Анализ развития рыночных отношений в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание

В результате сложившихся условий рынок стал основой простого товарного хозяйства, когда мелкие самостоятель­ные производители — крестьяне и ремесленники — стали производить товары не для личного потребления, а для продажи на рынке. В те незапамятные времена рынком называли специально выделенные открытые площади или крытые помещения, где люди могли продавать и покупать товары, заключать торговые сделки. По язвительному заме­чанию древних греков, «рынок — это специальное место, где люди могут обманывать друг дру

Работа состоит из  1 файл

kursovaya ololena.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

– возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Россия уже не может поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения.

– исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития, базирующихся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта и выпуска товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля. Одновременно обозначились новые ограничения роста, обусловленные недостаточным развитием производственной (транспортной и энергетической) инфраструктуры и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынке труда. Действие данного фактора может привести к резкому замедлению экономического роста и нарастающему отставанию от ведущих стран.

Стратегической целью является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход ее на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи, характеризуемой производством валового внутреннего продукта.

Достижение этой цели предполагает:

                               выход России на стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам мира (в том числе среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности – 30 тысяч долларов США в 2020 году и 40-50 тысяч долларов США в 2030 году);

                               обеспечение научного и технологического лидерства России по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность;

                               обеспечение специализации России в мировой экономике на основе передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий. Россия должна занимать значимое, не менее 10 процентов, место на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по 4-6  и более позициям;

                               укрепление позиций России в формировании глобальной энергетической инфраструктуры;

                               реализация глобальных конкурентных преимуществ в сфере транспорта и транзитных потоков;

                               превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров, обладающих независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающих лидирующие позиции России на финансовых рынках стран СНГ, ЕврАзЭС, Центральной и Восточной Европы;

                               формирование эффективных демократических институтов, влиятельных и активных институтов гражданского общества.

Системное решение отмеченных перспективных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Это позволит резко расширить ее конкурентный потенциал за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста.

Инновационный тип развития имеет ряд качественных и количественных характеристик, соответствующих параметрам развития ведущих стран мира:

                   диверсификация экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к «отраслям знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 год – 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - не менее 2,0-3 процентных пунктов (2006 год – 1,3);

                   высокая инновационная активность корпораций, связанная с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год – 9,3%), доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции – до 25-35% (2005 год –  2,5 процента);

                   наличие эффективной национальной инновационной системы, активизация исследований и разработок, как фундаментальных, так и прикладных. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 3,5-4% ВВП (2006 год – 1 % ВВП);

                   создание условий для эффективного использования квалифицированного труда и повышения качества человеческого капитала, наличие эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры. Среднемесячная заработная плата в экономике должна превысить в 2020 году 2000 долларов США (2006 год – 391 доллара США), расходы на образование за счет государственных и частных источников – не менее 5-6% ВВП (2006 год –  4,6%), на  здравоохранение - 6-6,5% (2006 год – 3,9 процента);

                   повышение эффективности использования первичных ресурсов, прежде всего труда и энергоносителей. Производительность труда должна быть увеличена почти вдвое, энергоемкость – снижена не менее чем на 40 процентов;

                   эффективная система спецификации и защиты прав собственности, включая интеллектуальную собственность, и создание развитого рынка венчурного капитала.

Особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве. Такой подход требует реализации стратегий одновременно в пяти направлениях.

Первое направление – обеспечение использования глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта, экологии, аграрного сектора:

                   обеспечение стабильности энергетического снабжения крупнейших мировых потребителей энергоресурсов в рамках реализации стратегических международных проектов с участием иностранных субъектов;

                   развитие крупных узлов международной энергетической инфраструктуры на территории России, основанных на использовании новых энергетических технологий;

                   формирование современной транспортной инфраструктуры, использование транспортного (транзитного) потенциала российской экономики, замыкание грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры;

                   реализация водного потенциала российской экономики - вовлечение в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов России, способствующее изменению мировой структуры потребления пресной воды, решению глобальных водных проблем и повышению конкурентоспособности российских водоемких производств, при обязательном соблюдении природоохранных требований;

                   реализация аграрного потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутренних рынках продукции животноводства.

Второе направление – формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках:

                   достижение и поддержание лидерства в научных исследованиях и технологиях по ряду приоритетных направлений (нанотехнологии, ядерная энергетика, авиация, судостроение, ракетно-космические технологии, программное обеспечение);

                   встраивание в глобальный оборот высокотехнологичной продукции и технологий на основе лидерства по приоритетным направлениям научно-технологического развития;

                   специализация на оказании интеллектуальных услуг в области фундаментальных и прикладных научных исследований и профессионального образования.

Третье направление – структурная диверсификация экономики на основе повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и «экономики знаний»:

                   улучшение условий предпринимательской деятельности и создание благоприятного инвестиционного климата;

                   создание механизмов обеспечения инновационной активности компаний;

                   формирование и развитие национальной финансовой инфраструктуры, ориентированной на эффективное долгосрочное финансирование инвестиций, рост капитализации компаний, снижение инвестиционных рисков и издержек инвесторов, трансформацию сбережений населения в инвестиции в отечественную экономику;

                   развитие производственной инфраструктуры, включая ее транспортную, энергетическую и информационную составляющие.

Четвертое направление – создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека и формирование конкурентоспособного человеческого капитала:

                   обеспечение доступности качественных услуг образования, здравоохранения и культуры;

                   обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, повышение доступности жилья:

                   формирование трудовых и предпринимательских ценностей;

                   улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, снижение природоемкости экономики, несмотря на увеличение масштабов экономической деятельности.

Пятое направление – развитие демократии и обеспечение защиты прав и свобод личности:

                   развитие системы институтов, обеспечивающих равную и эффективную защиту конституционных прав и свобод личности и экономических свобод, включая совершенствование судебной системы;

                   формирование структур и механизмов гражданского общества, развитие форм общественного контроля за деятельностью государства и бизнеса и повышение доверия к институтам власти и проводимой политике;

                   сохранение и умножение культурных и духовных ценностей российского народа.

Только реализовав формулу развития «демократия – человек – технологии» и воплотив ее в повседневную практику жизни общества, Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.

Отношения государства и частного бизнеса. Переход к инновационному типу развития требует создания максимально благоприятных условий для стимулирования предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции. Исходя из этого, в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности государство будет руководствоваться следующими принципами:

                   создание условий для развития свободы предпринимательства и конкуренции,  механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества, снижения административных барьеров в экономике, превращения России в страну с низким уровнем коррупции;

                   прекращение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов;

                   концентрация государственного предпринимательства, главным образом, в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, и развитием инфраструктуры;

                   стремление к макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров, последовательному снижению уровня инфляции;

                   развитие государственно-частного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего, в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной и энергетической инфраструктуры; поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях (стартап-проектов);

                   активная поддержка российских компаний на внешних рынках, в том числе, прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области;

                   расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики (консультации, экспертиза проектов решений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 



Информация о работе Анализ развития рыночных отношений в России