Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:21, реферат
Под патентными исследованиями понимают исследование технического уровня и тенденций развития объектов техники, их патентоспособности и патентной чистоты.
Результаты патентных исследований используются при разработке различных документов, охватывающих весь цикл – от создания научно-технического продукта до его использования в практической деятельности:
- прогнозов, программ, бизнес-планов, планов создания и развития производства объектов техники и оказания услуг, договоров;
- планово-технической документации на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
Введение
1. Сущность патентных исследований 5
1.1. Определение патентных исследований, его задачи, цели 5
1.2. Содержание патентных исследований 8
1.3. Виды патентных исследований 10
1.4. Роль и значение патентных исследований в обеспечении конкурентоспособности выпускаемой продукции 13
1.5. Оценка технического уровня продукции 16
Выводы
Список литературы
На этапе проверки состояния рынка осуществляется продажа части опытных образцов продукции или передача их в пользование на льготных условиях потенциальным потребителям. При этом специалистов по сбыту интересует реакция потребителей технический уровень и качество продукции и ее продажную цену, а также оценка потребителями преимуществ и недостатков данной продукции перед образцами аналогичной продукции фирм-конкурентов. Эти коммерческие эксперименты проводятся до принятия решения об организации массового производства.
Принятие
решения об организации массового
производства новой продукции осуществляется
после тщательного анализа
Таким
образом, патентные исследования являются
инструментом управления инновационным
проектом, при использовании которого
минимизируются риски технологического
и коммерческого характера и снижаются
затраты на разработку.
1.4.
Роль и значение патентных исследований
в обеспечении конкурентоспособности
выпускаемой продукции
Выделяют следующие основные группы факторов, влияющих на конкурентоспособность товара на рынке:
1.
Факторы, характеризующие
К этой же группе факторов
относятся эстетические и
2.Факторы,
характеризующие соответствие
3.Факторы,
характеризующие условия
4.
Факторы, характеризующие
Кроме того, необходимо изучать
тенденции в разработке новых
изделий конкурирующими
Необходимо также определить намерения конкурирующих фирм на рынке данной страны, например, путем изучения динамики патентования этими фирмами своих технических решений в данной стране Необходимо также выявить основные направления научных исследований конкурирующих фирм. Для этого необходимо использовать не только патентную, но и публикации в академических и отраслевых журналах, фирменных изданиях и монографиях, доколады и сообщения на совещаниях, конференциях, симпозиумах.
5.Патентно-правовые
факторы. Одним из основных
условий обеспечения
6.
Производственные факторы. К
- постоянное обновление и
- величина расходов на НИОКР;
- наличие гибкой
- наличие надежных поставщиков и др.
Следует отметить, что расходы
на НИОКР включают расходы
на проведение патентных
7.
Факторы, характеризующие
8. Стоимостные факторы. Цена конкурентоспособного изделия на внешнем рынке находится в прямой зависимости от его качества. Наличие уникальных потребительских свойств изделия, обусловленных, например, использованием в нем изобретений, может быть основанием для сбыта его по более высокой цене, чем цена изделий-конкурентов, не обладающих этими свойствами. При оценке конкурентоспособности изделий следует принимать во внимание так называемую полную цену потребления изделия. Полная цена потребления складывается из цены приобретения (стоимости изделия на рынке) и затрат потребителя, связанных с эксплуатацией его в течение срока службы изделия, включая затраты энергии, топлива, затраты на ремонт и профилактическое обслуживание и т.п. Считается, что чем ниже доля цены приобретения в полной цене потребления изделия, тем ниже конкурентоспособность изделия.
9.
Информационные факторы.
1.5.
Оценка технического уровня продукции.
Этапы проведения патентных исследований.
Процесс проведения патентных исследований включает следующие этапы:
-
разработка задания на
- разработка регламента поиска информации;
-
поиск и отбор патентной и
другой научно-технической и
-
обработка, систематизация и
-
обобщение результатов и
Под техническим уровнем продукции понимается её относительная характеристика, основанная на сопоставлении совокупности показателей технического совершенства оцениваемой продукции и базовых образцов. При этом под техническим совершенством продукции, понимается совокупность наиболее существенных свойств продукции, определяющих ее качество, и характеризующих научно-технические достижения в развитии данного вида продукции. Техническое совершенство продукции характеризуется набором показателей и выражается совокупностью их значений. Следует вспомнить также, что качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность, удовлетворять определенные потребности, в соответствии с ее назначением.
Технический уровень продукции должен оцениваться на всех этапах жизненного цикла продукции — с начала ее разработки, когда формируется идеальный образ будущей продукции, до этапа ее массового производства, когда она начинает вытесняться с рынка более совершенными образцами продукции аналогичного назначения.
Оценка технического уровня продукции на различных стадиях ее жизненного цикла решает следующие задачи:
-обоснование
требований, закладываемых в техническое
задание на разработку
-принятие
решений о постановке
-обоснование целесообразности замены или снятия выпускаемой продукции с производства;
-формулирование предложений по экспорту и импорту.
Проблема оценки технического уровня объекта разработки возникает и при отборе соответствующих технических решений (изобретений), когда необходимо оценить, в какой мере техническое решение (созданное в процессе разработки или заимствованное) может повлиять на характеристики продукции. В рыночных условиях оценка технического уровня является составной частью маркетинговых исследований. И это понятно, поскольку цены на готовую продукцию (товары, услуги) зависят от ее технического уровня.