Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:23, реферат
Адам Смит (1723—1790) — шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства.
Адам
Смит
Адам Смит (1723—1790)
— шотландский экономист и
философ, один из крупнейших представителей
классической политэкономии. Создал теорию
трудовой стоимости и обосновал
необходимость возможного освобождения
рыночной экономики от государственного
вмешательства.
В «Исследовании
о природе и причинах богатства
народов» (1776) обобщил столетнее
развитие этого направления
Адам Смит крещен
5 апреля 1723, Керколди, Шотландия. Скончался
17 июля 1790, Эдинбург.
Жизнь и научная
деятельность
Адам Смит родился
в семье таможенного чиновника.
Несколько лет учился в школе,
затем поступил в университет
Глазго (1737) на факультет моральной философии.
В 1740 получил степень магистра искусств
и частную стипендию для продолжения учебы
в Оксфорде, где до 1746 изучал философию
и литературу.
В 1748-50 Смит читал
публичные лекции по литературе и
естественному праву в
В 1764 А. Смит оставил
преподавание и отправился на континент
в качестве наставника юного герцога
Баклю. В 1764-66 посетил Тулузу, Женеву,
Париж, встречался с Вольтером, Гельвецием,
Гольбахом, Дидро, Д'Аламбером, физиократами.
По возвращении на родину жил в Керколди
(до 1773), а затем в Лондоне, полностью посвятил
себя работе над фундаментальным трудом
«Исследование о природе и причинах богатства
народов», первое издание которого вышло
в 1776.
С 1778 Адам Смит занимал
должность таможенного
Философские и
экономические взгляды
Экономическая
теория, которую Смит изложил в
«Исследовании о причинах и богатстве
народов», была тесно связана с системой
его философских представлений о человеке
и обществе. Основной движитель человеческих
поступков Смит видел в эгоизме, в стремлении
каждого индивида улучшить свое положение.
Однако согласно ему в обществе эгоистические
устремления людей взаимоограничивают
друг друга, образуя в совокупности гармоничное
равновесие противоречий, являющееся
отражением установленной свыше и царящей
во Вселенной гармонии. Конкуренция в
экономике, стремление каждого к личной
выгоде обеспечивают развитие производства
и в конечном счете рост общественного
благосостояния.
Одно из ключевых
положений теории Адама Смита
— необходимость освобождения экономики
от государственной регламентации,
препятствующей естественному развития
хозяйства. Он подверг острой критике
господствующую в то время экономическую
политику меркантилизма, направленную
на обеспечение положительного баланса
во внешней торговле посредством системы
запретительных мер. По мнению Смита, желание
людей покупать, где дешевле, и продавать,
где дороже, естественно, а потому все
протекционистские пошлины и поощрительные
премии за экспорт вредны, как и любые
помехи свободной циркуляции денег.
Полемизируя с
теоретиками меркантилизма, отождествляющими
богатство с драгоценными металлами, и
с физиократами, видевшими источник богатства
исключительно в земледелии, Смит доказывал,
что богатство создается всеми видами
производительного труда. Труд, утверждал
он, выступает и в качестве мерила стоимости
товара. При этом, однако, Адам Смит ( в
отличие от экономистов 19 века — Д. Рикардо,
Карла Маркса и др.) имел в виду не тот объем
труда, что затрачен на производство продукта,
а тот, что можно приобрести за данный
продукт. Деньги представляют собой всего
лишь один из видов товара, не являясь
главной целью производства.
Благосостояние
общества Адам Смит связывал с ростом
производительности труда. Наиболее эффективным
средством ее повышения он считал
разделение труда и специализацию,
ссылаясь на ставший с тех пор
классическим пример булавочной мануфактуры.
Однако степень разделения труда, подчеркивал
он, напрямую связана с размерами рынка:
чем шире рынок, тем выше уровень специализации
выступающих на нем производителей. Отсюда
следовал вывод о необходимости отменить
такие ограничения для свободного развития
рынка, как монополии, цеховые привилегии,
законы об оседлости, обязательном ученичестве
и т. п.
