Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 23:31, творческая работа
Эта работа посвящена исследованию роль государства в инновационном развитии. Прежде всего, необходимо рассмотреть инновационное развитие и инновационную политику. В данной работе это глава 2.
Я считаю, что переход к инновационному развитию без государственного вмешательства не возможно. В последующих частях моей работы постараюсь раскрыть этот тезис и привести аргументацию в их пользу.
1. Введение
2. Основная часть
2.1. Инновационное развитие
2.2. Инновационная политика
2.3. Инновационное развитие и государство
3. Заключение
4. Список литературы
Министерство образования РФ
Новосибирский
государственный
университет
Эссе
на
тему:
“
Возможен ли переход
к инновационному развитию
без государственного
вмешательства”
Выполнила:
Бадмажапова Дулма Жаргаловна
Студент 874 гр.
Проверил:
Бажанов Виктор Андреевич
кандидат
экономических наук
Новосибирск
2010
План:
2.1. Инновационное развитие
2.2. Инновационная политика
2.3. Инновационное развитие и государство
Введение
Современный этап мирового развития связан с процессами глобализации в самом широком смысле, поскольку характеризуется резким усилением и усложнением взаимосвязей и взаимозависимостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни. Это выражается в формирование мировых рынков капиталов, финансов, производства, торговли, рабочей силы. Однако наибольшее воздействие оказывает построение глобальных информационных сетей, позволяющих интенсифицировать информационный обмен и сотрудничество в научно-технической сфере, культуре, бизнесе. Иными словами, происходит создание глобального информационного поля, генерирующего знания и оказывающего существенное влияние на появление экономики нового типа – инновационной, где сектор знания играет решающую роль, а производство знаний представляет источник экономического роста.
Инновационная экономика, экономика знаний, является уже реальностью для США и ряда стран западной Европы, которые находятся в вершине списка стран с наиболее высоким валовым внутренним продуктом (ВВП) на душу населения. Она характеризуется относительно высокими долями людей с высшим образованием в структуре рабочей силы, компьютеров, и других многочисленных показателей, которые не оставляют сомнений, что существенная доля ВВП создаётся именно за счёт инновационной составляющей. Так что лидерство в мировой экономике и инновации являются сейчас практически синонимами
Из великой инновационной державы второй половины XX века Россия перешла в начале XXI века во вторую сотню стран мира и тенденция отставания только нарастает.
Переход России к новому этапу экономического развития предполагает учет высших мировых достижений научно-технического прогресса в соединении с национальной конкретно-исторической спецификой страны, ее экономики и особенностями ее современных проблем. Одна из таких проблем связана, с тем, что курс на модернизацию российской экономики провозглашен после 15-17-летнего перерыва в инновационном процессе. Поэтому ее ориентирами должны объективно служить новейшие результаты, которые получены мировой наукой и техникой за прошедшие годы, «перешагивая» промежуточные ступени.
Эта работа посвящена исследованию роль государства в инновационном развитии. Прежде всего, необходимо рассмотреть инновационное развитие и инновационную политику. В данной работе это глава 2.
Я
считаю, что переход к инновационному
развитию без государственного вмешательства
не возможно. В последующих частях
моей работы постараюсь раскрыть этот
тезис и привести аргументацию в их пользу.
2. Основная часть
2.1.
Инновационное развитие
Ускорение темпов развития мировой экономики, экономического роста отдельных
стран
за последние десятилетия в
Количественные
и качественные характеристики мировой
экономики все в большей мере определяются
технологическими сдвигами на основе
инноваций, причем основной эффект достигается
не столько за счет их непосредственного(
возникают везде, в том числе и в областях, прямо не сопряженных с ней, – в корпоративном менеджменте, маркетинге, секторе деловых услуг, финансовой сфере, государственном управлении и др. Заметно меняется вся «экосистема», в которой функционируют индивидуумы, организации, институты.
Инновационный рост как стратегическое направление развития глобальной экономики в предстоящие десятилетия будет обеспечиваться преимущественно за счет конвергенции технологий. В ходе этого процесса появляются широкие возможности возникновения огромного спектра технологических направлений на стыке существующих, что значительно расширяет базу для прорывных инноваций. Наиболее перспективными зонами конвергенции считаются информационно-коммуникационные (ИКТ), био- и нанотехнологии. Достижения в этих областях будут иметь самые различные приложения и эффекты практически для всех секторов экономики и сфер общественной жизни.
В
большинстве стран
Рис. 1 Источник
[Индикаторы науки, 2008; Наука, технологии
и инновации, 2007]
Научная деятельность выступает основным источником инноваций и ключевым фактором инновационного роста. Динамика промышленного производства, рост его концентрации привели к расширению масштабов исследований и увеличению численности занятых в этой сфере. Только за первую половину XX в. численность ученых в мире увеличилась в 8 раз, а затраты на ИиР – в 400 раз. Импульс новым закономерностям дала Вторая мировая война, когда впервые потребовалась мобилизация усилий ученых для укрепления военного потенциала, быстрой переориентации ИиР с целью совершенствования производственных и управленческих технологий. Инерция роста сохранилась и в послевоенный период. В итоге если в начале прошлого века численность занятых в науке в мире не превышала 100 тыс. чел., то к середине 1990-х годов она уже приблизилась к 7.5 млн чел. Однако наука лишь создает знания. Для полноценного инновационного развития требуются определенные предпосылки, формирующие условия для их распространения и превращения в конечные экономические блага, продвижения
инновационных продуктов и услуг на внутренние и внешние рынки. Этот тезис снова возвращает нас к проблеме создания развитой системы взаимосвязей.
