Виды патентных исследований. Значение патентных исследований. Патентные исследования по уровню техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:21, реферат

Описание

Под патентными исследованиями понимают исследование технического уровня и тенденций развития объектов техники, их патентоспособности и патентной чистоты.
Результаты патентных исследований используются при разработке различных документов, охватывающих весь цикл – от создания научно-технического продукта до его использования в практической деятельности:
- прогнозов, программ, бизнес-планов, планов создания и развития производства объектов техники и оказания услуг, договоров;
- планово-технической документации на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Содержание

Введение
1. Сущность патентных исследований 5
1.1. Определение патентных исследований, его задачи, цели 5
1.2. Содержание патентных исследований 8
1.3. Виды патентных исследований 10
1.4. Роль и значение патентных исследований в обеспечении конкурентоспособности выпускаемой продукции 13
1.5. Оценка технического уровня продукции 16
Выводы
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

На тему: «Виды патентных исследований. Значение патентных исследований. Патентные  исследования по уровню техники» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

Введение

1. Сущность патентных исследований                                                                                             5

1.1. Определение патентных исследований, его задачи, цели                                                       5

1.2. Содержание патентных исследований                                                                                      8

1.3. Виды патентных исследований                                                                                                10

1.4. Роль и значение патентных исследований в обеспечении конкурентоспособности выпускаемой продукции                                                                                                                  13

1.5. Оценка технического уровня продукции                                                                                16

Выводы

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Под патентными исследованиями понимают исследование технического уровня и тенденций  развития объектов техники, их патентоспособности и патентной чистоты.

     Результаты  патентных исследований используются при разработке различных документов, охватывающих весь цикл – от создания научно-технического продукта до его использования в практической деятельности:

     - прогнозов, программ, бизнес-планов, планов создания и развития  производства объектов техники  и оказания услуг, договоров;

     - планово-технической документации  на выполнение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ;

     - отчетной научно-технической, конструкторской,  технологической документации;

     - документации, связанной с обеспечением  охраны объектов промышленной собственности в РФ и за рубежом;

     - документацией, связанной с постановкой  на производство объектов техники;

     - документацией, связанной с продажей  лицензий;

     - документацией, связанной с выявлением  и оценкой данных о предполагаемом  нарушении охраняемых прав промышленной собственности в РФ и за рубежом;

     - документации, относящейся к формированию  и реализации научно-технической,  патентной и коммерческой политики  хозяйствующего субъекта;

     - документацией, связанной с формированием  и реализацией инвестиционной политики и кредитованием, с подготовкой инвестиционных предложений и проектов.

     Для высших учебных заведений наибольший интерес представляют следующие  исследования:

     - исследование технического уровня, выявление тенденций, обоснование  прогноза развития техники;

     - исследование состояния рынков  продукции, сложившейся патентной  ситуации, характера национального  производства в странах исследования;

     - анализ направлений научно- исследовательской  и производственной деятельности  организаций и фирм, которые действуют или могут действовать на рынке исследуемой научно-технической продукции;

     - анализ коммерческой деятельности, включая лицензионную деятельность  разработчиков, производителей фирм, предоставляющих услуги, их патентной  политики для выявления конкурентов, лицензиаров и лицензиатов, партнеров по сотрудничеству;

     - обоснование конкретных требований  по совершенствованию существующей  и созданию новой продукции  и технологии;

     - Выявление технических, художественно-конструкторских  решений, компьютерных произведений, созданных в процессе выполнения НИР и ОКР с целью отнесения их к охранно-способным объектам интеллектуальной собственности (ИС);

     - анализ конкурентоспособности объектов  хозяйственной деятельности, эффективности  их использования по назначению, соответствия тенденциям и прогнозу развития и пр.

     Приведенный перечень показывает, насколько широк  спектр применения патентной информации и какие сложные вопросы могут  быть решены с ее помощью.

     Патентные исследования – необходимый элемент  достижения конкурентоспособности разработок вуза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 . Сущность патентных исследований.

     1.1 Определение патентных исследований, его задачи, цели 

     В настоящее время под патентными исследованиями понимаются информационно-аналитические  исследования, проводимые в процессе создания, освоения и реализации промышленной продукции с целью обеспечения высокого технического уровня и конкурентоспособности этой продукции, а также сокращения затрат на создание продукции за счёт исключения дублирования исследований и разработок. Патентные исследования проводятся на основе анализа источников патентной информации с привлечением других видов информации (научно-технической и рекламно-экономической), содержащих сведения о последних научно-технических достижениях, связанных с разработкой продукции о состоянии и перспективах развития рынка продукции данного вида.

     Патентное исследование (патентный поиск, патентно-информационный поиск) представляет собой один из современных  инструментов анализа, применяемых  для решения круга технических, конъюнктурных и правовых задач, связанных с разработкой и продвижением на рынок продукции, содержащей научно-технические достижения.

