Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:08, реферат
Актуальность данной темы может быть подтверждена данными о том, как много качественно новых товаров и услуг, появляющихся на рынке чуть ли не каждый день. В условиях стремительно развивающейся рыночной экономики, инновация становится одним из главных источников извлечения прибыли.
Инновации затрагивают не только область товарного производства и оказания услуг, но и сферы управления, организации и запуска производства, а также управление персоналом.
Введение 3
Сущность, понятие, значение инноваций и
инновационного процесса 4
Виды инноваций 9
Заключение 15
Список литературы 16
ПЛАН
Введение 3
инновационного процесса 4
Заключение 15
Список
литературы 16
Введение
Актуальность данной темы может быть подтверждена данными о том, как много качественно новых товаров и услуг, появляющихся на рынке чуть ли не каждый день. В условиях стремительно развивающейся рыночной экономики, инновация становится одним из главных источников извлечения прибыли.
Инновации затрагивают не только область товарного производства и оказания услуг, но и сферы управления, организации и запуска производства, а также управление персоналом.
Главной целью данной работы является рассмотреть различные классификации инноваций, для того, чтобы понять их многообразие и специфику.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-
изучить сущность, понятие и значение
инновации и инновационного
- рассмотреть различные виды инноваций
Объектом исследования являются виды инновации. Предмет исследования: конкретные виды инноваций, объединенные в различные классификации. Информационной базой являются различные литературные источники, инновационные журналы и статьи, электронные библиотеки и сайты.
Сущность, понятие, значение инноваций и инновационного процесса
В
мировой экономической
Выделяются такие признаки инновации, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.1 Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития.
Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.
Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1.
Использование новой техники,
новых технологических
2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
3. Использование нового сырья.
4.
Изменения в организации
5. Появление новых рынков сбыта.2
В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.
Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.
Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.3
По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.
В результате диффузии возрастает число, и изменяются качественные характеристики, как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии нововведения в рыночной экономике.
Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. 4 Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.
Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.
Одним
из важных факторов распространения
любой инновации является ее взаимодействие
с соответствующим социально-
Во всех случаях одним из важных критериев принятия решений каждым субъектом является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обуславливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии нововведения в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самыми новыми технологиями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения - временна и снижается с приближением предела его распространения.
Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.
Инновационный
процесс имеет циклический
Виды инноваций
Комплексный
характер инноваций, их многосторонность
и разнообразие областей и способов
использования требуют
Классификационный признак | Классификационные группировки инноваций |
Области применения инноваций | Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д |
Этапы НТП, результатом которых стали инновации | Научные, технические,
технологические, конструкторские,
производственные, информационные |
Степень интенсивности инноваций | «Бум», равномерная, слабая, массовая |
Темпы осуществления инноваций | Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные |
Масштабы инноваций | Трансконтинентальные,
транснациональные, региональные,
крупные, средние, мелкие |
Результативность инноваций | Высокая, низкая, стабильная |
Эффективность инноваций | Экономическая, социальная, экологическая, интегральная |
В таблице представлен классификатор инноваций использование которого позволит оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность и направления инновационного процесса, требующие корректировки или поддержки, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них, адекватные особенностям каждого инновационного процесса.
Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:
• технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
• технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;
• организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
• информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
• социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
Различные
виды инноваций находятся в тесной
взаимосвязи и предъявляют
Приведенная классификация свидетельствует о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Следовательно, формы организации нововведений, масштабы и способы воздействия на экономику, а также методы оценки их эффективности тоже должны отличаться многообразием. Используя известные подходы к классификации инноваций, можно построить классификатор, имеющий практическое значение для создания системы управления инновациями.
Признаки классификации | Значение признаков | ||||||
Широта воздействия и масштабность | Глобальное | Отраслевое | Локальное | ||||
Степень
радикальности
инноваций |
Базисная | Улучшающая | Псевдоинновация | ||||
Источник идеи | Открытие | Изобретение | Рационализаторское предложение | прочие | |||
Вид новшества | Конструкция и устройство | Технология | Материал, вещество | Живые организмы | |||
Способ замещения существующих аналогов | Свободное замещение | Системное замещение |