Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 04:07, реферат
Бурное развитие информационных технологий и их широкое использование во всех областях человеческой деятельности привело к изменению и модификации привычных реалий при их отражении в виртуальном пространстве. Примером этого, в частности, служат появившиеся и стремительно развивающиеся в сети Интернет так называемые виртуальные музеи, которые по сути своей представляют базы данных, содержащие музейные электронные экспонаты, цифровые фото-, аудио- и видеоматериалы, анимацию и многое другое.
Виртуальный музей – новая реальность
Введение
Бурное развитие информационных технологий и их широкое использование во всех областях человеческой деятельности привело к изменению и модификации привычных реалий при их отражении в виртуальном пространстве. Примером этого, в частности, служат появившиеся и стремительно развивающиеся в сети Интернет так называемые виртуальные музеи, которые по сути своей представляют базы данных, содержащие музейные электронные экспонаты, цифровые фото-, аудио- и видеоматериалы, анимацию и многое другое. Понятие виртуальный музей вошло в нашу жизнь в конце прошлого века, начиная с середины 90-х годов. Сейчас в сети Интернет с помощью поисковых систем можно найти более тысячи электронных музеев с таким названием.
Что они представляют собой, что скрывается под вывеской ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ попытаемся выяснить в этой статье, целью которой является обзор и попытка классификации того множества явлений, представленных в сети, которые носят название виртуальный музей.
1. Понятие РЕАЛЬНЫЙ музей versus ВИРТУАЛЬНЫЙ музей
Классически учреждение культуры под названием музей определяется следующим образом.
МУЗЕЙ (лат. museum - храм муз) – это учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее для обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, промышленности, сельского хозяйства, материалы из жизни и деятельности великих людей и т.д., расположенные по определенной системе, с целью их сохранения, наглядного изучения, а также распространения знаний среди широких масс населения [Словарь, 1964]. Впервые упоминания о музеях относятся к XV-XVI вв.,
Определение
и все вышеперечисленные
По ключевым словам "виртуальный музей" любая поисковая система в Интернете выдаст множество сайтов, где эти слова задействованы. При просмотре этих сайтов возникает желание разобраться в том, "что есть что", и навести некоторый порядок. В современном Интернете существуют два типа музейных сайтов, которые делятся на:
1) представительства реально существующих музеев и
2) собственно виртуальные музеи,
но называются все они пока одинаково: виртуальные музеи.
Сайты на музейную тематику РЕАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ (РМ) весьма многочисленны и популярны и обеспечивают Интернет-пространство информацией о многих музеях мира, их экспозициях, выставках, каталогах, месте расположения, времени работы и разных мероприятиях, т.е. традиционный сайт РМ есть лишь техническое средство для распространения музейной информации и в некотором роде реклама. Сайт реального музея надо бы называть ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР такого-то реального музея, чтобы не путать с собственно виртуальным музеем, например, ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР ЭРМИТАЖА или РУССКОГО МУЗЕЯ.
Собственно ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ (ВМ) встречаются в Интернете реже, их куда меньше, чем представительств реально существующих музеев, но они набирают силу и их становится в последнее время все больше и больше. Далее займемся рассмотрением особенностей музеев второго типа в Интернете, которые и будем называть ВИРТУАЛЬНЫМИ.
Общим для реальных и виртуальных музеев является то, что любой музей – это место, где история продолжается, они не являются хранилищем древностей. История здесь встречается с современностью, так как экспонаты музеев пополняются отражениями событий текущего момента (книги и биографии, документы и вещи, проекты и фотоматериалы и т.д.).
2. Отличительные черты виртуального музея
Особенность виртуального музея заключается в том, что такого музея (в отличие от реального) физически не существует (вернее сказать – организационно), но все же это музей, т.к. соответствует данному выше определению. Он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах и имеет свою собственную структуру. Причем каждый организатор виртуального музея выбирает ту структуру и организацию, которая кажется ему наиболее удобной и наглядной. В чем-то прообразом для ВМ служит РМ и его структурная организация (экспонаты, выставки, экспозиции, запасники, каталоги и т.д.), а что-то каждый привносит свое, создавая свой особый виртуальный музей. Надо отметить, что идея создания виртуального музея столь же проста, сколь сложна ее техническая реализация.