     Патентные исследования—исследования технического уровня и тенденций развития объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) на основе патентной и другой информации.

     Однако  это определение не в полной мере отражает действительноe назначение патентных  исследований в современных условиях развития экономики.

     В условиях рыночной экономики изменяется общая направленность патентных  исследований. Они ориентируются  на анализ рынка продукции, являющейся объектом патентных исследований, с  целью обеспечения конкурентоспособности  этой продукции.

     Патентные исследования включают поиск, отбор  и систематизацию источников научно-технической  и патентной документации, последующий  анализ и синтез которых позволяют  принять правильное решение или  сделать правильный выбор на различных  этапах создания объектов техники. Это могут быть решения прогнозного характера при исследовании задач перспективного планирования, результаты патентных исследований позволяют определить наиболее перспективное направление в изучаемой отрасли или виде техники, дать объективную оценку техническому уровню разработанной техники и технологии и определить пути достижения поставленной цели - осуществлять собственную разработку или заимствовать технические решения путем закупки лицензий, принять решение о патентовании, продажи лицензии, поставки на экспорт, экономические аспекты реализации технического решения.

     Патентные исследования позволяют на основе анализа  описания изобретений определять требования потребителей к продукции данного  вида, выявить фирмы-конкуренты и фирмы - потенциальные партнеры. Важную роль играют патентные исследования в рекламе конкурентоспособности продукции формировании стоимостных факторов. Поэтому патентные исследования играют важную роль в процессе разработки и постановки продукции на производство.

     Результаты патентных исследований оформляются в виде отчета, справки о поиске, патентного формуляра и пр. Порядок проведения патентных исследований определяет ГОСТ 15.011-82 , а также были разработаны "Методические рекомендации по проведению патентных исследований" /Государственный Комитет СССР по делам изобретений и открытий/. Сейчас эти нормативные документы носят рекомендательный характер, но по сути не устарели как методическое руководство и в настоящее время.

     Проведение  патентных исследований направлено на достижение следующих основных целей:

     - определение технического уровня  разработки или продукта, который  предполагается поставлять на  рынок, что определяет его потребительские  свойства, а также тенденций развития  в данной области; 

     - оценка конкурентоспособности продукции: если продукт характеризуется невысоким техническим уровнем, то велика вероятность, что его трудно будет реализовать по приемлемой цене в условиях конкуренции;

     - проверка на патентную чистоту,  то есть выявление внешних  угроз, связанных с наличием на аналогичную продукцию конкурентов охранных документов (патентов, свидетельств и т.п.), которые могут блокировать выход вашей продукции на рынок;

     - патентоспособность Вашей разработки, если Вы примите решение ее  запатентовать.

     Задачами  патентных исследований являются:

     - установление требований потребителей  к данной продукции. Это необходимо  для формулирования технического  задания на разработку новых  (модернизированных) образцов продукции  и проведения различных оценок  продукции, и её составных частей, а также технологии её изготовления для выработки обоснованных управленческих решений;

     - отбор наиболее эффективных (коммерчески  значимых) научно-технических достижений  из числа последних достижений, связанных с совершенствованием  продукции. В частности, на основе патентных исследований осуществляется оценка коммерческой значимости изобретений и других объектов промышленной собственности для принятия решения об их использовании в объекте разработки;

     -оценка  технического уровня промышленной  продукции на различных этапах ее жизненного цикла. Это необходимо для принятия решений о постановке разрабатываемой продукции на производство и снятия ее с производства, а также для установления цены на новые образцы промышленной продукции и формирования рекламы этих образцов продукции;

     -определение  патентоспособности объектов промышленной  собственности, разрабатываемых  в процессе создания новой  продукции, и целесообразности  патентования их в одной или  нескольких странах;

     -определение  условий беспрепятственной реализации  промышленной продукции на рынке конкретной страны или ряда стран без нарушения прав третьих лиц, владеющих патентами, действующими на территории этих стран (экспертиза на патентную чистоту);

     -анализ  тенденций развития рынка продукции  конкретного вид, что позволяет, например, прогнозировать спад в развитии рынка конкретной продукции или, напротив, его рост, что необходимо для выработки соответствующих управленческих решений;

     -анализ  условий конкуренции на рынке  продукции конкретного вида, включая  выявление потенциальных конкурентов, анализ направлений их деятельности, выбор рыночной ниши и т.п.;

     -стоимостная  оценка объектов промышленной  собственности при решении вопросов  продажи или покупки лицензии, а также при постановке объектов  промышленной собственности на  баланс предприятия в качестве нематериальных активов и при включении их в уставной капитал организуемых новых (в том числе совместных) предприятий.

Информация о работе Виды патентных исследований. Значение патентных исследований. Патентные исследования по уровню техники