Введение в инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:59, лекция

Описание

Инновации – процесс превращения потенциального НТП в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
Первый, кто заговорил об инновациях был Ш.Петтер. Он выделил 5 типичных изменений:
1. использование новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (конвейер)
2. внедрение продукции с новыми свойствами (гибридный автомобиль, сенсорный телефон)
3. использование нового сырья (синтетическая ткань, ГМО)

Работа состоит из  1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 24.61 Кб (Скачать документ)

Инновационный менеджмент – упр. деятельность, ориентированная на получение нового качества в результате разработки и реализации кардинальных управленческих решений.

Инновации – процесс превращения потенциального НТП в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Первый, кто заговорил  об инновациях был Ш.Петтер. Он выделил 5 типичных изменений:

1. использование  новых технологических процессов  или нового рыночного обеспечения  производства (конвейер)

2. внедрение  продукции с новыми свойствами (гибридный автомобиль, сенсорный  телефон)

3. использование  нового сырья (синтетическая ткань,  ГМО)

4. изменение  в организации производства и  его материально – технического  обеспечения (чел. фактор –  стиль рук-ва)

5. появление  новых рынков сбыта (интернет  – магазины)

Предмет инновационного менеджмента – целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и присущие им изменения в социальных, экономических и технических системах.

Инновация –  результат инновационного процесса. Для инновации важны 3 составляющие:

- научно-техническая  новизна (новые технологии, продукты)

- коммерческая  реализуемость

- производственная  применимость

3 формы инновационного  процесса:

1. простой – новшество внутри одной организации

2. товарный –  новшество как предмет купли-продажи

3. расширенный  – процесс проявляется в создании  нововведений, нарушений монополий  => совершенствование пользовательских  свойств товара.

Фазы

- создание и  распространение

- диффузия нововведения  – процесс посредством которого нововведение передается по каналам между членами соц. системы во времени (автомобили, компьютеры)

Научно  – техническая  деятельность охватывает 3 эл-та:

- фундаментальные  исследования – экспериментальные  и теоретические исследования, направленные  на получение знаний. Результатом  являются теории и гипотезы.

- прикладные  исследования – получение новых  методов при использовании гипотез  и теорий.

- разработки  – шаги по внедрению товара.

Виды  инновационной деятельности:

1) инструментальная  подготовка и организация производства

2) пуск производства  и производственные разработки, включающие модификацию продукта, переподготовку персонала и пробное  производство

3) маркетинг  новых продуктов

4) приобретение  неовеществленных технологий со стороны

5) приобретение  овеществленной технологии

Виды  инноваций:

* продуктовые – применение нового материала

* процессные  – изменение метода организации  производства или новой технологии

- по типу новизны:

* новые в отрасли  в мире (интернет)

* новые в отрасли  в стране

* новые для  группы предприятий

* новые для  конкретного предприятия (стиль  управления)

- если рассматривать  фирму как систему:

* инновации на  входе предприятия – изменение  в материалах, в сырье (конвейер)

* инновации на  выходе с предприятия – конкретный  товар, услуга

* инновация системной  структуры предприятия – изменение  в управлении

- в зависимости  от глубины вносимых изменений:

* радикальные  (базовые)

* улучшающие

* модифицированные (частные)

- классификация  Пригожина:

1. по распространенности: единичные; диффузные

2. по месту  в производственном цикле: сырьевые; связывающие (обеспечивающие); продуктовые

3. по преемственности:  замещающие (полное вытеснение старого  продукта); отменяющие; возвратные; открывающие  (не имеют аналогов); ретро-введения

4. по охвату: локальные; системные; стратегические

5. по инновационному потенциалу и степени новизны: радикальные; комбинаторные (направленные на привлечение новых групп потребителей); совершенствующие.

Организационные структуры инновационного менеджмента – организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными разработками и научными исследованиями (конструкторское бюро)

Венчурные фирмы  передают свои разработки фирмам:

* эксплеренты – фирмы, специализирующиеся на новых и радикальных преобразований старых сегментов рынка. Невелики по размерам, заключают альянс с крупными фирмами, корпорациями.

* патиенты – работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформировавшиеся под действием рекламы, моды (Верту)

* виоленты – фирмы с силовой стратегией, производят массовый товар, средние цены на этот товар. Фирмы прибыльны. (Нокиа)

* коммутанты – ориентированы на удовлетворение местных потребностей, действуют на этапе падения цикла выпуска продукции. Их основная политика – доставлять товар туда, где он необходим (например, изменение географии продаж)

Анализ  эффективности инновационной  деятельности

К системе показателей  предъявляются следующие требования:

- показатели  должны быть актуальны по времени  и формироваться на перспективу

- показатели  должны охватывать процессы на  всех стадиях жизненного цикла  товара

- показатели  должны быть состыкованы между  собой

- показатели  должны быть выражены абсолютными  и относительными величинами

Внедрение новшеств может дать 4 вида эффекта:

* экономический  – прибыль от деятельности; прибыль от продаж патентов; прирост объема продаж; сокращение срока окупаемости инвестиций; рост оборачиваемости капитала

* научно-технический  – колическтво зарегистрированных авторских свойств; повышение коэф-та автоматизации производства; повышение организационного уровня производства и труда; рост количества публикаций; повышение конкурентоспособности организации и ее товара на рынке

* социальный  – прирост дохода работников  организации; повышение степени  удовлетворенности физиологических  потребностей работников; увеличение  рабочих мест; повышение квалификации; увеличение продолжительности жизни  работников

* экологический – снижение отходов производства; снижение выбросов в почву и воду; повышение эргономичности производства; повышение штрафов за нарушение экологического зак-ва.

