Возможен ли переход к инновационному развитию без государственного вмешательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 23:31, творческая работа

Описание

Эта работа посвящена исследованию роль государства в инновационном развитии. Прежде всего, необходимо рассмотреть инновационное развитие и инновационную политику. В данной работе это глава 2.
Я считаю, что переход к инновационному развитию без государственного вмешательства не возможно. В последующих частях моей работы постараюсь раскрыть этот тезис и привести аргументацию в их пользу.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть
2.1. Инновационное развитие
2.2. Инновационная политика
2.3. Инновационное развитие и государство
3. Заключение
4. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

эссе мое1.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

2.2 Инновационная политика 

     Государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Представляется в разрабатываемых правительством Российской Федерации                                                  концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

     В настоящее время национальная государственная  инновационная политика находится  в стадии формирования. Органы исполнительной власти исходят из необходимости реализации системного подхода к развитию инновационной инфраструктуры, который предусматривает обстоятельное изучение текущей ситуации, создание нормативно-законодательного обеспечения инновационной деятельности, недостающих звеньев и условий для тиражирования элементов инфраструктуры, положительно зарекомендовавших себя на практике.

     В передовых странах разработка и  внедрение технологических инноваций  является решающим фактором социального  и экономического развития, залогом  экономической и национальной безопасности.

     Производственный  потенциал многих развивающихся  стран сосредоточен на начальных  стадиях цикла: в ресурсодобывающей  и перерабатывающей промышленности. Если развитые страны имеют избыточные мощности в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции, значительная доля которых экспортируется, то развивающиеся страны экспортируют первичные ресурсы, энергоносители и продукты их переработки, импортируя конечную продукцию перерабатывающей и обрабатывающей промышленности. Такой тип технологической структуры в мировой практике принято называть колониальным.

     Вместе  с тем некоторые промышленно  развитые страны имеют достаточно развитую добывающую промышленность, а ряд  развивающихся стран обладает вполне современными технологиями в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции.

     В настоящее время скорость, объём  и глубина инновационного процесса во многом определяют экономический  и политический вес страны на мировой  арене.

     И в нашей стране, благодаря удачной  конъюнктуре сырьевых мировых рынков, оказалось возможным включиться в мировой инновационный процесс. В России наблюдаются рост темпа внедрения инноваций в общественной, духовной, экономической и политической сферах.  И самое главное с приходом нового поколения людей на руководящие должности, существенно снизился уровень «страха пред нововведениями».

     Основными задачами государственной инвестиционной политики являются:

  1. поддержка (стимулирование) отдельных отраслей экономики.
  2. обеспечение сбалансированного развития отраслей хозяйствования и экспортного производства.
  3. достижение конкурентоспособной отечественной продукции.
  4. реализация социальных и экологических программ (развитие здравоохранение, образования, ЖКХ, охрана окружающей среды).
  5. регулирование занятости населения.
  6. обеспечение обороноспособности и безопасности государства.

     Государственное регулирование инвестирования направлено на обеспечение максимальной эффективности  инвестиционных вложений.

     Государство для выполнения своих функций  регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.

     В условиях рыночных отношений выделяют прямые и косвенные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. К таким средствам можно отнести  государственную регистрацию субъектов  предпринимательской деятельности, лицензирование, установление квот на экспорт и импорт, управление государственными предприятиями и государственной собственностью, распорядительные процедуры и др. Прямое экономическое воздействие заключается в инвестировании в отдельные территории, отрасли, предприятия, которые по роду своей деятельности не могут выдержать жесткую конкуренцию рынка. Например, в наукоемких отраслях экономики велик риск вложения инвестиций, инвестиционный процесс протекает с интервалами, при этом проекты считаются долгосрочными и дорогостоящими.

     Рассмотрим  более подробно некоторые стороны  прямого метода государственного регулирования  инвестиционной деятельности.