При кажущейся аналогии с обычным реальным музеем, виртуальный музей – это все-таки новая реальность, которая выходит за рамки традиционного представления о реальном музее с его постоянной экспозицией и временными выставками, в то время как экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии, а время работы выставок виртуального музея может длиться годами, и их количество связано лишь с новыми идеями, интересными проектами, а ограничено только тематикой данного музея. Экспонаты реального музея со временем приходят в негодность, коллекция же виртуального музея снимает вопрос о сохранении своих образцов.
Особенностью виртуального музея является также и то, что зритель (он же пользователь) "посещает виртуальный музей на своем компьютере, общается с ним один на один и сам устанавливает с ним (ВМ) личные отношения, погружается в новую реальность, которую он сам воссоздает в своем сознании.
Именно в "новой реальности" виртуального музея человек из зрителя превращается в участника этой "новой реальности", здесь ему никто не мешает: ни другие посетители, ни служители музея" [Кононыхин // http://www.russ.ru/]. Кроме того, посещать виртуальный музей можно в любое время дня и ночи, нет никаких очередей за билетами и ограничений на время пребывания в музее для просмотра экспонатов.
Виртуальный
музей будет работать долгие годы,
не прерываясь ни на минуту, даже в праздники
и выходные, днем и ночью, попасть
в него можно из любого уголка мира,
и число посетителей
Таким образом, виртуальный музей – это созданный в сети оригинальный сайт, не имеющий своего аналога в реальности и представляющий любую тематику, если по ней находятся реальные материалы, имеющие свое физическое или идейное воплощение в реальном мире.
Представительства реальных музеев в сети Интернет и виртуальные музеи – это разные организации. ВМ отличаются от виртуальных представительств РМ прежде всего тем, что они являются не только носителями той или иной информации, но и ее первоисточником.
3. Отношение к сети Интернет реальных и виртуальных музеев
У реальных и виртуальных музеев разные отношения к сети Интернет. Первый – рассматривает сеть Интернет как способ представительства своей деятельности, а второй – как способ ведения самой деятельности, т.е. способ существования. РМ размещает в сети Интернет справочную информацию о работе музея, анонсы временных выставок, обзор основных разделов музея. Его задача – заинтересовать человека через Интернет в реальном посещении музея. ВМ размещает в Интернете собственно экспозицию музея и собственно выставки. Его задача – показать посетителю виртуального музея ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС то, что в другом месте (реальном или виртуальном) он увидеть не сможет. Состав экспозиций и выставок и их количество определяются лишь концепцией виртуального музея.
Реальный музей не использует в полную силу Интернет, у него, как правило, отсутствует страница ссылок, для него Интернет лишь одна из рекламных площадок своей деятельности. Для ВМ само его существование обусловлено максимальным включением в сетевые ресурсы, электронные конференции, совместные проекты и т.п., без участия в которых о нем никто не узнает. Поскольку виртуальный музей не связан с конкретным помещением (зданием), то для него Интернет – это сфера и жизнедеятельности и среда обитания.
Даже внешне сайт реального музея отличается от сайта виртуального: сайт РМ делает акцент на ОРИГИНАЛЬНОМ ДИЗАЙНЕ И ВНЕШНЕМ ЭФФЕКТЕ, он создается по образу рекламного проспекта, путеводителя, каталога, руководствуясь требованиями музейных работников.
