Виды патентных исследований. Значение патентных исследований. Патентные исследования по уровню техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:21, реферат

Описание

Под патентными исследованиями понимают исследование технического уровня и тенденций развития объектов техники, их патентоспособности и патентной чистоты.
Результаты патентных исследований используются при разработке различных документов, охватывающих весь цикл – от создания научно-технического продукта до его использования в практической деятельности:
- прогнозов, программ, бизнес-планов, планов создания и развития производства объектов техники и оказания услуг, договоров;
- планово-технической документации на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Содержание

Введение
1. Сущность патентных исследований 5
1.1. Определение патентных исследований, его задачи, цели 5
1.2. Содержание патентных исследований 8
1.3. Виды патентных исследований 10
1.4. Роль и значение патентных исследований в обеспечении конкурентоспособности выпускаемой продукции 13
1.5. Оценка технического уровня продукции 16
Выводы
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

     На  этапе проверки состояния рынка осуществляется продажа части опытных образцов продукции или передача их в пользование на льготных условиях потенциальным потребителям. При этом специалистов по сбыту интересует реакция потребителей технический уровень и качество продукции и ее продажную цену, а также оценка потребителями преимуществ и недостатков данной продукции перед образцами аналогичной продукции фирм-конкурентов. Эти коммерческие эксперименты проводятся до принятия решения об организации массового производства.

     Принятие  решения об организации массового  производства новой продукции осуществляется после тщательного анализа результатов  исследований на всех предыдущих этапах. Следует иметь в виду, что суммарные  затраты на создание и освоение производства новой продукции резко возрастают именно на этапе организации массового производства. В этой связи исключительно важное значение имеет то, что все основные патентные исследования (определение требования потребителей, отбор наиболее эффективных идей, оценка технического уровня и патентной чистоты и др.) проводятся на начальных этапах создания продукции, когда затраты еще относительно невелики и можно внести коррективы в процесс создания продукции.

     Таким образом, патентные исследования являются инструментом управления инновационным проектом, при использовании которого минимизируются риски технологического и коммерческого характера и снижаются затраты на разработку. 
 

     1.4. Роль и значение патентных исследований в обеспечении конкурентоспособности выпускаемой продукции 

     Выделяют следующие основные группы факторов, влияющих на конкурентоспособность товара на рынке:

     1. Факторы, характеризующие соответствие  технического уровня продукции  последним достижениям науки  и техники. Основным фактором, относящимся к этой группе, является показатель технического уровня объекта, который определяется путем сравнения совокупности технико-экономических параметров объектов-аналогов. В обеспечении высокого технического уровня объекта техники определяющую роль играет использование изобретений, придающих объекту техники уникальные потребительские свойства в сравнении с объектами-аналогами

       К этой же группе факторов  относятся эстетические и эргономические  показатели объекта техники, т.е.  его внешний вид, удобства сопряжения  с оператором и др. Все это требует тщательной дизайнерской проработки продукции. Важная роль при этом отводится созданию промышленных образцов. Особенно велика их роль в обеспечении конкурентоспособности изделий легкой промышленности, а также в машиностроении, автомобилестроении, станкостроении, обрабатывающей промышленности и в приборостроении.

     2.Факторы,  характеризующие соответствие качества  продукции требованиям потребителей. Обеспечение факторов этой группы  связано с изучением требований  потребителя к продукции аналогичного  назначения. Одним из эффективных способов выявления недостатков известных объектов аналогичного назначения является изучение источников патентной информации, относящихся к изобретениям в данной области техники. Такой способ определения недостатков существующих изделий аналогичного назначения позволяет выявить потребности в таких новых изделиях, потребность в которых рядовой потребитель этой продукции еще не ощущает. Применение этого способа при проведении патентных исследований облегчается тем, что в описании изобретения, как правило, имеется раздел, в котором содержится анализ недостатков существующих технических решений

     3.Факторы,  характеризующие условия тенденции  развития рынка продукции данного  вида (аналогичного назначения). Успешный  выход на рынок с какой-либо продукцией и устойчивое положение на нем в течение длительного времени во многом определяются перспективами развития рынка в отношении данной продукции. Одним из способов определения тенденции развития отдельных видов продукции в конкретной стране или регионе является исследование динамики изобретательской активности в данной отрасли техники, основанное на построении динамических рядов патентования изобретений, относящихся к данной продукции, в стране намечаемого экспорта. При этом стабильность изобретательской активности или ее возрастание в последние годы изучаемого временного интервала могут свидетельствовать о стабильности и перспективах расширения рынка данной продукции

     4. Факторы, характеризующие условия  конкуренции на данном рынке.  Учет факторов этой группы предполагает выявление фирм-конкурентов на рынке данной страны. Это может быть сделано путем анализа библиографических частей рефератов или описаний изобретений к выданным в данной стране патентам, где приводятся сведения о фирме - патентообладателе, и ранжирования фирм по количеству принадлежащих им патентов.

       Кроме того, необходимо изучать  тенденции в разработке новых  изделий конкурирующими фирмами,  что может быть проделано путем  анализа всех изобретений этих  фирм. Для этого необходимо изучить описания изобретений по выданным данным фирмам патентам в различных странах, и, прежде всего, в странах, где размещены дирекции этих фирм.

       Необходимо также определить  намерения конкурирующих фирм  на рынке данной страны, например, путем изучения динамики патентования этими фирмами своих технических решений в данной стране Необходимо также выявить основные направления научных исследований конкурирующих фирм. Для этого необходимо использовать не только патентную, но и публикации в академических и отраслевых журналах, фирменных изданиях и монографиях, доколады и сообщения на совещаниях, конференциях, симпозиумах.

