Азиатская модель модернизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 13:13, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является характеристика азиатской модели модернизации. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

определить понятие и сущность модели модернизации;
выявить особенности выбора модели развития в странах Азии;
проанализировать опыт модернизации экономик стран Азии.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и сущность модели модернизации 5
2 Азиатский регионализм и особенности выбора модели развития в странах Азии 9
3 Анализ опыта модернизации экономик стран Азии 13
Заключение 18
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Азиатская модель модернизации.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

      Становление фундаментальных отраслей хозяйства  заняло относительно долгое время, и  частный капитал принял в этом самое основное участие (еще в 18 веке частный сектор здесь осуществил промышленную революцию). Существовал сравнительно платежеспособный внутренний рынок. Войны и разрушения, от которых пострадали основные сектора экономики в XX веке, в итоге оказались лишь неким замедлителем для их последующего развития, временно усилив роль государства как регулятора. Экономика снова восстановилась благодаря сохранившимся производственно-технологическим связям, внешней финансовой помощи и существующему мировому экономическому порядку [10, с.147].

      Со  временем государственное регулирование, создав условия для конкуренции  и оставив за собою роль формирователя основных пропорций внутреннего накопления, постепенно уступало место умело организованному частному менеджменту и квалифицированной рабочей силе. Европейская модель стала базой для американской модели экономического развития, будучи удачно приспособленной к местной экономической специфике, во многом определив выход страны на передовой рубеж мировой экономической системы. Новый валютный порядок 50-х гг. и свободное хождение в мире западных валют, используемых как средства платежа и накопления, еще более укрепили господствующее положение группы стран над остальным миром.

      Для развивающихся стран, ставивших  перед собою задачу достижения экономического благополучия, стало очевидным, что  пройти успешно все этапы эволюции в рамках образцовой западной модели, по крайней мере, нереально в течение исторически короткого времени с учетом своих национальных особенностей, нехватки капиталов и быстро меняющихся экономических реалий в мире. Если западная экономическая модель развивалась относительно долго, сама диктуя условия производственных параметров, оказав решающее воздействие на мировой рынок, то ведущие азиатские страны, сегодня все ближе и ближе стававшие в один ряд с высокоразвитыми странами Запада, должны были приспособиться к уже существующим реалиям и двигаться по схеме ускоренного догона.

      Требовалось разработать и внедрить принципиально  новую модель форсированного развития, где государство, в силу нехватки ресурсов и практически нищего населения, отсутствия квалифицированного менеджмента и рабочей силы, смогло бы организовать ускоренный подъем экономики и создать условия для роста собственных рыночных сил. Так начало свое рождение восточная экономическая модель.

      Страны  Азии приняли многие черты существующих экономических моделей развитых стран, сочетая это со своими социо-культурными особенностями, учитывая специфику построения отношений в обществе. Другой отличительной чертой стала роль государства, как ускорителя в экономической жизни стран региона. Поставив в основу своего развития принцип сравнительных преимуществ, многие страны Азии смогли совершить экономический взлет в относительно короткие сроки, взяв на вооружение принципиально новую экономическую доктрину.

      Существенным  фактором, влияющим на выбор стратегии, является время начала интенсивного роста. Для стран - пионеров индустриализации возможности осмысленного государственного активизма весьма ограничены. Рынок и частная инициатива здесь лишь формируют технологический облик промышленности. У государства здесь нет базы для формирования осмысленной стратегии индустриального развития, заданной образом структуры ушедших вперед более развитых рыночных экономик. Историческая дистанция, возможность опереться на использование созданных предшественниками технологических результатов частнокапиталистического развития была существенным фактором, повышавшим привлекательность государственного экономического активизма в странах более поздней, догоняющей индустриализации.

