской корпорации и способствуя раскрытию ее потенциала в создании нового бизнеса. Они притягивают специалистов с предпринимательским талантом, которые способны привлекать финансовые ресурсы, технологии и управленцев с опытом ведения венчурного бизнеса.