Задачи и функции инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 19:47, реферат

Описание

В данной контрольной работе рассматриваются основные задачи и функции инновационного менеджмента.

Содержание

Введение 3

1. Особенности функций и методов инновационного менеджмента 4

2. Цели инновационного менеджмента 7

3. Функции инновационного менеджмента 9

Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

ИННОВАЦИИ.docx

— 41.87 Кб (Скачать документ)

По дисциплине: Инновационный менеджмент 

Тема: Задачи и функции инновационного

менеджмента

 

Содержание

Введение                                                                                                         3

 
  1. Особенности функций и методов инновационного менеджмента       4

 

  1. Цели инновационного менеджмента                                                       7
 
  1. Функции инновационного менеджмента                                                9
 

Заключение                                                                                                   22 

Список  использованной литературы                                                         23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   

  В  основе качественных сдвигов,  происходящих в современной экономике,  лежит инновационная направленность  стратегии и тактики развития  производства. Инновационная активность экономики приобрела характер центрального социально-экономического процесса в индустриально развитых странах. Изменения факторов производства выражаются в возрастании их  информационной, интеллектуальной и инновационной составляющих. Эти тенденции тесно связаны с трансформацией форм и методов организации субъектов хозяйственной деятельности и управления ими.

  Необходимость  инновационного развития производства  предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Она диктует появление особого типа менеджмента, направленного на управление процессами обновления всех элементов производственных систем.

  Инновационная  направленность экономических процессов,  присущих современной мировой экономике, доказала неэффективность организационных структур и методов традиционного менеджмента, не учитывающих возрастающего значения невещественных форм и нетрадиционных качественных факторов экономического роста. На смену концепциям и принципам традиционного классического менеджмента приходят новые модели инновационного управления – инновационный менеджмент.

  Инновационный  менеджмент – самостоятельная  область экономической науки  и профессиональной деятельности, направленная на формирование  и обеспечение достижения любой  организационной структурой инновационных  целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. 

  Теория  и практика инновационного менеджмента  в короткое время заняли прочное место в управленческой деятельности.

  В  данной контрольной работе рассматриваются  основные задачи и функции  инновационного менеджмента. 

  1. Особенности функций и методов инновационного

менеджмента 

  Цели, характер и содержание инновационной  деятельности определяют особенности и значительное отличие инновационного менеджмента  от его традиционных видов. Целью инновационного развития любых инновационных систем разного уровня иерархии (начиная с государственного уровня и кончая малым инновационным предприятием) является создание инновационной базы для долгосрочного экономического роста и обеспечения конкурентных преимуществ высшего порядка.

  Исходя  из теории конкуренции, именно  инновационный потенциал развития  науки и внедрения новой технологии  создает конкурентные преимущества  высшего порядка.

  В  инновационном менеджменте меняется  репрезентативность многих традиционных показателей. Акцент переносится с задачи максимального выпуска массовой продукции и длительного функционирования на стабильном рынке на задачи новаторского доведения научной идеи до производства и коммерциализации разнообразных конкурентоспособных процессов, товаров и услуг высокой новизны. Обновление любого экономического объекта означает расширение возможностей максимизации прибыли, проникновение в новые отрасли и экспансию на новые рынки. Несмотря на то что в России около четверти предприятий находятся на грани разорения, в последние годы стал вполне ощутимым сдвиг в сторону инновационного развития. Так, свыше 25% руководителей предприятий, согласно проводимым ежемесячным опросам, видят ведущее направление развития в выпуске новых видов продукции, в поиске новых рынков сбыта, в расширении спектра деятельности предприятий. Особенно важен тот факт, что они отождествляют финансовый успех и процветание своей организации с инновационной направленностью производственной деятельности.

  Инновационное  развитие вносит свои особенности  в установлении целей и стратегическое видение направления развития компании, модифицирует задачи, стоящие перед управленческим аппаратом. Высокий риск инновационного предпринимательства, сокращение жизненных циклов продукции, отказ от крупносерийного производства накладывают особые обязательства на инновационного менеджера. В условиях инновационной деятельности резко возрастает роль менеджера, а его личность, способности, квалификация и профессиональные умения фактически определяют судьбу компании.

  Это  положение неоднократно подтверждается  примерами выдающихся менеджеров-новаторов, таких, как А. Морита, Ли Яккока, Б. Гейтс и др. В работе такого менеджера доминируют методы социальной психологии, эвристического поиска, интуитивного постижения, установление доверия и высшей солидарности в компании. Под влиянием идей инновационного менеджмента перестраивается весь инструментарий управленческого воздействия и процедура принятия инновационного решения.

  Возникает  особая взаимосвязь и логическая  последовательность в осуществлении основных функций инновационного менеджмента. Так, резко повышается значение процессуальных и социально-психологических функций менеджмента, таких, как коммуникации, мотивация, процесс делегирования полномочий. Среди способов организации инновационных процессов преобладают неформальные виды, опирающиеся на закономерности межличностных отношений, групповой динамики и т.д.

