Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:01, контрольная работа
Цель работы - изучение теории предложения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) дать определение «предложения», раскрыть его сущность;
2) охарактеризовать индивидуальное и рыночное предложение;
3) сформулировать закон предложения;
4) изобразить кривую предложения как модель рыночного поведения продавцов;
5) проанализировать факторы, оказывающие воздействие на изменение предложения;
6) рассмотреть различные варианты эластичности.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Рыночное предложение. Закон предложения.
Кривая предложения как модель рыночного
поведения продавцов …………………………………………………………….4
2. Анализ факторов изменения предложения …………………………………..8
Упражнение ……………………………………………………………………...10
Заключение ………………………………………………………………………18
Список литературы …………………
В случае эластичного предложения, 1 % увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара, значительно превышающее 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.
При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.
Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна. Здесь предложение не изменяется от того, что возрастает цена. Например, кривая предложения картины Шишкина «Утро в лесу» является совершенно неэластичной, так как в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко ни поднялась цена.
Рассмотрим другие варианты эластичности предложения.
Цена товара выросла на 10 %, в результате предложение товара увеличилось на 5%.
P = 200 руб.
P = 220 руб.
Q = 100 ед.,
Q = 105 ед.
E = х = 0,5.
E < 1, т.е. имеет место неэластичное предложение.
Цена товара выросла на 10 %, в результате чего предложение товара увеличилось на 20 %.
P = 200 руб.,
P = 220 руб.,
Q = 100 ед.,
Q = 120 ед.
E = х = 1,32.
E > 1, т.е. в этом случае имеет место эластичное предложение.
На рис. 3 показаны три линии предложения с разной эластичностью: эластичное предложение (E > 1), неэластичное предложение (E < 1) и предложение с единичной эластичностью (E = 1).
Рис.3.
Факторы, влияющие на эластичность предложения
Период времени
Чем продолжительнее время, которым располагает продавец, тем больше у него возможностей приспособиться к изменениям цены, тем эластичнее предложение.
Типы предлагаемых к продаже товаров и услуг
Предложение такого продукта, как нефть, не может быть резко увеличено из-за повышения цен: это потребует значительных денежных затрат, улучшения технологии добычи, разработки новых месторождений. Имеет место неэластичное предложение.
Предложение будет эластично для таких товаров, объем производства которых можно быстро изменять без значительных дополнительных затрат капитала и изменения технологии производства. Если покупатели согласны платить за определенный сорт стирального порошка в два раза больше, чем за другие, очевидно, что производители за короткий срок сумеют наладить производство значительно большего количества стирального порошка.
Таким образом, товары (услуги), технология производства которых может быстро изменяться, имеют эластичное предложение по цене. И наоборот, товары (услуги), технология производства которых не может быть резко изменена, имеют неэластичное предложение по цене.
Наличие свободных (незагруженных) производственных мощностей
Предложение будет эластичным, когда промышленность не работает на полную мощность. В этом случае возросший спрос можно удовлетворить довольно быстро: нанять больше рабочих и привести в действие простаивающее оборудование. Напротив, если промышленность работает на полную мощность, предложение будет неэластичным.
Возможность длительного хранения продукции
Если возможно длительное хранение продукции, предложение будет эластичным по цене, так как в случае повышения цены производители могут легко увеличить объем предлагаемого товара за счет имеющихся у него запасов.
Ситуация, складывающаяся на рынке товара в данный период
В условиях дефицита товара
на рынке, производители имеют
возможность продать
Одним из определяющих элементов эластичности предложения какого-либо товара или услуги является мобильность факторов его производства и выпуска, т.е. легкость, с которой необходимые факторы производства могут быть привлечены из других отраслей. Второй важный фактор - это время. Как и в случае спроса, эластичность предложения по цене имеет тенденцию увеличиваться на долгосрочных временных интервалах. Частично это связано с мобильностью ресурсов, но также зависит и от применяемых технологий, состояния производственной базы и т.д. С течением времени адаптация производителей к рыночным условиям улучшает конъюнктурные возможности соответствия выпуска их продукции возросшему спросу, что приводит к повышению эластичности предложения.
Пример.
По ряду товаров предложение более эластично в короткие, а не в длительные промежутки времени. Такие товары являются товарами вторичного пользования, т. е. могут быть вторично переработаны и вновь выступить как часть предложения при повышении цен. Примером служит вторичное использование многих металлов (т. е. предложение металлолома, который регулярно переплавляется). Когда цена меди растет, это стимулирует вторичное использование лома меди, и поэтому вначале объем вторичного предложения быстро увеличивается. Но в конце концов запас высококачественного лома снизится, делая новое производство меди более дорогим, так что вторичное предложение сократится. В результате долговременная эластичность вторичного предложения будет меньше, чем эластичность кратковременная.