Согласно теории
Адама Смита первоначальная стоимость
продукта при распределении распадается
на три части: заработную плату, прибыль
и ренту. С ростом производительности
труда, отмечал он, происходит повышение
заработной платы и ренты, зато доля прибыли
во вновь произведенной стоимости снижается.
Совокупный общественный продукт делится
на две основные части: первая — капитал
— служит для поддержания и расширения
производства (сюда входит и зарплата
рабочих), вторая идет на потребление непроизводительными
классами общества (собственниками земли
и капитала, государственными служащими,
военными, учеными, лицами свободных профессий
и т. д.). От соотношения этих двух частей
зависит и благосостояние общества: чем
больше доля капитала, тем быстрее растет
общественное богатство, и, напротив, чем
больше средств уходит на непроизводительное
потребление (прежде всего государством),
тем беднее нация.
Вместе с тем
А.Смит не стремился свести к нулю
влияние государства на экономику.
Государство, по его мнению, должно
играть роль арбитра, а также осуществлять
те общественно необходимые
Еще об Адаме
Смите:
Родился Адам Смит
в 1723 году в маленьком шотландском
городке Кёрколди. Отец его, мелкий
таможенный чиновник, умер до рождения
сына. Мать дала Адаму хорошее воспитание
и имела на него огромное нравственное
влияние.
Адам в четырнадцать
лет приезжает в Глазго изучать
в университете математику и философию.
Самые яркие и незабываемые впечатления
оставили у него блестящие лекции
Фрэнсиса Хатчисона, которого называли
«отцом умозрительной философии
в Шотландии в новое время». Хатчисон
первым из профессоров университета Глазго
стал читать свои лекции не на латыни,
а на обычном разговорном языке, причем
без всяких записей. Его приверженность
принципам «разумной» религиозной и политической
свободы неортодоксальные представления
о справедливом и добром Верховном Божестве,
радеющем о человеческом счастье, вызывали
недовольство старой шотландской профессуры.
В 1740 году по воле
обстоятельств — шотландские
университеты могли ежегодно посылать
несколько студентов для
Оксфорд встретил
Адама Смита негостеприимно: шотландцы,
которых там было совсем немного, чувствовали
себя неуютно, подвергаясь постоянным
насмешкам, равнодушному, а то и несправедливому
обращению преподавателей. Проведенные
здесь шесть лет Смит считал самыми несчастливыми
и бездарными в своей жизни, хотя он много
читал и постоянно занимался самостоятельно.
Не случайно он покинул университет раньше
установленного срока, так и не получив
диплома.
Смит возвратился
в Шотландию и, отказавшись от
намерения стать священником, решил
добывать средства к существованию литературной
деятельностью. В Эдинбурге он подготовил
и прочитал два курса публичных лекций
по риторике, изящной словесности и юриспруденции.
Однако тексты не сохранились, и впечатление
о них можно составить лишь по воспоминаниям
и конспектам некоторых слушателей. Несомненно
одно — уже эти выступления принесли Адаму
Смиту первую славу и официальное признание:
в 1751 году он получил звание профессора
логики, а уже в следующем году — профессора
нравственной философии Университета
Глазго.
Вероятно, те тринадцать
лет, что он преподавал в университете,
Адам Смит прожил счастливо — ему,
по натуре философу, были чужды политические
амбиции и стремление к величию.
Он считал, что счастье доступно
каждому и не зависит от положения
в обществе, а истинное наслаждение
дают лишь удовлетворение от работы, спокойствие
духа и телесное здоровье. Сам Смит дожил
до старости, сохранив ясность ума и необыкновенное
трудолюбие.
Лектором Адам
был необыкновенно популярным. Курс
Адама, состоявший из естественной истории,
теологии, этики, юриспруденции и политики,
собирал многочисленных слушателей, приезжавших
даже из отдаленных местечек. Уже на следующий
день новые лекции горячо обсуждались
в клубах и литературных обществах Глазго.
Почитатели Смита не только повторяли
выражения своего кумира, но даже старались
точно подражать его манере говорить,
особенностям произношения.
Между тем Смит
едва ли напоминал красноречивого оратора:
голос бывал резок, дикция не очень
отчетлива, временами он почти заикался.
Много разговоров ходило о его
рассеянности. Иногда окружающие замечали,
что Смит словно разговаривает сам
с собой, а на его лице появляется
легкая улыбка. Если в такие минуты кто-нибудь
окликал его, пытаясь вовлечь в беседу,
он тотчас же начинал разглагольствовать
и не останавливался до тех пор, пока не
выкладывал все, что знал о предмете обсуждения.
Но если кто-то выражал сомнение в его
доводах, Смит моментально отрекался от
только что сказанного и с той же горячностью
убеждал в прямо противоположном.
Отличительной
чертой характера ученого были мягкость
и уступчивость, доходившая до некоторой
боязливости, вероятно, сказывалось женское
влияние, под которым он вырос. Почти до
самых последних лет его заботливо опекали
мать и кузина. Других близких у Адама
Смита не было: говорили, что после разочарования,
перенесенного в ранней молодости, он
навсегда оставил мысли о женитьбе.
Его склонность
к уединению и тихой, замкнутой жизни вызывала
сетования его немногочисленных друзей,
в особенности самого близкого из них
— Юма. Смит подружился с известным шотландским
философом, историком и экономистом Дэвидом
Юмом в 1752 году. Во многом они были схожи:
оба интересовались этикой и политической
экономией, имели пытливый склад ума. Некоторые
гениальные догадки Юма получили дальнейшее
развитие и воплощение в трудах Смита.
В их дружеском
союзе Дэвид Юм несомненно играл
первенствующую роль. Адам Смит не обладал
значительным мужеством, что обнаружилось,
между прочим, в его отказе взять на себя,
после смерти Юма, издание некоторых сочинений
последнего, имевших антирелигиозный
характер. Тем не менее Смит был благородной
натурой: полный стремления к истине и
высоким свойствам человеческой души,
он вполне разделял идеалы своего времени,
кануна Великой французской революции.
В 1759 году Адам Смит
опубликовал свое первое сочинение,
принесшее ему широкую
«Теория нравственных
чувств» — одна из самых замечательных
работ по этике XVIII века. Являясь продолжателем,
главным образом, Шэфтсбери, Гетчинсона
и Юма, Адам Смит выработал новую этическую
систему, представляющую собой крупный
шаг вперед сравнительно с системами его
предшественников.
А. Смит стал настолько
популярен, что вскоре после издания
«Теории» получил предложение от герцога
Баклейского сопровождать его семью в
поездке по Европе. Аргументы, заставившие
уважаемого профессора бросить университетскую
кафедру и привычный круг общения, были
весомы: герцог обещал ему 300 фунтов в год
не только на время путешествия, но и после,
что было особенно привлекательно. Постоянная
пенсия до конца жизни избавляла от необходимости
зарабатывать средства к существованию.
Путешествие длилось
почти три года. Англию они покинули
в 1764 году, побывали в Париже, в Тулузе,
в других городах южной Франции, в Генуе.
Месяцы, проведенные в Париже, запомнились
надолго — здесь Адам Смит познакомился
едва ли не со всеми выдающимися философами
и литераторами эпохи. Он виделся с Д'Аламбером,
Гельвецием, но особенно сблизился с Тюрго
— блестящим экономистом, будущим генеральным
контролером финансов. Плохое знание французского
языка не мешало Смиту подолгу беседовать
с ним о политэкономии. В их взглядах было
много общего идеи свободной торговли,
ограничения вмешательства государства
в экономику.
Вернувшись на
родину, Адам Смит уединяется в старом
родительском доме, целиком посвятив
себя работе над главной книгой своей
жизни. Около десяти лет пролетели
почти в полном одиночестве. В
письмах Юму Смит упоминает о
длительных прогулках по берегу моря,
где ничто не мешало размышлениям. В 1776
году было напечатано «Исследование о
природе и причинах богатства народов»
— труд, сочетающий абстрактную теорию
с детальной характеристикой особенностей
развития торговли и производства.
Этой последней
работой Смит, по распространенному
тогда мнению, создал новую науку
— политическую экономию. Мнение преувеличено.
Но как бы ни оценивать заслуги
Адама Смита в истории