Анализ факторов рыночного предложения в период кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучение понятие рыночного предложения и анализ факторов, воздействующих на его величину в период кризиса.
Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач:
- изучение понятия предложения;
- рассмотрение факторов, оказывающих влияние на величину предложения;
- изучение антикризисных мер по стабилизации предложения в период кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК
РЫНОЧНОЙ КАТЕГОРИИ……………………………………………………...5
1.1 Понятие и закон рыночного предложения………………………………….5
1.2 Кривая предложения и факторы, влияющие на ее положение……………7
2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РЫНОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………12
2.1 Индивидуальное и рыночное предложение……………………………….12
2.2 Предложение и равновесие в трех периодах……………………………...15
3. АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ
РЫНОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………

Работа состоит из  1 файл

Анализ факторов рыночного предложения в период кризиса.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

     Сделаем еще одно замечание. Говоря о том или ином периоде, обычно не имеют в виду какой-то строго определенный отрезок времени. Конкретная продолжительность каждого периода зависит от профиля отрасли, производственного цикла, уровня капитальных затрат и так далее. Время, которое в одной отрасли будет принято за короткий и даже за мгновенный период (например, в судостроении), в другой будет рассматриваться как длительная перспектива (производство одежды, ширпотреба и т. п.) 

 

    3. АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ  ПО СТАБИЛИЗАЦИИ

    РЫНОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

    К функциям государства, вытекающим из природы  любого общества, относятся все направления  деятельности государства по поддержанию  естественных условий существования  этого общества, которые предполагают деятельность как внутреннюю, так  и на межгосударственной основе.

    Таким образом, в теории государства сформировалась категория «функция государства», во-первых, отражающая реальный процесс его  жизнедеятельности, во-вторых, вытекающая из категории «сущность государства». По мере развития общественных отношений, повышения производительности и качества труда, консолидации населения сущность государства постепенно меняется, что в первую очередь проявляется в изменении его функций.

    Вторая  половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися [13, c.154].

    В большинстве стран государство  выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.

    Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан – вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов.

    Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом. 

    Экономическая функция государства относится  к внутренним функциям,  она является основной и общей для всех органов государства и присуща каждому его звену, по продолжительности сферы своего воздействия она является постоянной. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

    В правовом государстве, функционирующем  в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование  экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

    Существует  два основных экономических метода государственного регулирования [8, c.167]:

    1) определенная и достаточно жесткая  налоговая политика, которая позволяет  государству успешно решать его  социальные задачи, а также перераспределять  часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества:

    2) создание наиболее благоприятных  условий хозяйствования в приоритетных  отраслях экономики, развитие  которых дает наибольшую выгоду  обществу в целом. 

    Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления:

    1.  государственное воздействие на экономическую жизнь в целом;

    2. непосредственное хозяйственное  руководство государственным сектором  экономики.

    Первое  направление выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в составлении  программ экономического развития в  масштабах страны; в финансировании программ промышленных и научных  исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства.  В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения. Местные органы государства поддерживают предпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, тем самым решают проблему безработицы.

    Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в  коем случае не в создании распределительных или запретительных  механизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные  единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать, какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги.  

    Экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном  руководстве на государственных  предприятиях, в учреждениях, заведениях. Здесь государство само выступает  собственником средств производства,  производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в страны. Экономическая функция тесно взаимодействует с функцией обороны страны, так как посредством эффективной экономической деятельности государство обеспечивает вооруженные силы современной боевой техникой и оружием, осуществляет строительство военных объектов, развивает оборонную промышленность, проводит военно-научные исследования.

    В современном мире эффективно осуществляется экономическое сотрудничество тех  государств, которые территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское сообщество, целью которого является достижение всестороннего сотрудничества в экономической, политической и военной областях [17, c.443].

    Общепризнанными правовыми формами государственного регулирования экономики выступают  законы, подзаконные и судебные акты (прецеденты).  Законы всегда имеют приоритетное значение. Россия в этом плане не является исключением. Но надо сказать, что зачастую не законы, а указы президента имеют приоритетное значение в ряде сфер жизни общества и экономики. Во всех странах действующими, хотя и весьма традиционными инструментами государственного регулирования экономической и других сфер жизни являются налоги, пошлины, стандарты, госзаказы, всевозможные тарифы, которые в обязательном порядке трансформируются в те или иные нормативно-правовые акты, в различные правовые нормы.   

    Теоретические модели государственного регулирования  экономики подразделяются на два  вида в зависимости от основного  субъекта, определяющего политику регулирования.

    Первая  группа моделей исходит из того, что регулирующий орган (парламент, правительство) играет центральную роль в процессе определения политики регулирования. Тем самым основные особенности регулирующего органа, в данном случае - это узкопрофессиональный подход, специализированность, предпринимательский образ действий.

    Вторая  группа моделей исходит из того, что регулирующий орган находится  под решающим  воздействием или господством окружающей среды. Согласно  этой модели определяющими факторами политики регулирования экономики являются группы интересов, парламентские комитеты, различные экономические группы и комиссии, формирующие окружающую среду. Обе эти модели взаимосвязаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга.  

    Государственное регулирование рыночной экономики  возможно:

    1) административными методами, когда  управляющий орган по каждой  проблеме принимает конкретное  решение. К административным методам  относятся: предоставление индивидуальных  налоговых, монетарных и таможенных  льгот; проведение конкурсов на  поставку товаров для государственных нужд и приватизационных конкурсов; процедуры банкротства; зачет дебиторской задолженности предприятий в погашении их просроченных долговых обязательств; лицензировании и квотировании предприятий и видов хозяйственной деятельности и операций;

    2) нормативными методами, когда у  предприятий сохраняется свобода  действий, а государство может  изменять макропропорции, варьируя  общие нормативы - ставки налогов  и рефинансирования, нормы обязательных  резервов банков, нормативы распределения  доходов по уровням бюджетной системы, нормативы зарплаты в бюджетных организациях, социальные нормативы, определяющие размеры, структуру индексации социальных доходов.

    Нормативные методы порождают меньшую коррупцию  и волюнтаризм, чем административные, но способны парализовать экономическую жизнь. Например, завышенная доходность государственных краткосрочных облигаций (ГКО) сделала инвестиции в реальный сектор неконкурентоспособными по сравнению со спекулятивными вложениями средств в государственные ценные бумаги и привела к оттоку капитала из этого сектора. Аналитики обращают внимание на такую закономерность: при сильном государстве экономические субъекты подчиняются давлению «сверху», но отвечают на него пассивным сопротивлением (снижают трудовую и предпринимательскую активность, эмигрируют и вывозят капитал за рубеж).

    Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

    Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.

    Основные  экономические средства – это [12, c.328]:

    1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

    2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

    3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

    При помощи этих инструментов государство  стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов  в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

    Прямое  государственное хозяйственное  регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете.

    Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических  интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Информация о работе Анализ факторов рыночного предложения в период кризиса