        Экономическая история показывает, что нигде в мире не было  и нет чисто рыночной экономики. Государственное регулирование или государственный сектор в явной или скрытой форме все равно существуют, а их конкретные задачи определяются в зависимости от данного этапа развития экономики. На начальном этапе необходимость госсектора связана прежде всего с развитием материальной инфраструктуры и базовых отраслей промышленности, то есть отраслей, которые являются фундаментальными, капиталоемкими и не обеспечивают быструю отдачу. Эти отрасли в начале своего развития непривлекательны для частного капитала не только из-за низкой рентабельности, но и в силу отсутствия у частного сектора большого объема собственных капиталов. Речь идет в первую очередь об огромных вливаниях в энергетику, коммуникации, металлургию и другие отрасли тяжелой индустрии.

      Помимо  этого, любая комплексная и фундаментальная  реформа требует от правительства  предварительного изучения и анализа  структуру и перспективу всех направлений экономики, подбор и  корректировка тех приоритетных, на которых должна строиться будущая модель.

      Каждое  направление должно соответствовать  одному либо всем из нижеизложенных критериев. Экономика должна быть [10, с.151]:

  • экспортоориентированной;
  • импортозамещающей по тем товарам, которые в силу больших объемов, долгосрочности их импорта или по стратегическим соображениям крайне необходимы для экономической жизни страны, либо имеют потенциал стать экспортоориентированной.

      При подборе направлений учитываются  некоторые основополагающие факторы. Это природные или исторические преимущества страны, исходящие из принципа сравнительных преимуществ в мировом разделении труда, относительно менее жесткая конкуренция в выбранных нишах мирового рынка, а также растущий спрос на производимые в рамках данного направления продукции. Принимаются во внимание также уровень наукоемкости, капиталоемкости и трудоемкости конкретной отрасли, степень обеспечиваемости специалистами, скорость оборачиваемости и отдачи капитала, величина потенциальной прибыли, перспективы превращения отрасли в фундаментальное направление для развития новых перспективных отраслей.

      После определения приоритетных и неприоритетных секторов экономики страна берется  за реорганизацию конкретных производственных единиц различных секторов экономики - за хозяйственных субъектов, для  создания наиболее эффективных производственных цепочек. Правильная оценка приоритетных для страны направлений и разработка механизмов оптимального взаимодействия всех цепочек хозяйства позволяет достичь максимально эффективного использования мобилизованных средств.  
 

      3  Анализ опыта модернизации экономик  стран Азии 

      Восточная модель экономического развития, в  отличие от западной, имеет в себе колоссальную долю государственного участия. Оно проявляется как в форме  владения государством акционерного капитала компаний в ключевых отраслях хотя бы на первом этапе, так и непосредственным его участием в развитии экономики в целом.

      Можно утверждать также, что частное владение акционерным капиталом здесь  не имеет определяющее значение, поскольку  практически вся власть принадлежит регулирующим государственным структурам. Модель эта опирается не только на законы конкурентного саморазвития. Рынок рассматривается не столько как среда для самосовершенствования, сколько в качестве полигона для создания, апробирования и сбыта продукции.

      Мотором для самосовершенствования, модернизации и развития служит государство. Для  восточной экономической модели характерны следующие черты: сдерживание  текущего потребления в пользу накопления, экспортная экспансия, централизованное индикативное планирование, позволяющее мобилизовать государственные и частные ресурсы для крупных национальных производственных и научно-исследовательских проектов, субсидирование высокотехнологичных отраслей, наличие эффективно действующего бюрократического аппарата и реальных механизмов согласования интересов государства, бизнеса и профсоюзов.

      Одним из условий выбора типа экономической  модели является размер внутреннего  рынка. Для малых стран (по определению  Ченери и Сиркина, стран с населением менее 20 млн. человек) возможности выбора стратегии развития предельно ограничены. Узость внутреннего рынка делает их заложниками унаследованных от аграрного общества традиций. Там, где эти традиции благоприятны для формирования динамичного национального предпринимательского сектора, рост доходов сопровождается быстрым увеличением доли сбережений и инвестиций [2, с.18].

      Открытый  характер экономики способствует интеграции страны в мировой рынок... Напротив, там, где национальный предпринимательский  сектор слаб, собственность и власть трудноразделимы, норма сбережений устойчиво низкая, -такой стране оказывается предельно сложно самостоятельно выбираться из круга застойной бедности. Крупные страны имеют существенно большую свободу маневра в выборе национальной стратегии роста.