  Изменяются  соотношения между различными  видами контроля. Они все больше  нацелены на самоконтроль, на  стратегический контроль инноваций,  а также на финансово-экономические  виды контроля. Особое значение  приобретают коммуникации, связанные с контролем за ходом инновационных процессов. В них превалирует процессуальный характер и непрерывный процесс обмена информацией.

  Особые  изменения претерпевают функции  и методы менеджмента в инновационном управлении персоналом. Разработка и внедрение новшеств, усложнение процессов, появление новых технологий требуют от работника соответствующей квалификации и особых профессиональных знаний и умений. В инновационных структурах происходит значительное повышение общего уровня образования работника. Формирующийся тип персонала требует работников, способных брать на себя ответственность и принимать решения. Делегирование полномочий и связанное с этим сокращение полномочий высших уровней иерархии организации тесно связаны с ростом инициативы, инновационного коллектива и самого инновационного предприятия в целом. Главным компонентом поведения становится не столько целеориентированное рациональное  действие, сколько ценностно-ориентированное рациональное действие.

  Работник  инновационной сферы подчиняет  свое поведение определенным  требованиям, в выполнении которых он видит свой долг. Однако творческий характер разработки инноваций и особенности личности новатора заставляют соотносить выполняемый профессиональный долг с собственной ценностной ориентацией и установками. Ценности личности, тесно связанные с мотивацией, значительно изменяют такие функции менеджмента, как организация взаимодействий и управление мотивацией.

  В  инновационном менеджменте значительно  видоизменяется состав, структура  и содержание методов управления: большее место, чем в традиционном  менеджменте, отводится анализу и прогнозу, количественным методам моделирования, социально-психологическим видам воздействия, обогащается содержание экономических и эвристических подходов, сужается круг возможностей для применения административных рычагов. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Цели  инновационного менеджмента 

  Цели  инновационного менеджмента предприятия  связаны с миссией фирмы, ее  философией, традициями и жизненным  циклом организации.

  Субъект хозяйственной деятельности современной экономики – это предприятие, компания, фирма, корпорация, т.е. юридическое лицо, свободно выбирающее различные виды деятельности, партнеров, имущество и несущее определенные обязательства перед государством.

  Фирма  обладает стратегической и оперативной  самостоятельностью, определяет объем  производства, ассортимент выпускаемой  продукции, технологическую и  организационную структуру, решает  вопросы поведения и позиционирования  на рынке.

  Она  имеет систему целей, которые  определяются влиянием внешней  среды и внутренними потребностями  развития фирмы. 

  Целями  инновационной деятельности предприятия  с позиций его внутренних потребностей  являются повышение эффективности  производства за счет обновления всех производственных систем, повышение конкурентных преимуществ предприятия на базе эффективного использования научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциалов.

  Социальные  цели направлены на повышение  заработной платы работников, улучшение  условий труда и повышение  социальной защищенности.

  Инновационные  цели связаны с разработкой  принципиальных новшеств, проведением работ по патентованию и лицензированию, приобретением ноу-хау, новых промышленных образцов, товарных знаков и т.д.

  Цели  фирмы в области коммерциализации  новшеств включают проведение активных маркетинговых мероприятий для занятия прочного положения на рынке с последующим расширением сегментов и экспансией на новые рынки.

  Приоритетными  целями инновационного менеджмента  являются рост и развитие организации  на базе активизации инновационной  деятельности, активное продвижение новых товаров и новых технологий на рынок, использование возможностей дальнейшей специализации и диверсификации производства для активного роста, экономического процветания и экспансии на новые рынки.

  Тактические  цели организации сводятся к  интенсификации процессов разработки, внедрения и освоения новшеств, к организации и финансированию инвестиций на предприятии, к обучению, переквалификации, стимулированию и вознаграждению персонала, совершенствованию НИОКР и научной базы новшеств, методов и функций, приемов и стиля управления.

  Структурные  цели организации связаны с  оптимальным функционированием  подсистем предприятия: производства, НИОКР, персонала, финансов, маркетинга  и менеджмента.

  Общая  классификация целей инновационного  менеджмента проводится по следующим главным критериям:

  • уровню (стратегические и тактические);
  • видам среды (внешние и внутренние);
  • содержанию (экономические, социальные, политические, научные, технические, организационные и т.д.);
  • приоритетности (приоритетные, постоянные, традиционные, разовые);
  • периоду действия (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
  • функциональным структурам (производство, НИОКР, персонал, финансы, маркетинг, менеджмент);
  • стадиям жизненного цикла организации (возникновение, рост, зрелость, спад и завершение жизненного цикла).

  В  больших организациях, как правило,  можно проследить наличие дерева  целей. В этом случае важна иерархия целей, так как цели нижестоящего звена подчинены целям вышестоящего. 
 
 
 
 

Информация о работе Задачи и функции инновационного менеджмента