Виды инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:08, реферат

Описание

Актуальность данной темы может быть подтверждена данными о том, как много качественно новых товаров и услуг, появляющихся на рынке чуть ли не каждый день. В условиях стремительно развивающейся рыночной экономики, инновация становится одним из главных источников извлечения прибыли.
Инновации затрагивают не только область товарного производства и оказания услуг, но и сферы управления, организации и запуска производства, а также управление персоналом.

Содержание

Введение 3
Сущность, понятие, значение инноваций и
инновационного процесса 4
Виды инноваций 9
Заключение 15
Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

обложка.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

     ПЛАН

     Введение            3

    1. Сущность, понятие, значение инноваций и

       инновационного  процесса       4

    1. Виды инноваций        9

     Заключение         15

     Список  литературы        16 

 

      Введение

     Актуальность данной темы может быть подтверждена данными о том, как много качественно новых товаров и услуг, появляющихся на рынке чуть ли не каждый день. В условиях стремительно развивающейся рыночной экономики, инновация становится одним из главных источников извлечения прибыли.

     Инновации затрагивают не только область товарного производства и оказания услуг, но и сферы управления, организации и запуска производства, а также управление персоналом.

     Главной целью данной работы является рассмотреть различные классификации инноваций, для того, чтобы понять их многообразие и специфику.

     Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

     - изучить сущность, понятие и значение  инновации и инновационного процесса,

     - рассмотреть  различные виды инноваций

     Объектом исследования являются виды инновации. Предмет исследования: конкретные виды инноваций, объединенные в различные классификации. Информационной базой являются различные литературные источники, инновационные журналы и статьи, электронные библиотеки и сайты.

 

      Сущность, понятие, значение инноваций и инновационного процесса

     В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

     Выделяются  такие признаки инновации, как масштаб  инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение  и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения  и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

     Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.1 Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития.

     Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.

     Анализ  различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

     Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

     1. Использование новой техники,  новых технологических процессов  или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).

     2. Внедрение продукции с новыми  свойствами.

     3. Использование нового сырья.

     4. Изменения в организации производства  и его материально-технического  обеспечения.

     5. Появление новых рынков сбыта.2

     В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

     Термины "инновация" и "инновационный  процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с  созданием, освоением и распространением инноваций.

     Создатели инновации (новаторы) руководствуются  такими критериями, как жизненный  цикл изделия и экономическая  эффективность.

     Их  стратегия направлена на то, чтобы  превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

     Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой  ИП предполагает создание и использование  новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.3

     По  мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его  органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.

     В результате диффузии возрастает число, и изменяются качественные характеристики, как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии нововведения в рыночной экономике.

     Диффузия  инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. 4 Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

     Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

     Одним из важных факторов распространения  любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим  окружением, существенным элементом  которого являются конкурирующие технологии.

     Во  всех случаях одним из важных критериев принятия решений каждым субъектом является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обуславливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии нововведения в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самыми новыми технологиями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения - временна и снижается с приближением предела его распространения.

     Для быстрого распространения инновации  нужна развитая инфраструктура.

     Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический  порядок появления новшеств в  различных областях техники. Можно  отметить, что инновация – это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы.

 

      Виды инноваций

     Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации.

Классификационный признак Классификационные группировки инноваций
Области применения инноваций Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д
Этапы НТП, результатом которых стали  инновации Научные, технические, технологические, конструкторские,

производственные, информационные

Степень интенсивности инноваций «Бум», равномерная, слабая, массовая
Темпы осуществления инноваций Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные
Масштабы  инноваций Трансконтинентальные, транснациональные, региональные,

крупные, средние, мелкие

Результативность  инноваций Высокая, низкая, стабильная
Эффективность инноваций Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

     В таблице представлен классификатор инноваций использование которого позволит оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность и направления инновационного процесса, требующие корректировки или поддержки, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них, адекватные особенностям каждого инновационного процесса.

     Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:

     • технические появляются обычно в  производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

     • технологические возникают при  применении улучшенных, более совершенных  способов изготовления продукции;

     • организационно-управленческие связаны  прежде всего с процессами оптимальной  организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

     • информационные решают задачи организации  рациональных информационных потоков  в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

     • социальные направлены на улучшение  условий труда, решение проблем  здравоохранения, образования, культуры.

     Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические  требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические  инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия  для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства5.

     Приведенная классификация свидетельствует о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Следовательно, формы организации нововведений, масштабы и способы воздействия на экономику, а также методы оценки их эффективности тоже должны отличаться многообразием. Используя известные подходы к классификации инноваций, можно построить классификатор, имеющий практическое значение для создания системы управления инновациями.

Признаки  классификации Значение  признаков
Широта  воздействия и масштабность Глобальное Отраслевое Локальное
Степень радикальности

инноваций

Базисная Улучшающая Псевдоинновация
Источник  идеи Открытие Изобретение Рационализаторское  предложение прочие
Вид новшества Конструкция и  устройство Технология Материал, вещество Живые организмы
Способ  замещения существующих аналогов Свободное замещение Системное замещение

Информация о работе Виды инноваций