ЮНИДО – ООН  по промышленному развитию. 7 показателей  инновационной деятельности: чистый дисконтированный доход; внутренняя норма  прибыли; простая норма прибыли; норма прибыли на акционерный  капитал; коэф-т фин. автономности проекта; коэф-т текущей ликвидности; срок окупаемости инвестиций в инновационный проект.

Венчурное (рисковое) финансирование нововведений

Венчурный механизм: распределение фин. риска между предпринимателем и инвестором; сильная ориентация на новые перспективные направления НТП; активное участие инвестора в управлении на всех этапах новой организации.

Особое место  в системе рисковых капиталовложений играют крупнейшие промышленные корпорации.

3 организационных  формы, которые пользуются  крупные корпорации при осуществлении рисковых капиталовложений:

1. участие в  качестве партнера с ограниченной  ответственностью в фондах, учрежденных и управляемых в венчурном бизнесе (+ риск невелие, не требует больших капиталовложений, управленческих навыков – только долевое участие)

2. квазисамостоятельная дочерняя венчурная организация (+ финансирование не ограничено – часть корпорации, все действия должны быть согласованы со стратегией)

3. прямое финансирование  деятельности мелких инновационных  организаций (+ высокий риск –  макс. прибыль при успехе)

Механизм  поэтапного финансирования нововведений:

1 – достартовое финансирование (финансирование теоретических работ, оценка потенциального риска, до 1 года, инвестиции наиболее рисковые, в следующий этап проходит 30% инноваций)

2 – стартовое  финансирование (конечные пробы товара, есть план бизнеса, набран штат сотрудников, нужна масштабная реклама, риск убытков велик, до 1 года)

3 – этап начального  расширения (укрепление репутации,  налаживание системы сбыта, прибыль  особо небольшая, бизнес начинает  себя окупать, приходят новые  инвесторы, несколько лет)

4 – этап быстрого  расширения (увеличение объема выпускаемого  товара, расширение производства, его  совершенствование)

5 – подготовительный  этап (привлечение новых инвесторов  прекращается, подготовка к продаже  акций, 3 мес)

6 – этап обеспечения  ликвидности рисковых капиталовложений (выпуск акций, их продажа)

от 1 до 6 этапа  проходит 10 лет.

Инновации и инновационные  процессы

Источники инновационных идей (Дракер)

- неожиданное  событие для организации или  отрасли («Катюша»)

- несоответствие  между реальностью и нашими  представлениями о ней (3Д очки)

- нововведения, основанные на потребности процесса, т.е. слабые места (электрический  велосипед)

- внезапные изменения  в структуре отрасли или рынка  (новые энергоресурсы)

- демографические  изменения (увеличение количества  жителей повлекло постройку высотных  домов)

- изменения в  восприятиях, ценностях, настроениях  и установок (телефон с губами)

- новые знания

Первые 4 являются внутренними, а остальные являются внешними. Однако эти границы размыты.

При выборе инновационной  идеи важны 2 момента:

- если речь  идет о товарной инновации,  какие шансы продукта при выходе  на рынок

- если речь  идет о любом инновационном проекте, важно оценить получение реальной прибыли и оценить реальный риск.

Для достижения намеченных целей, организация  должна соответствовать  след. требованиям:

* необходимо  четко представлять объем спроса  потенциальных потребителей на  новшества

* необходимо  выявить ресурсные ограничения,  кот. возникают при создании, производстве и сбыте инноваций

* соответствие  персонала уровню производственной  инновации

* качественное  управление и орг. структура

* законность

Инновационный процесс – формирование замысла, подготовка и постепенное внедрение и осуществление инновационных изменений. Этот процесс непрерывный.

Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов:

- экономические и технологические (финансирование, технология)

- политические  и правовые (законодательные меры, господдержка)

- организационно  – управленческие (организационная структура, стиль рук-ва, взаимодействие)

- социально –  психологические и культурные (климат, отношение к новому)

Жизненный цикл новшества:

1 – стадия  исследования (а – фундаментальные  исследования и разработка теоретических  подходов к решению проблемы; б – прикладные исследования  и экспериментальные модели; в  – экспериментальные разработки, применение в конкретной области)

Информация о работе Введение в инновационный менеджмент