Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:59, лекция
Инновации – процесс превращения потенциального НТП в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
Первый, кто заговорил об инновациях был Ш.Петтер. Он выделил 5 типичных изменений:
1. использование новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (конвейер)
2. внедрение продукции с новыми свойствами (гибридный автомобиль, сенсорный телефон)
3. использование нового сырья (синтетическая ткань, ГМО)
Инновационный менеджмент – упр. деятельность, ориентированная на получение нового качества в результате разработки и реализации кардинальных управленческих решений.
Инновации – процесс превращения потенциального НТП в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
Первый, кто заговорил об инновациях был Ш.Петтер. Он выделил 5 типичных изменений:
1. использование
новых технологических
2. внедрение продукции с новыми свойствами (гибридный автомобиль, сенсорный телефон)
3. использование
нового сырья (синтетическая
4. изменение
в организации производства и
его материально –
5. появление новых рынков сбыта (интернет – магазины)
Предмет инновационного менеджмента – целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и присущие им изменения в социальных, экономических и технических системах.
Инновация – результат инновационного процесса. Для инновации важны 3 составляющие:
- научно-техническая новизна (новые технологии, продукты)
- коммерческая реализуемость
- производственная применимость
3 формы инновационного процесса:
1. простой – новшество внутри одной организации
2. товарный –
новшество как предмет купли-
3. расширенный
– процесс проявляется в
Фазы
- создание и распространение
- диффузия нововведения – процесс посредством которого нововведение передается по каналам между членами соц. системы во времени (автомобили, компьютеры)
Научно – техническая деятельность охватывает 3 эл-та:
- фундаментальные
исследования –
- прикладные
исследования – получение
- разработки – шаги по внедрению товара.
Виды инновационной деятельности:
1) инструментальная
подготовка и организация
2) пуск производства
и производственные разработки,
включающие модификацию
3) маркетинг новых продуктов
4) приобретение неовеществленных технологий со стороны
5) приобретение овеществленной технологии
Виды инноваций:
* продуктовые – применение нового материала
* процессные
– изменение метода
- по типу новизны:
* новые в отрасли в мире (интернет)
* новые в отрасли в стране
* новые для группы предприятий
* новые для
конкретного предприятия (
- если рассматривать фирму как систему:
* инновации на входе предприятия – изменение в материалах, в сырье (конвейер)
* инновации на
выходе с предприятия –
* инновация системной
структуры предприятия –
- в зависимости от глубины вносимых изменений:
* радикальные (базовые)
* улучшающие
* модифицированные (частные)
- классификация Пригожина:
1. по распространенности: единичные; диффузные
2. по месту
в производственном цикле:
3. по преемственности: замещающие (полное вытеснение старого продукта); отменяющие; возвратные; открывающие (не имеют аналогов); ретро-введения
4. по охвату: локальные; системные; стратегические
5. по инновационному потенциалу и степени новизны: радикальные; комбинаторные (направленные на привлечение новых групп потребителей); совершенствующие.
Организационные структуры инновационного менеджмента – организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными разработками и научными исследованиями (конструкторское бюро)
Венчурные фирмы передают свои разработки фирмам:
* эксплеренты – фирмы, специализирующиеся на новых и радикальных преобразований старых сегментов рынка. Невелики по размерам, заключают альянс с крупными фирмами, корпорациями.
