Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:12, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – выявить основные резервы снижения себестоимости на предприятии. Реализация поставленной цели конкретизировалась в решении следующих задач: исследовать экономическую сущность затрат предприятия и их классификацию, рассмотреть формирование себестоимости продукции; выявить факторы, влияющие на снижение себестоимости; рассмотреть методы распределения затрат при калькуляции себестоимости; рассмотреть методологические подходы к оценке резервов снижения себестоимости; проанализировать себестоимость продукции на примере конкретного предприятия; из выделенных в теории резервов снижения себестоимости рассмотреть более подробно применимые на рассматриваемом предприятии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
1 Теоретические основы выявления резервов по снижению себестоимости продукции……………………………………………………………………….
1.1 Экономическая сущность и классификация затрат промышленного предприятия. Формирование себестоимости продукции………….................
1.2 Анализ себестоимости продукции: сущность, задачи, система показателей и информационная база…………………………………………………
1.3 Факторы, влияющие на себестоимость продукции и резервы ее снижения ………………………………………………..……………….......................
1.4 CVP – анализ как эффективный метод планирования затрат на предприятии…………………………………………………………………………..
2 Анализ себестоимости продукции ЗАО «Омега-1» и выявление резервов по ее снижению..………………………………………………………………..
2.1 Характеристика пищевой отрасли Волгоградской области и предприятия ЗАО «Омега-1»……………………………………………………………
2.2 Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ЗАО «Омега-1»………………………………………………………………….
2.3 Анализ себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………............
3 Пути снижения себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»……………….
3.1 Выявление резервов снижения себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»…………………………………………………………………………………
3.2 Применение операционного анализа при распределении затрат ЗАО «Омега-1»…….…….
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………….............
Приложение А Бухгалтерский баланс ЗАО «Омега-1»………………………
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках ЗАО «Омега-1»……………….

Работа состоит из  1 файл

Диплом - Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению.doc

— 6.57 Мб (Скачать документ)

 

1.3 Факторы,  влияющие на  себестоимость продукции  и резервы ее снижения

 

Любой хозяйствующий  субъект – это сложная производственная, социально-экономическая, организационная система, которая подвержена как внешнему, так и внутреннему воздействию. Финансовые результаты деятельности и финансовое состояние  коммерческой организации определяются совокупностью внешних и внутренних факторов.

В системе внешних факторов основную роль играют следующие [32, с.125]:

1. Конъюнктура товарного рынка. Изменение конъюнктуры этого рынка определяет изменение объема поступления денежных средств от реализации продукции.

2. Система налогообложения предприятий. Любые изменения в налоговой системе — появление новых видов налогов, изменение ставок налогообложения, отмена или предоставление налоговых льгот, изменение графика внесения налоговых платежей и т.п. — определяют соответствующие изменения в характере финансовых результатов  предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.5 – Влияние  факторов на деятельность предприятий

3) Коммерческий риск. Ужесточение  конкурентной борьбы на рынке  продукции связанно в первую  очередь с ценовой конкуренцией, а также с агрессивной маркетинговой политикой других производителей.  Правильно выбранная ценовая политика, оптимальное соотношение цены и качества продукции позволяет укрепить позиции предприятия на рынке продукции, тем самым снизить коммерческие риски.

4) Технологический фактор. Появление качественно новых технологий в отрасли не предвидится. Решающим условием снижения себестоимости продукции служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

5) Потребители. Ценовые  решения основываются на анализе  потребительского поведения, которые предполагают изучение ценовой эластичности спроса и сегментации потребителей.

6) Конкуренты. В зависимости от того, кто контролирует цены, различают следующие виды конкурентных сред: - среда, контролируемая рынком – это среда отличается высокой степенью конкуренции, а также сходством товаров и услуг; среда, контролируемая предприятием – ограниченная конкуренция, различия в товарах и услугах. В этих условиях предприятиям относительно проще функционировать. И при высоких и при низких ценах предприятие находит покупателей. Выбор цены на этом виде среды зависит только от стратегии и целевого рынка.

В системе внутренних факторов основную роль играют следующие:

1. Жизненный цикл предприятия. Характер поступательного развития предприятия по стадиям жизненного цикла играет большую роль в прогнозировании объемов и видов его денежных потоков.

2. Сезонность производства и реализации продукции. По источникам своего возникновения (сезонные условия производства, сезонные особенности спроса) этот фактор можно было бы отнести к числу внешних, однако технологический прогресс позволяет предприятию оказывать непосредственное воздействие на интенсивность его проявления.

3. Амортизационная политика предприятия. Избранные предприятием методы амортизации основных средств, а также сроки амортизации нематериальных активов создают различную интенсивность амортизационных потоков, которые денежными средствами непосредственно не обслуживаются [32, с.148].

Снижение себестоимости  продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу объема работ, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Предприятия просто задыхаются от накладных расходов и ищут объяснения наличию доминирующей части косвенных расходов, росту затрат и, соответственно, уменьшению желаемой прибыли. Быстрый рост сложности и многообразия направлений деятельности предприятия на рынке вместе с фактом замены части прямых издержек на труд и материалы накладными издержками поколебали позиции традиционных методик учета издержек.

Традиционные системы  учета затрат дают весьма неточные данные, потому что, как правило, не учитывают структурные и функциональные факторы. В управленческом учете себестоимость является функцией только одного определяющего фактора – объема производства или предоставляемой услуги. В стратегическом управлении затратами стоимость зависит от многих взаимно влияющих друг на друга факторов [12, с.48].

