Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:39, курсовая работа
Существует множество разнообразных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, когда потребитель не может определить качество приобретаемого товара в момент совершения сделки, так как о качестве товара информирована лишь одна сторона – производитель. Иначе говоря, потребитель не знает, что именно он покупает, а качество товара выясняется в процессе его эксплуатации. Об этой ситуации, называемой асимметрией информации, и пойдёт речь в курсовой работе.
ВВЕДЕНИЕ 3
глава 1. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ КАК ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.понятие асимметричной информации 5
глава 2. Эффекты асимметричной информации 13
глава 3. Преодоление информационной асимметрии 18
глава 4. Асимметричная информация как причины государственного микроэкономического регулирования. Особенности асимметричности информации в Республике Беларусь 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
(3.4) |
т.е. ожидаемая полезность работника от данной работы должна быть не ниже той, которую он мог бы получать где-то еще;
2) ограниченности совместимости стимулов:
(3.5) |
Для всех e т.е. уровень усилий ē с точки зрения работника является оптимальным при данной схеме оплаты .
Существует несколько схем оплаты, позволяющих обеспечить оптимальный контракт. Пусть полезность работника описывается функцией u(R,e)=-e Работник может трудиться усердно , либо отлынивать от работы .Для простоты примем . Вероятности возможных доходов предприятия для каждого уровня усилий работника представлены в таблице 1
Таблица 1- Вероятности возможных доходов предприятия
Уровень усилий |
Выручка предприятия | |
30 |
70 | |
е = 0 |
2/3 |
1/3 |
е = 1 |
1/3 |
2/3 |
Примечание: [9,с. 298]
Если уровень усилий работника наблюдаем, наниматель может составить контракт так, чтобы при необходимом уровне усилий работник получал фиксированную оплату . Полезность работника в данном случае не будет зависеть от случайного фактора, а весь риск возьмет на себя наниматель.
Чтобы работник трудился с усердием е = 1, наниматель, исходя из ограничения участия (), должен установить оплату . Если нанимателя устраивают слабые усилия работника , оплату достаточно установить на уровне , (). Поскольку чистая ожидаемая выручка нанимателя при усилиях работника е = 1, больше, чем при усилиях , издержки на увеличение оплаты 4—1 = 3 перекрываются этой разницей , нанимателю выгодно установить оплату , которая стимулирует работника прилагать больше усилий.
В случае ненаблюдаемых усилий работника, наниматель для того, чтобы мотивировать работника должен выплачивать ему более высокую заработную плату (), при хорошем исходе и более низкую () при плохом. В данной ситуации ожидаемая полезность работника при больших и меньших усилиях соответственно составит:
=1/3 (-1) + 2/3(-1), = 2/3(-0) + 1/3(-0) |
(3.6) |
На рис. 3.2 затемненная область показывает множество значений а и b, которые удовлетворяют одновременно двум условиям, при этом область горизонтальной штриховки удовлетворяет ограничению участия, вертикальной — ограничению совместимости стимулов (мы принимаем во внимание только положительные значения):
Рисунок 3.2- Ограничения участия и совместимости стимулов
Так как наниматель максимизирует ожидаемую чистую выручку, когда расходы на оплату труда минимальны, в случае, когда усилия работника не наблюдаемы, оптимальный с точки зрения нанимателя контракт будет при и . Ожидаемая чистая выручка составит: .
Отметим, что она меньше ожидаемой чистой выручки в случае наблюдаемых действий (), так как, подвергая работника некоторому риску, наниматель вынужден увеличить оплату с 4 до 6.
Если оплата не зависит от выручки и усилия работника не наблюдаемы, работник предпочтет уровень усилий , что обеспечит ожидаемую чистую выручку нанимателю:
(3.7) |
Поскольку нанимателю выгодно и в случае ненаблюдаемых усилий использовать стимулирующую заработную плату. Данный пример сильно упрощен, в реальной жизни выбрать оптимальную схему стимулирования значительно сложнее, однако, он наглядно демонстрирует проблему «принципал-агент» и необходимость стимулов при возникновении морального риска. [3, с.330-337]
Расточительные расходы тоже могут быть оценены покупателем как сигнал хорошего качества товара. Они представляют собой разновидность инвестиционных расходов: их можно считать инвестициями в репутацию. Чтобы расточительные расходы расценивались покупателем как сигнал о качестве, он должен быть уверен в том, что расточительные расходы велики настолько, что производитель не может их покрыть из текущей выручки за малый отрезок времени, На рисунке 3.6 представлены издержки производства товаров высокого и низкого качества.
Рисунок 3.3- Расточительные расходы как сигнал качества товара
Продавец не получит за высококачественный товар цену , так как покупатель не имеет информации о качестве товара, но ему известно, что продавец низкокачественного товара заинтересован в продаже по цене количества Если продавец высококачественного товара осуществит расточительные расходы (например, на рекламу) — невозвратные затраты, покрыть которые из текущей выручки невозможно, причем возрастут до , покупатель будет готов заплатить цену . Разница между и составляет «премию за качество».
Текущая ценность потоков
«премии за качество» позволяет
производителю
Все рассмотренные случаи сигналы о качестве открывают возможность преодоления эффектов асимметрии информации путем получения представления о качестве продукции косвенным путем. Несмотря на то, что эффективность каждого из сигналов в определенной степени ограничена, их действие позволяет сократить разницу между параметрами рыночного равновесия и равновесия, эффективного по Парето, достигаемого только лишь при условии полноты рыночной информации.
Как пример рынка с асимметричной информацией, рассмотрим рынок страхования в Беларуси, характеризующийся следующими основными чертами. С одной стороны:
1) Наличием более 2-х
десятков страховых
2) Достаточно высокой степенью присутствия страховщиков через филиалы, представительства и сеть страховых агентов в регионах республики;
3) Наличием нескольких брокерских компаний – профессиональных страховых консультантов, позволяющих своим клиентам заключать договора страхования на лучших условиях с последующим их сопровождением, включающем содействие в получении страховых выплат;
4) Высоким уровнем
5) Отсутствием «серых» страховых схем, достаточной открытостью и прозрачностью;
6) Высокой подконтрольностью со стороны государства;
7) Готовностью страховщиков
к работе с большим объемом
договоров и к предложению
на рынке новых страховых
С другой:
1) Своеобразной государственной
политикой в области
2) Неустойчивостью страхового законодательства, слабо - направленного на стимулирование развития страхования, на актуализацию самой идеи страхования и формирование так называемой страховой культуры общества;
3) Низкой страховой культурой
населения, руководства
4) Дисбалансом государственной
политики в отношении
5) Преобладанием обязательных
видов страхования, объем
6) И как следствие низким
уровнем распространения
Основой страхового законодательства является принятый в 2006 году Указ Президента №530 от 26.08.2006 года «О страховой деятельности» и введенное им «Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь».
К настоящему времени подготовлен проект госпрограммы развития страхового рынка Беларуси на ближайшие пять лет. «Насколько я знаю, в соответствии с документом большое внимание будет уделяться развитию личного страхования и всех направлений, которые касаются страхования жизни и здоровья граждан. Прежде всего будет рассматриваться вопрос введения обязательного медицинского страхования», - рассказала гендиректор белорусской ассоциации страховщиков Ирина Мерзлякова. Кроме того, рассматривается вопрос страхования дополнительной пенсии в Беларуси. «Обсуждаются экономические рычаги, чтобы подстегнуть предприятия заключать договоры страхования для своих работников», - отметила Ирина Мерзлякова. По ее словам, особое внимание будет уделено страхованию жизни, чтобы наши граждане стали больше задумываться об этом».
«Мы хотим, чтобы взносы на душу населения в стране значительно выросли и подошли к уровню европейских стран», - отметила Ирина Мерзлякова. В настоящее время размер страховой премии на душу населения в Беларуси составляет около $40. В планах увеличить этот показатель за 5 лет примерно в шесть раз.
Среди факторов, сдерживающих
рынок добровольного
В настоящее время в Беларуси действует 19 страховых организаций, и 4 организации осуществляющие виды страхования, относящиеся к страхованию жизни (накопительные виды страхования)
Страховая компания «Купала» предложила заключить договор страхования на случай временной потери трудоспособности в результате болезни и несчастного случая, в том числе при заболевании гриппом. За счет компании предоставляется возможность пройти бесплатную вакцинацию от гриппа вакциной импортного производства. Договор страхования может быть также заключен юридическим лицом в пользу работников.
Данное специальное
Некоторые страховые компании составляют специальные анкеты с целью снизить асимметрию информации. Все вопросы данных анкет можно разделить на 4 группы:
1) Основная информация: пол, возраст, место жительства.
2) Информация о состоянии здоровья: вопросы о текущих или перенесенных болезнях.
3) Прямые вопросы о
степени риска наступления
4) Косвенные вопросы: количество
выкуриваемых сигарет,
Все эти вопросы призваны собрать максимально возможную информацию о желающем застраховаться, чтобы минимизировать риски. Естественно, что никакая анкета не даст полноценной картины и риск недополучить ценную информацию очень велик. Более того, некоторые вопросы, такие как вопрос о количестве выкуриваемых сигарет, дает прямой сигнал заполняющему анкету – «где нужно соврать, чтобы страховка обошлась дешевле?» Когда дело касается серьезных сумм и крупных клиентов, естественно, есть возможность провести подробный анализ образа жизни, привычек и других факторов, влияющих на риск наступления смерти. Однако при работе с массовым потребителем необходимы более точные анкеты. А главный инструмент при достижении этой цели – максимально подробные и достоверные анкеты клиентов, соответствующие строгим правилам составления и содержащие косвенные вопросы на разнообразные темы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для снижения асимметрии информации на различных рынках, в том числе и на рынке страховых услуг, компании разрабатывают разного рода способы, меры и методы, позволяющие защитить себя от высокой степени рисков и неблагоприятного отбора. [2]