Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:23, реферат
Адам Смит (1723—1790) — шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства.
Основной идеей
теоретической части «Богатства
народов» можно считать положение,
что главным источником и фактором
богатства является труд человека —
иначе говоря, сам человек. С этой идеей
читатель встречается на первых же страницах
трактата Смита, в знаменитой главе «О
разделении труда». Разделение труда,
по мнению Смита — важнейший двигатель
экономического прогресса. Как на условие,
полагающее предел возможному разделению
труда, Смит указывает на обширность рынка,
и этим возводит все учение из простого
эмпирического обобщения, высказывавшегося
еще греческими философами, на степень
научного закона. В учении о ценности Смит
также выдвигает на первый план человеческий
труд, признавая труд всеобщим мерилом
меновой ценности
Его критика
меркантилизма не была отвлеченным
рассуждением: он описывал ту экономическую
систему, в которой жил, и показывал
ее не пригодность к новым условиям.
Вероятно, помогли наблюдения, сделанные
ранее в Глазго, тогда еще провинциальном
городе, постепенно превращавшемся в крупный
торговый и промышленный центр. По меткому
замечанию одного из современников, здесь
после 1750 года «на улицах не было видно
ни одного нищего, каждый ребенок был занят
делом»
Адам Смит не
первый стремился развенчать экономические
заблуждения политики меркантилизма,
предполагавшего искусственное
поощрение государством отдельных
отраслей промышленности, но он сумел
привести свои взгляды в систему
и применить ее к действительности.
Он защищал свободу торговли и невмешательство
государства в экономику, потому что верил:
только они обеспечат максимально благоприятные
условия для получения наибольшей прибыли,
а значит, будут способствовать процветанию
общества. Смит полагал, что функции государства
нужно свести лишь к обороне страны от
внешних врагов, борьбе с преступниками
и организацией той хозяйственной деятельности,
которая не под силу отдельным лицам.
Оригинальность
Адама Смита заключалась не в
частностях, а в целом его система явилась
наиболее полным и совершенным выражением
идей и стремлений его эпохи — эпохи падения
средневекового хозяйственного строя
и быстрого развития капиталистического
хозяйства. Индивидуализм, космополитизм
и рационализм Смита вполне гармонируют
с философским мировоззрением 18-го столетия.
Его горячая вера в свободу напоминает
революционную эпоху конца XVIII века. Тем
же духом проникнуто и отношение Смита
к рабочим и низшим классам общества. Вообще
Адам Смит совершенно чужд той сознательной
защиты интересов высших классов, буржуазии
или землевладельцев, которая характеризовала
общественную позицию его учеников позднейшего
времени. Наоборот, во всех случаях, когда
интересы рабочих и капиталистов вступают
в конфликт, он энергично становится на
сторону рабочих. И тем не менее идеи Смита
сослужили пользу именно буржуазии. В
этой иронии истории сказался переходный
характер эпохи.
В 1778 году Адам Смит
получил назначение на должность
члена Таможенного совета Шотландии.
Его постоянным местом жительства стал
Эдинбург. В 1787 году его выбрали ректором
университета в Глазго.
Приезжавшего
теперь в Лондон, после публикации
«Богатства народов», Смита встречали
шумный успех и восхищение публики.
Но особенно восторженным его почитателем
стал Уильям Питт Младший. Ему не исполнилось
и восемнадцати, когда вышла книга Адама
Смита, во многом повлиявшая на формирование
взглядов будущего премьера, который попытался
на практике реализовать главные принципы
экономической теории Смита.
В 1787 году состоялся
последний визит Смита в Лондон — он должен
был присутствовать на обеде, где собрались
многие известные политики.
Смит пришел
последним. Тотчас же все поднялись,
приветствуя уважаемого гостя. «Садитесь,
джентльмены», — сказал он, смущенный
таким вниманием. «Нет, — ответил Питт,
— мы останемся стоять, пока Вы не сядете,
ведь все мы — Ваши ученики». «Какой необыкновенный
человек Питт, — восклицал Адам Смит позднее,
— он понимает мои идеи лучше, чем я сам!»
Последние годы
были окрашены в мрачные, меланхолические
тона. С кончиной матери Смит будто потерял
желание жить, лучшее осталось позади.
Почет не заменил ушедших друзей. Накануне
своей смерти Смит приказал сжечь все
неоконченные рукописи, словно еще раз
напоминая о презрении к тщеславию и мирской
суете.
Адам Смит скончался в Эдинбурге в 1790 году. (Самин Д. К. 100 великих ученых. - М.: Вече, 2000)