     Формы деятельности органов государственной  власти в области прямого регулирования  инвестиций заключаются в следующем [16]:

     1) выделение средств на капитальные  вложения из государственного  бюджета;

     2) на практике в качестве прямого  регулирующего воздействия на  инвестирование считается предоставление  финансовой помощи в виде дотаций,  субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей, производств;

     3) государственное воздействие на  инвестирование выражается и  путем проведения кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной  политики;

     4) разработка (формирования) и реализация федеральных программ;

     5) разработка и проведение единой  государственной научно-технической  политики;

     6) стимулирование инвестиционной  активности с помощью налогов,  налоговых льгот, норм амортизации  и ее индексации, регулирования  учетной ставки банковского кредита.

     Важным  методом прямого государственного регулирования инвестиционной деятельности является контроль за соблюдением государственных  норм и стандартов, обязательных для  всех предприятий и организаций, независимо от формы собственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Инновационное развитие  и государство. 

     Хотя  рынок играет важную роль в стимулировании инновационной активности, он не может  обеспечить динамичное развитие национальных инновационных систем. Значима и  роль государства, формулирующего долгосрочную стратегию развития этих систем, а также реализующего конкретные мероприятия по поддержке и регулированию инноваций (особенно в условиях недостатка свободных финансовых ресурсов). Выверенная инновационная политика играет для России особую роль для аккумулирования финансовых и интеллектуальных ресурсов, их целевой ориентации на долгосрочные и текущие приоритеты.

     Я думаю, что инновационное  развитие станет возможным только при эффективном  сотрудничестве и совместной ответственности  науки, государства, бизнеса и общества. Именно бизнес может и должен обеспечить рыночность в сфере технологий, помогая институтам власти в принятии верных решений и правильных законов. Но в дальнейшем, несмотря на преимущественное участие в инновационном бизнесе частных предприятий, координирующая роль государства должна сохраниться, чтобы обеспечить максимальную выгоду государства от продаж на рынке наукоемкой продукции.

     Сложность развития инновационной сферы заключается  в неприспособленности старой системы  управления инновациями к новым условиям хозяйствования.

     Необходимо  отметить, что для стабильного  функционирования инновационной системы, прежде всего, необходимо сформировать законодательную базу. Потому что  любой рядовой исследователь  или инноватор, вкладывающий свои деньги и ресурсы в инновационные разработки, должен быть уверен в защищённости своих прав на изобретение и на получение соответствующего дохода от его использования.

     Одной из причин снижения эффективности инноваций  является слабость правовой базы в  области инновационного предпринимательства и недостаточный уровень государственной поддержки инновационных предприятий. Любой вид инновационной деятельности требует государственной поддержки и стимулирования. В развитых западных странах разработаны пути и формы, с помощью которых осуществляется поддержка инновационного предпринимательства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Данная  работа была посвящена роли государства  в инновационном развитии. Эта  проблема, по моему мнению, имеет  очень большое значение и от ее решения в будущем, в частности, будут зависеть успехи экономики страны и ее конкурентоспособность на мировой арене.

     На  мой взгляд, в интересах развития инновационной экономики государство должно выработать и реализовать соответствующую стратегию, которая была бы направлена на содействие структурным преобразованиям в экономике в сторону преодоления экспортно-сырьевой зависимости и обеспечения стабильно высокой динамики и качества экономического роста. Переход на инновационный тип развития неизбежно вызывает изменения всех компонентов хозяйственной системы, гарантирующих закономерное преобразование экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы

  1. ФЗ об инновационной деятельности и государсвенной инновационной политике.
  2. Лепский В.Е., «Методологические фспекты инновационного развития»
  3. В. Черковец, «Особенности нового этапа инновационного развития России»
  4. А. М. Бабашкина, Государственное регулирование национальной экономики, Москва, 2003г.
  5. Молчанов Е.П. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.

Информация о работе Возможен ли переход к инновационному развитию без государственного вмешательства