* патиенты – работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформировавшиеся под действием рекламы, моды (Верту)
* виоленты – фирмы с силовой стратегией, производят массовый товар, средние цены на этот товар. Фирмы прибыльны. (Нокиа)
* коммутанты – ориентированы на удовлетворение местных потребностей, действуют на этапе падения цикла выпуска продукции. Их основная политика – доставлять товар туда, где он необходим (например, изменение географии продаж)
Анализ эффективности инновационной деятельности
К системе показателей
предъявляются следующие
- показатели
должны быть актуальны по
- показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара
- показатели должны быть состыкованы между собой
- показатели
должны быть выражены
Внедрение новшеств может дать 4 вида эффекта:
* экономический – прибыль от деятельности; прибыль от продаж патентов; прирост объема продаж; сокращение срока окупаемости инвестиций; рост оборачиваемости капитала
* научно-технический – колическтво зарегистрированных авторских свойств; повышение коэф-та автоматизации производства; повышение организационного уровня производства и труда; рост количества публикаций; повышение конкурентоспособности организации и ее товара на рынке
* социальный
– прирост дохода работников
организации; повышение
* экологический – снижение отходов производства; снижение выбросов в почву и воду; повышение эргономичности производства; повышение штрафов за нарушение экологического зак-ва.
ЮНИДО – ООН по промышленному развитию. 7 показателей инновационной деятельности: чистый дисконтированный доход; внутренняя норма прибыли; простая норма прибыли; норма прибыли на акционерный капитал; коэф-т фин. автономности проекта; коэф-т текущей ликвидности; срок окупаемости инвестиций в инновационный проект.
Венчурное (рисковое) финансирование нововведений
Венчурный механизм: распределение фин. риска между предпринимателем и инвестором; сильная ориентация на новые перспективные направления НТП; активное участие инвестора в управлении на всех этапах новой организации.
Особое место в системе рисковых капиталовложений играют крупнейшие промышленные корпорации.
3 организационных формы, которые пользуются крупные корпорации при осуществлении рисковых капиталовложений:
1. участие в
качестве партнера с
2. квазисамостоятельная дочерняя венчурная организация (+ финансирование не ограничено – часть корпорации, все действия должны быть согласованы со стратегией)
3. прямое финансирование
деятельности мелких
Механизм поэтапного финансирования нововведений:
1 – достартовое финансирование (финансирование теоретических работ, оценка потенциального риска, до 1 года, инвестиции наиболее рисковые, в следующий этап проходит 30% инноваций)
2 – стартовое финансирование (конечные пробы товара, есть план бизнеса, набран штат сотрудников, нужна масштабная реклама, риск убытков велик, до 1 года)
3 – этап начального
расширения (укрепление репутации,
налаживание системы сбыта,
4 – этап быстрого
расширения (увеличение объема
5 – подготовительный этап (привлечение новых инвесторов прекращается, подготовка к продаже акций, 3 мес)
6 – этап обеспечения
ликвидности рисковых
от 1 до 6 этапа проходит 10 лет.
Инновации и инновационные процессы
Источники инновационных идей (Дракер)
- неожиданное событие для организации или отрасли («Катюша»)
- несоответствие
между реальностью и нашими
представлениями о ней (3Д
- нововведения,
основанные на потребности
- внезапные изменения в структуре отрасли или рынка (новые энергоресурсы)
- демографические
изменения (увеличение
- изменения в
восприятиях, ценностях,
- новые знания
Первые 4 являются внутренними, а остальные являются внешними. Однако эти границы размыты.
При выборе инновационной идеи важны 2 момента:
- если речь
идет о товарной инновации,
какие шансы продукта при
- если речь идет о любом инновационном проекте, важно оценить получение реальной прибыли и оценить реальный риск.
Для достижения намеченных целей, организация должна соответствовать след. требованиям:
* необходимо
четко представлять объем
* необходимо
выявить ресурсные ограничения,
* соответствие
персонала уровню
* качественное управление и орг. структура
* законность
Инновационный процесс – формирование замысла, подготовка и постепенное внедрение и осуществление инновационных изменений. Этот процесс непрерывный.
Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов:
- экономические и технологические (финансирование, технология)
- политические и правовые (законодательные меры, господдержка)
- организационно – управленческие (организационная структура, стиль рук-ва, взаимодействие)
- социально – психологические и культурные (климат, отношение к новому)
Жизненный цикл новшества:
1 – стадия
исследования (а – фундаментальные
исследования и разработка