К структурным относятся  следующие факторы:

  • горизонтальная интеграция, связанная с масштабом производства,
  • вертикальная интеграция, определяющая диапазон производимой продукции или услуг,
  • корпоративный опыт,
  • используемые технологии,
  • сложность, определяемая широтой ассортимента изделий или услуг.

Наиболее существенными  функциональными факторами являются: концепция вовлеченности работников в постоянные усовершенствования (Kaizen, BPI – Business Process Improvement); концепция комплексного управления качеством (TQM, Total Quality Management); использование мощностей предприятия; использование связей с поставщиками и клиентами в контексте цепочки ценности предприятия.

В настоящее время  анализ затрат движется в направлении  функциональных факторов, т.к. выводы на основе структурных факторов быстро устаревают в динамично меняющемся пространстве современного бизнеса.

Для предприятий, которые  выпускают многообразные продукты в рамках производственного ассортимента, точные реальные данные по затратам очень важны для определения цены продукции или услуги, их представления и продвижения на рынке, а также для принятия управленческих решений по ассортименту продукции и каналам распределения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Анализ  себестоимости продукции ЗАО «Омега» и выявление резервов по ее снижению

2.1 Характеристика пищевой отрасли Волгоградской области и предприятия ЗАО «Омега»

 

Пищевая промышленность России объединяет в настоящее время  свыше 25 тыс. предприятий с общей численностью занятых 1,5 млн. человек. Доля пищевой промышленности в общем объеме промышленного производства неизменно составляет 11–12%. В отраслевой структуре промышленного производства она занимает 4-е место после топливной промышленности (20%), металлургии, машиностроения и металлообработки (по 19%). Пищевая промышленность относится к отраслям обрабатывающей промышленности в основном с передельным характером производства [22].

В пищевой промышленности Волгоградской области производится более 12,5 % продукции, производимой промышленностью, формируется более 13 % налоговых поступлений промышленности. Область является одним из лидеров Российской Федерации по производству продукции переработки горчицы, выпускает конкурентоспособную кондитерскую, молочную и колбасную продукцию.

ЗАО «Омега» работает на областном рынке майонезной продукции уже десять лет. Данная фирма успешно конкурирует с другими производителями майонезной продукции в Волгоградской области.

Доставка продукции  клиентам автотранспортом предприятия  позволила обеспечить расширение ассортимента на прилавках розничных магазинов и соответственно увеличить объемы продаж продукции предприятия.

Значительная доля продаж продукции приходится на предприятия  оптовой торговли города и области, которым предоставляются товарные кредиты.

Товарищество  с ограниченной ответственностью «Омега» учреждено гражданами РФ на основании Закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности » и Учредительного договора о создании товарищества от 26.12.94 года.

Основной целью и  задачей деятельности Общества является извлечение прибыли  в интересах акционеров общества, а также удовлетворение потребностей Российских и иностранных предприятий, организаций и граждан в продукции производимой обществом в соответствии с уставными видами деятельности:

  • производство и реализация продуктов питания;
  • торгово-закупочная и торгово-посредническая деятельность;
  • оптово-розничная торговля;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • оказание автотранспортных услуг;
  • другие не запрещенные Законом виды деятельности.

Основным видом деятельности Общества является  производство майонезов. В настоящее время номенклатуру готовой продукции составляют упакованные в различную тару четыре наименования майонеза:

  • «Аппетитный», низкокалорийный, жирностью 20%;
  • «Обеденный», низкокалорийный, жирностью 20%;
  • «Провансаль», среднекалорийный, жирностью 50%;
  • «Праздничный», высококалорийный, жирностью 60 %.

Кроме этого  с 2001 года с целью дозагрузки развозного транспорта и извлечения дополнительной прибыли ведется активная оптовая  торговля бутилированным подсолнечным маслом различных российских производителей.

Предприятие обладает необходимой инфраструктурой и компактно размещено в удобном месте г. Волжского, оснащено современным производственным и фасовочным оборудованием известных западных производителей (Fryma MZM VK-300, Volpack S-160), имеет отлаженную технологию производства с минимальными потерями и минимальными претензиями по браку от потребителей. Производит  более 1000 тонн майонеза в год.

В соответствии с учетной политикой ЗАО «Омега»:

  • в основное производство сырье и материалы списываются по средней себестоимости;
  • выручка от основной деятельности определяется методом начисления;
  • амортизация по основным средствам и нематериальным активам начисляется линейным методом.

Бухгалтерский учет осуществляется на основании плана счетов. Среднесписочная численность работников на начало 2005 составила 70 человек.

 Организационная и  производственная структуры управления.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Организационная  структура управления ЗАО «Омега»

Основные  подразделения ЗАО «Омега» и выполняемые ими функции:

       1) Бухгалтерия:

  • учет  основных  средств,  товарно-материальных  ценностей,  затрат  на  производство, услуг,  результатов  производственно-хозяйственной  деятельности,  расчеты  с  поставщиками  и  заказчиками;
  • осуществление  приема  и  контроля  первичной  документации;
  • отражение  в  бухучете  операций,  связанных  движением  денежных  средств  и  товарно-материальных  ценностей;
  • составление  отчетной  калькуляции  себестоимости  продукции,  выявление  источ<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" sty

Информация о работе Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению