Виды инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:08, реферат

Описание

Актуальность данной темы может быть подтверждена данными о том, как много качественно новых товаров и услуг, появляющихся на рынке чуть ли не каждый день. В условиях стремительно развивающейся рыночной экономики, инновация становится одним из главных источников извлечения прибыли.
Инновации затрагивают не только область товарного производства и оказания услуг, но и сферы управления, организации и запуска производства, а также управление персоналом.

Содержание

Введение 3
Сущность, понятие, значение инноваций и
инновационного процесса 4
Виды инноваций 9
Заключение 15
Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

обложка.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

     Данный  классификатор позволяет различным  образом группировать инновации  по тем или иным признакам в зависимости от потребностей пользователя банка данных. Например, отраслевая инновация определяет адресность управленческих воздействий. Степень радикальности инноваций определяет параметры этих воздействий. То, что инновация имеет в качестве источника идеи изобретение, позволяет оценить возможности ее коммерческой реализации. Масштаб распространения инновации зависит от вида новшества6.

     Таким образом, комплексный характер инноваций, многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. Представляется, что в классификации следует учитывать особенности инновационных процессов, которые необходимы при проектировании организационно-экономического механизма управления и вытекают из преобладающего типа инноваций, образующих данные процессы.

     Выделяют 9 основных признаков классификации, большинство из которых рассмотрены различными авторами.

     1 По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные и стратегические.

     Реактивные  инновации (РИ) — это обеспечивающие выживание фирмы инновации как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом, т.е. РИ фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке.

     Стратегические  инновации (СИ) - это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

     2. Классификационный признак по предмету и сфере приложения инноваций предполагает их деление на продуктовые инновации (новые продукты и новые материалы), рыночные инновации (инновации, открывающие новые сферы применения продукта; инновации, позволяющие реализовать продукт на новых рынках), инновации-процессы (технологии, организация процесса производства и управленческие процессы).

     3. По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными на основе нового способа, примененного к открытым явлениям. Техническое обновление 80-х годов в области электроники коренным образом отличается от всех предыдущих тем, что оно зарождалось не в русле последовательного освоения новых изобретений, а в повышении эксплуатационных характеристик изобретенного ранее.

     4. По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.

     5. По месту и роли в процессе производства можно выделить основные и дополняющие инновации. Основные продуктовые инновации создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей, дополняющие продуктовые — расширяют рынок в соответствующих областях. Основные технологические — составляют базис крупных технологических систем, дополняющие технологические — развивают имеющиеся базисные технологии.

     6. По масштабам распространения могут быть выделены инновации, ставшие основой для новой отрасли, производящей однородный продукт, и инновации, которые находят применение во всех отраслях и сферах народного хозяйства. Часто эти два типа инноваций во времени следуют друг за другом. Для иллюстрации этого момента можно позаимствовать примеры, приведенные А. Г. Кругликовым: электротехническая промышленность и электрификация народного хозяйства; автомобилестроение и автомобилизация; производство ЭВМ и компьютеризация.

     7 Классификация инноваций по значимости предполагает выделение базисных (отраслеформирующих, проникающих в другие отрасли, основных) инноваций; улучшающих (существенное усовершенствование базисных) и псевдоинноваций, представляющих незначительные изменения базисных.

     8 По направленности воздействия на процесс производства инновации подразделяются на расширяющие, рационализирующие и замещающие. Расширяющие инновации нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (например, компьютеризация — от ограниченного использования больших ЭВМ к массовому применению персональных компьютеров). Рационализирующие по сути близки к улучшающим. Замещающие инновации предназначены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), основанными на выполнении тех же функций. Например, замена газовых светильников на электрические.

     9 Классификация инноваций по глубине вносимых изменений затрагивает многие из рассмотренных признаков, но тем не менее ее наличие позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к инновациям более высокого уровня, в какой-то мере развить классификацию по другим признакам7.

     Приводимая  ниже классификация предложена чехословацким  экономистом Ф. Валентой:

     инновации нулевого порядка — регенерирование  первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;

     инновации первого порядка — изменение  количественных свойств системы;

     инновации второго порядка — перегруппировка  составных частей системы с целью  улучшения ее функционирования;

     инновация третьего порядка — адаптивные изменения  элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;

     инновации четвертого порядка — новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее  за рамки простых адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются — происходит некоторое улучшение их полезных свойств (оснащение существующего электровоза более мощным двигателем);

     инновации пятого порядка — новое поколение; меняются все или большинство  свойств системы, но базовая структурная  концепция сохраняется (например, переход  от электродвигателей серии «А» к серии «АИ»);

     инновации шестого порядка — новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции  без изменения функционального  принципа (возникновение бесчелночного  ткацкого станка);

     инновации седьмого порядка — новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип (переход к полупроводникам и транзисторам, замена классического воздушного транспорта транспортом на «воздушной подушке»)8.

 

      Заключение

     В результате проведенной работы мы разобрались  с понятием инновация, изучив несколько  определений инновации, смогли представить  четкое понимание о том, что такое  инновации. Инновация (нововведение) –  это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технического процесса, используемого в практической деятельности, это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения отдельных запросов потребителей.9 Также, разобрали несколько классификаций инноваций.

     Эффект  инновационной деятельность и результат  могут быть не всегда положительными, поэтому для избежания подобных ситуаций необходимо, досконально просчитать порядок нововведения, сделать анализ проводимой работы, сделать первоначальные исследования и только в случае достаточно большой уверенности положительного эффекта принимать стратегию на реализацию.

 

     Список литературы

  1. Инновационный менеджмент. Справочное пособие / под ред. П. Н. Завлина и др. М.: Центр исследований и статистики науки, 2007.
  2. Инновационная экономика. Под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. М.: Наука, 2009.
  3. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С.Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика », 2004. - 518
  4. «Работающая инновация: Как управлять ею, измерять ее и извлекать из нее выгоду»/  Давила Т., Шелтон Р., Эпштейн М. / 2007 год.
  5. «Новые бизнес - модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями» /Котельников В.Ю./ 2008 год.

Информация о работе Виды инноваций