     5.Патентно-правовые  факторы. Одним из основных  условий обеспечения конкурентоспособности  продукции является ее патентная  чистота. Это означает, что продукция не должна нарушать исключительного права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и другие объекты интеллектуальной собственности, подтвержденных выдачей патентов или свидетельств в странах, где она реализуется как товар Существенную роль в обеспечении конкурентоспособности продукции играет патентование используемых в ней изобретений и других видов промышленной собственности. Наличие патента существенно облегчает проведение переговоров с партнерами, так как многие из них отказываются подписывать соглашения, в которых содержаться обязательства сохранить в секрете передаваемые технические решения. Монопольное положение, которое в течение некоторого времени обеспечивается фирме сильным патентом, особенно важно для малой фирмы. Наличие патентов и товарных знаков часто делает возможным осуществление эффективных экспортных операций

     6. Производственные факторы. К производственным  факторам, определяющим возможности  создания конкурентоспособной продукции  и характеризующим конкурентоспособность организации (предприятия), относятся: - овладение передовой технологией;

      - постоянное обновление и модернизация  технологического оборудования;

      - величина расходов на НИОКР;

      - наличие гибкой производственной  структуры, способной быстро переориентироваться на выпуск продукции, пользующейся повышенным спросом;

      - наличие надежных поставщиков  и др.

       Следует отметить, что расходы  на НИОКР включают расходы  на проведение патентных исследований, а расходы на маркетинг включают  расходы на патентование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей и регистрацию товарных знаков.

     7. Факторы, характеризующие условия  поставки и сбыта продукции  потребителю. Экспорт продукции  в настоящее время составляет  около 35% от общего объема мировой  торговли продукцией машиностроения, однако учитывая таможенную политику промышленно-развитых стран, торговля готовой продукцией во многих случаях не выгодна. В подобных случаях необходимо исследовать возможность поставки части оборудования, которая на месте в данной стране доукомплектовывается частями местного производства. В некоторых случаях возможна организация полного производства изделия. Это дает возможность повысить конкурентоспособность продукции. Как правило, в таких случаях предусматривается организация производства части или всего изделия в какой-либо стране на основе неисключительной лицензии на право использования изобретений или переуступки прав (исключительной лицензии). Такое сотрудничество, как правило, имеет долгосрочный характер и выгодно обеим сторонам

     8. Стоимостные факторы. Цена конкурентоспособного изделия на внешнем рынке находится в прямой зависимости от его качества. Наличие уникальных потребительских свойств изделия, обусловленных, например, использованием в нем изобретений, может быть основанием для сбыта его по более высокой цене, чем цена изделий-конкурентов, не обладающих этими свойствами. При оценке конкурентоспособности изделий следует принимать во внимание так называемую полную цену потребления изделия. Полная цена потребления складывается из цены приобретения (стоимости изделия на рынке) и затрат потребителя, связанных с эксплуатацией его в течение срока службы изделия, включая затраты энергии, топлива, затраты на ремонт и профилактическое обслуживание и т.п. Считается, что чем ниже доля цены приобретения в полной цене потребления изделия, тем ниже конкурентоспособность изделия.

     9. Информационные факторы. Трудно  переоценить роль информационных  факторов и, в частности, рекламы  в обеспечении конкурентоспособности  изделий на внутреннем и внешнем  рынке. Особенно велика эта роль на начальной стадии проникновения производителя на рынок. Успешной рекламе в значительной степени способствует использование в изделии оригинальных новинок (изобретений, ноу-хау и др.), которые придают изделию уникальные свойства. 
 

     1.5. Оценка технического уровня продукции. 

     Этапы проведения патентных исследований.

     Процесс проведения патентных исследований включает следующие этапы:

     - разработка задания на проведение  патентных исследований;

     - разработка регламента поиска  информации;

     - поиск и отбор патентной и  другой научно-технической и другой  научно-технической и конъюнктурно-коммерческой  информации;

     - обработка, систематизация и анализ  отобранной информации;

     - обобщение результатов и составление  отчета о патентных исследованиях.

     Под техническим уровнем продукции понимается её относительная характеристика, основанная на сопоставлении совокупности показателей технического совершенства оцениваемой продукции и базовых образцов. При этом под техническим совершенством продукции, понимается совокупность наиболее существенных свойств продукции, определяющих ее качество, и характеризующих научно-технические достижения в развитии данного вида продукции. Техническое совершенство продукции характеризуется набором показателей и выражается совокупностью их значений. Следует вспомнить также, что качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность, удовлетворять определенные потребности, в соответствии с ее назначением.

     Технический уровень продукции должен оцениваться  на всех этапах жизненного цикла продукции  — с начала ее разработки, когда  формируется идеальный образ  будущей продукции, до этапа ее массового  производства, когда она начинает вытесняться с рынка более  совершенными образцами продукции аналогичного назначения.

     Оценка технического уровня продукции на различных стадиях ее жизненного цикла решает следующие задачи:

     -обоснование  требований, закладываемых в техническое  задание на разработку продукции  и нормативно-техническую документацию;

     -принятие  решений о постановке продукции  на производство;

     -обоснование  целесообразности замены или  снятия выпускаемой продукции  с производства;

     -формулирование  предложений по экспорту и  импорту.

     Проблема  оценки технического уровня объекта разработки возникает и при отборе соответствующих технических решений (изобретений), когда необходимо оценить, в какой мере техническое решение (созданное в процессе разработки или заимствованное) может повлиять на характеристики продукции. В рыночных условиях оценка технического уровня является составной частью маркетинговых исследований. И это понятно, поскольку цены на готовую продукцию (товары, услуги) зависят от ее технического уровня.

Информация о работе Виды патентных исследований. Значение патентных исследований. Патентные исследования по уровню техники