      Из  исследуемых стран, к моменту начала реформ только Южная Корея отличалась сравнительно маленьким внутренним рынком, что отразилось на выборе ею модели развития. Япония и Китай построили свою экономическую политику так, чтобы максимально использовать те преимущества, которые дает большой внутренний рынок. Здесь, помимо стимулирования экспорта, происходило и целенаправленное увеличение внутреннего спроса и внутреннего предложения. Практически все производимые товары проходили первичную "обкатку" на внутреннем рынке.

      Вероятно, первопричиной относительно слабого  взаимодействия экономики КНР с  мировым рынком является высокий  уровень самообеспеченности минеральным  сырьем в условиях крупных размеров национальной экономики. Китаю не нужен  экспорт в таких размерах, чтобы  покрыть основную часть потребности в минеральном сырье за счет импорта. В этом важное отличие китайской экономики, например, от японской.

      Крупные размеры внутреннего рынка являются и сами по себе фактором, способствующим развитию тенденции замыкания экономических связей внутри национальной экономики. В этом сходство китайской и японской экономики. Южная Корея же, обладая сравнительно маленьким внутренним рынком, сделала акцент на максимальное сдерживание внутреннего спроса и предложения, одновременно наращивая объемы экспорта. Развитие емкого внутреннего рынка здесь происходило относительно позже. Южная Корея вставала на путь развития, избранный в свое время соседней Японией, однако с той существенной разницей, что последняя, как правило, экспортировала излишки своей продукции, тогда как Южная Корея, где покупательная способность населения была весьма низкой, стала вывозить за границу товары, которые в иной ситуации могли бы использоваться и для внутреннего потребления [1, с.44].

      Одним из основных составляющих моделей исследуемых стран служила целенаправленная политика сохранения дешевой рабочей силы, особенно в трудоемких отраслях. Причем, анализ показывает, что и Япония, и Южная Корея, и Китай обеспечивали конкурентоспособность своей продукции (особенно, на первых порах), в частности, путем удешевления стоимости рабочей силы от существующего мирового уровня. Все исследуемые страны в начале реформ имели избыток трудовых ресурсов, и развитие трудоемких отраслей требовало обеспечения конкурентных преимуществ по стоимости рабочей силы, особенно, когда этого позволяли низкий уровень жизни в стране и колоссальные масштабы безработицы.

      Позже, в связи с увеличением доли накоплений в ВВП и повышением уровня жизни, Япония и Южная Корея  начали переключаться в капиталоемкую и наукоемкую фазы развития, постепенно уступая свои позиции в трудоемком экспорте странам второго поколения реформирования региона (Китай, Малайзия, Индонезия, Филиппины и Таиланд).

      В современном мире не затихают споры  о целесообразности жесткого государственного контроля для ускорения роста экономики. Суть проблемы состоит в выявлении связи между процессами демократизации общества и развитием экономики, а также в ответе на вопрос, что из них приоритетнее.

      Анализ  опыта успешного пореформенного развития восточно-азиатских стран показывает, что успех экономических реформ в значительной степени определялся наличием устойчивой и сильной авторитетной власти, признанной как внутри страны, так и за ее пределами, способной контролировать основные социально-экономические процессы, а также проводить последовательную, предсказуемую (хотя и не всегда безошибочную) политику [2, с.56].

      В числе важнейших предпосылок  проведения последовательно рационального  экономического курса - наличие достаточно сильной и компетентной исполнительной власти, могущей противостоять искусам популизма и предотвратить попытки отдельных социальных слоев подчинить экономическую политику своим узкогрупповым интересам.

      Сказанное касается особенно первых этапов экономических  преобразований, когда происходит жесткая мобилизация и приоритетное перераспределение средств в ущерб некоторым, состоявшимся уже направлениям и социальным программам. Данный этап значим и тем, что закладываются основы будущей экономической модели, и любое неоптимальное соотношение базисных сил может в дальнейшем привести к торможению экономического развития страны.

Информация о работе Азиатская модель модернизации