В сайте виртуального музея главное внимание уделяется АКТУАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ И ОРИГИНАЛЬНОСТИ МАТЕРИАЛОВ (часто в ущерб оригинальности дизайна). Наконец, частота обновления информации на сайте ВМ в несколько раз выше, чем на сайте РМ, так как для формирования круга своих постоянных посетителей виртуальный музей непрерывно обновляет сайт, размещая на нем новостную информацию, организуя форумы, конференции. Виртуальная выставка в значительно меньшей степени ограничена временем и пространством по сравнению с реальной.
Виртуальный музей позволяет сохранить уникальную архивную информацию, которая по старинке записана на бумажных или магнитных носителях и которая со временем может быть утрачена, т.е. виртуальный музей снимает вопрос о сохранности своих образцов, что так актуально для реальных музеев (учитывая различные природные катаклизмы и стихийные бедствия, от которых никто не застрахован). При этом место для сохранности любой информации в ВМ практически не ограничено.
4. Основные аспекты существования виртуальных музеев
4.1. Информационные аспекты
ВСЁ ПРИНАДЛЕЖИТ ВСЕМ – это главный феномен Интернета. Здесь всеобщая "халява" соседствует со всеобщим альтруизмом. Виртуальный музей не просто открыт для всех, он принадлежит всем! Лозунг виртуального музея: "Посторонним вход разрешен!" Каждый практически свободно может использовать любую информацию виртуального музея (картинки, статьи, документы, фото и пр.) и совершенно бесплатно.
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ виртуального музея – один из самых важных аспектов "новой реальности". Виртуальный музей можно рассматривать как окно в мир: вы свободно можете зайти в любой из виртуальных музеев различной тематики, поучаствовать в конференциях, оставить свои впечатления и пожелания в гостевой книге. "Сетевой человек" живет ощущением причастности ко всему, что происходит в мире.
АКТУАЛЬНОСТЬ – это важный аспект, включающий в себя обновляемость информации и своевременность её появления в сети. Если за месяц-другой не открылось ни одной новой выставки, это не будет способствовать посещаемости сайта. Если же в виртуальном музее регулярно появляются новости, анонсы будущих выставок и обсуждается на форуме интересная проблематика, то "к нему не зарастет народная тропа".
4.2. Социальные аспекты
СВОБОДА – это значит, что у виртуального музея нет нужды в помещении, финансировании, штате сотрудников и проверяющих – цензорах, как в реальном музее. Достаточно оригинальной идеи и желания реализовать ее не на словах, а в реальности, хоть и виртуальной. Единственное условие - наличие компьютера с выходом в Интернет и умение воплотить свою идею в виртуальном виде технически.
РАВЕНСТВО в сети состоит в том, что все виртуальные музеи в какой-то степени равны. Как и в реальной жизни, здесь важна "различимость", т.е. оригинальность тематики сайта и его жизненность, иными словами обновляемость, а не размер и количество вложенных затрат. Важно, чтоб было интересно, ново и в хорошей компании.
БРАТСТВО заключается в том, что виртуальный музей есть часть ресурсов сети, которые, в свою очередь, дробятся на более специализированные сообщества (представительства реальных музеев, виртуальные выставки и музеи, различные сетевые проекты и т.д.). Все эти сообщества организуются стихийно, этому способствуют страницы ссылок, которые создает всякая виртуальная организация, так как именно страница ссылок и определяет тот контекст, в котором она "работает".
ДЕМОКРАТИЯ присуща сетевой жизни, так как она более непосредственна и дружественна, чем реальная жизнь. Вы можете связаться по e-mail с любым корреспондентом и можете рассчитывать на ответ, лишь бы предмет общения был интересен для обеих сторон. Виртуальный музей инициирует связи с близкими ему виртуальными организациями и отдельными личностями и получает письма от самых разнообразных корреспондентов, которые тоже рассчитывают на ответную реакцию.
НЕЗАВИСИМОСТЬ виртуального музея – это прежде всего то, что он не зависит в своей деятельности от чиновников. Над ним нет ни управления культуры, ни другой вышестоящей организации, не надо ни с кем согласовывать свою деятельность и выбивать финансирование.
4.3. Технические аспекты