Мощные финансовые и торговые связи являются необходимым условием минимизации рисков коммерческой деятельности, продвижения на промежуточных и конечных фазах инновационного цикла. Для их развития требуется определенная открытость национальных экономик. Расширение мировых валютных, кредитных и финансовых рынков позволяет смягчить противоречия между высвобождающимися инвестиционными ресурсами в одних регионах мира и их дефицитом в других. Наконец, динамичный инновационный рост невозможен без системного подхода к формированию социально-экономической и научнотехнологической политики. Необходимы единые рамки, позволяющие объединить все направления и факторы роста и участвующие в них институты. На мировой арене активно реализуются много- и двусторонние политические инициативы в области научно-технологической и инновационной политики, которые
подробнее будут рассмотрены ниже.
Помимо положительных факторов, следует учитывать и тормозящие условия. Любые рестрикционные меры, направленные на ограничение финансового и товарного обмена (протекционизм, высокий уровень монополизации, наличие мощных картелей и т.д.), излишняя «зарегулированность» экономических систем – все это способно значительно ослабить темпы роста отдельных стран и глобальной экономики в целом. Сюда следует добавить и некоторые мобилизационные эффекты – обострение политических отношений, вооруженные конфликты, внутреннюю политическую неопределенность, масштабные катаклизмы, катастрофы и др. Они, несомненно, увеличивают риски инновационной деятельности, сдерживают потоки инвестиций, подталкивая компании к переходу от долгосрочных стратегий к краткосрочному мобилизационному поведению.
Ключевой вопрос инновационного развития - обновление основного капитала. Однако кризис 1990-х гг. прервал этот процесс, который в советской экономике непрерывно протекал и в годы так называемого «застоя». Даже в последней пятилетке 1986-1990 гг. ввод в действие основных фондов составил 4,2% годового прироста. В 1991-1995 гг. он сокращался в среднем на 20,5% в год. Сокращение, хотя и медленное, продолжалось и в следующем пятилетии (-1,5%). Только затем начался положительный рост этого показателя (12% в период 2001-2005 гг.). Такую же динамику показывают и инвестиции в основной капитал, служащий источником расширения и обновления на инновационной основе. Между ними существует близкая, почти прямая корреляционная связь, удлиняющаяся в зависимости от лага времени, характера инвестиций и эффективности их использования. До 1990 г. вложения в основной капитал росли, с 1991 г. стали резко падать (-22,1%), а в 2001-2005 гг. снова увеличиваться. В 2006 г. ввод в действие основных фондов превысил уровень предшествующего года уже на 16,1%, а инвестиции выросли на 13,7%.
Как известно, периодический кризис как фаза нормального капиталистического цикла завершается депрессией, затем подъемом при обновлении основного капитала, и только благодаря этому он выводит экономику на новый уровень, более высокий, чем тот, что обернулся закономерным циклическим кризисом. Трансформационный же кризис не дал России обновления основного капитала на новой технико-технологической основе. До сих пор восстановление прежнего масштаба производства и отчасти обновление основного капитала происходит преимущественно на прежней технико-технологической базе. По своему характеру и содержанию весь трансформационный цикл оказался не-инновационным (исключая локальные нововведения).
Ныне в России, по различным оценкам, в обновлении нуждается от 50 до 80% (по разным отраслям) основного капитала. Теоретически, как уже отмечалось, обновление действующего и расширение основного капитала может происходить и на прежнем материально-техническом уровне. На таком пути Россия будет отставать на поле мировой экономики, снижать свою конкурентоспособность на мировом рынке и ослаблять, не обеспечивая самостоятельное расширенное воспроизводство, систему своей экономической, политической и национальной безопасности. Другой путь - инновационное развитие.
Если расширенное воспроизводство происходит при неизменных технической базе, органическом строении капитала и уровне производительности труда, то, как показывает двухсекторная модель Маркса, наблюдается одинаковая равновесная динамика роста I и II подразделений общественного производства. Но переход к инновационному варианту той же модели требует - и это показали еще М.И. Туган-Барановский и В.И. Ленин в 1890-х гг. - более быстрого роста производства средств производства, причем особенно средств производства для самого I подразделения. Эта идея указывает на стимулы растущего эффективного спроса и источники его удовлетворения со стороны самого производства средств производства, если экономика переходит на функционирование в режиме инновационного развития.
Понимание
этой закономерности имеет важное значение
для выработки рациональной макроэкономической
политики при переводе российской экономики
на рельсы инновационно-интенсивного
экономического роста, открывающего возможности
неуклонного подъема производительности
общественного труда. Вместе с тем не менее
важно учесть и то обстоятельство, что
автономность роста «производства ради
производства» небеспредельна, она ограничена
в конечном счете взаимодействием производства
и личного потребления массы населения,
удовлетворение потребностей которого
является предназначением, естественной
целью производства благ. Этого требуют
не только выводы абстрактной теории,
но и миссия современного социального
государства в условиях социально-ориентированной
конкурентной экономики.
Информация о работе Возможен ли переход к инновационному развитию без государственного вмешательства