На рис. 4 а и 4Ь показаны кривые
кратковременного и долговременного объемов
предложения по первичной (добытой и выплавленной
из руды) меди и медного металлолома. В
табл. 2 содержатся значения коэффициента
эластичности по каждой составляющей
предложения, а затем по общему предложению
на основе средневзвешенного значения
эластичности. Поскольку объем предложения
металлолома составляет лишь около 20 %
общего объема предложения, эластичность
общего предложения от цены больше на
долговременном, а не на кратковременном
отрезке времени.
ТАБЛИЦА 2. Коэффициент эластичности предложения меди от цены
Виды предложений | Краткосрочный период | Долгосрочный период |
Предложение медного металлолома
Общее предложение
0,20 0,43 0,25
1,60 0,31 1,50
Цена
Ssa Цена
a
Количество а
Рис. 4 а. Медная руда: кривые кратковременного и долговременного предложения
Количество 6
Рис. 4Ь. Медный
металлолом: кривые кратковременного
и долговременного предложения
Пример. ПОГОДА В БРАЗИЛИИ И ЦЕНА КОФЕ В НЬЮ-ЙОРКЕ
Время от времени холода в Бразилии наносят большой ущерб кофейным деревьям, при этом многие из них гибнут. Драматический пример — июль 1975 г., когда мороз уничтожил большую часть урожая кофе в Бразилии в 1976—4977 гг. Цены за фунт кофе при продаже за наличные в Нью-Йорке поднялись с 68 центов в 1975 г. до 1,23 долл. в 1976 г., а затем до 2,70 долл. в 1977 г.
Однако подъем цен на кофе после заморозков обычно кратковременен. Через три-четыре года цена возвращается на прежний, до заморозков, уровень. Например, в 1978 г. цена кофе снизилась в Нью-Йорке до 1,48 долл. за фунт, а к 1983 г. она снизилась в реальном выражении (с поправкой на инфляцию) почти до уровня цены 1975 г. (до заморозков).
Поведение цен на кофе показывает, что как спрос, так и предложение (предложение особенно) более эластичны на долговременном отрезке времени. Рис. 5 а, 5 b и 5 с иллюстрируют данное положение. Отметим, что для очень короткого периода (через один-два месяца после заморозков) предложение совершенно неэластично. Имеется фиксированное число кофейных деревьев, некоторые из них погибли от мороза. Спрос также относительно неэластичен. В результате кривая предложения смещается влево, а цена резко возрастает — от Po до P1.
На промежуточном отрезке, скажем через год после заморозков, как предложение, так и спрос более эластичны. Предложение более эластично потому, что с оставшихся деревьев урожай снимался более интенсивно (может быть, даже в ущерб качеству), а спрос более эластичен потому, что у потребителей было время изменить свои привычки в покупках. Кривая предложения на промежуточном отрезке также смещается влево, но цена падает — с P2 до P1. Предлагаемое количество также увеличивается по сравнению с краткосрочным — от Q1 до Q2. На долговременном отрезке цена возвращается к прежнему уровню: за это время плантаторы смогли заменить поврежденные посадки. Таким образом, долговременная кривая предложения отражает стоимость кофе, включая расходы на землю, уход и посадки и конкурентную норму прибыли.
Цена P,
,
Цена
5' S
Q1 Q0 Количество а
Q2 Q0 Количество
Цена
Количество с
Рис. 5. Кривые предложения и спроса на кофе
Теория
эластичности спроса и предложения
имеет важное практическое значение.
Эластичность спроса является важным
фактором, влияющим на ценовую политику
фирмы. Другим примером фактического использования
теории эластичности является государственная
налоговая политика, а также политика
в области занятости.
Заключение
Предложение — это количество товара, которое продавцы готовы продать покупателю по данной цене в конкретном месте и в конкретное время.
Объем и структура предложения характеризуют экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок, ибо часть производимой продукции потребляется в производстве.
Объем предложения у каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, придержат часть его на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, то производители постараются увеличить предложение товара, попытаются сбыть даже бракованные изделия.
Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства — производственных затрат, которые многие экономисты определяют как важнейший фактор, воздействующий на предложение.
Объясняется это следующим. Производитель, если на него не оказывается экономического давления, действует, соблюдая свои собственные интересы, т.е. стремится максимизировать получаемую им прибыль (разницу между выручкой от реализации и затратами на производство). Это означает, что, принимая решение об объеме производства для предложения на рынке, производитель всякий раз выбирает такой объем производства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль. На первый взгляд кажется, что увеличение объема производства ведет к увеличению выручки (валового дохода). Но оказывается, что каждая фирма имеет пределы своего роста. Рост фирмы и, следовательно, предложения на рынке за этими пределами ведет к увеличению издержек производства, например таких, как транспортные расходы, затраты на управление производством и реализацию продукции из-за возросших трудностей и т.д.