Национальный
банк на основании принятого решения
о государственной регистрации
банка производит запись в Едином
государственном регистре юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей.
Зарегистрированному банку выдается
свидетельство о его государственной
регистрации.
Национальный банк в пятнадцатидневный
срок со дня внесения записи
в Единый государственный регистр
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей сообщает данные
о государственной регистрации
банка в налоговые органы, органы
государственной статистики и
иные органы, предусмотренные законодательными
актами Республики Беларусь.
Государственная
регистрация банка не проводится
в случае не сформирования его уставного
фонда.
В государственной регистрации
банка может быть отказано, если
один из его учредителей на
дату подачи заявления о государственной
регистрации банка:
- является
учредителем (участником) трех и более
юридических лиц, за исключением открытых
акционерных обществ и коммерческих организаций,
осуществляющих преимущественно производственную
деятельность;
- имеет задолженность
по заработной плате и (или) платежам в
бюджет или государственные целевые бюджетные
и внебюджетные фонды, а также является
учредителем юридических лиц, имеющих
задолженность по заработной плате и (или)
платежам в бюджет или государственные
целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
- является
общественным объединением, преследующим
политические цели;
- является
индивидуальным предпринимателем или
учредителем (участником) юридического
лица, в отношении которого принято решение
о прекращении деятельности (ликвидации),
но процесс прекращения деятельности
(ликвидации) не завершен;
- являлся индивидуальным
предпринимателем, прекратившим деятельность,
или учредителем (участником) ликвидированного
юридического лица на основании представления
уполномоченного органа, если с даты их
исключения из Единого государственного
регистра юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей прошло менее трех лет;
- ограничен
в праве на осуществление предпринимательской
деятельности по решению суда.
Государственная регистрация банка
не производится также в случаях
несоответствия руководителей исполнительных
органов или главного бухгалтера
банка квалификационным и иным
требованиям, предъявляемым к
ним.
Отказ в государственной регистрации
банка по мотивам нецелесообразности
его создания не допускается.
Отказ в государственной регистрации
банка либо непринятие Национальным
банком в установленный срок
решения о его государственной
регистрации могут быть обжалованы
в хозяйственный суд.
3.
Проблемы и перспективы
банковской системы
Республики Беларусь
Несмотря
на непродолжительность истории
банковской системы РБ, на ее протяжении
уже можно выделить ряд этапов.
Первый
этап (до1993-1994гг.) – этап бурного
экстенсивного роста. В это время
ежегодно создавалось 5-10, а то и более
новых банков, а их общее число
к концу 1994 года достигло 48.Банки
активно заполняли свободные
ниши рынка банковских услуг, потребности
в которых были весьма велики, в
особенности со стороны нового негосударственного
сектора экономики. Вместе с тем
многие из них обладали незначительным
финансовым и организационно-технологическим
потенциалом, имели крайне узкую
базу клиентуры, ориентируясь в некоторых
случаях на обслуживание одного-двух
клиентов из числа акционеров. Высокая
номинальная прибыльность банковских
операций обеспечивалась в основном за
счет высокой инфляции и соответствующего
уровня номинальных процентных ставок.[11]
Такая
политика не обеспечивала в должной
мере безопасность функционирования банков,
ориентацию на повышение фундаментальных
факторов эффективности работы банков.
Кроме того, этот начальный период
развития банковской системы РБ характеризовался
слабостью и неразвитостью нормативно-правовой
базы регулирования банковских операций,
систем контроля и надзора. Естественно,
что наступил второй этап (1995-1996гг.),
на протяжении которого многие малые
и даже средние банки обанкротились,
другие объединялись между собой
или были присоединены к более
крупным.
Примерно
в 1997-1998 годах наступил этап интенсивного
роста банковской системы. Продолжается
процесс ликвидации маломощных банков.
Банки начали понимать, что залогом
успешного развития является не ориентация
на получение сиюминутной прибыли,
а освоение новых банковских технологий
и видов услуг, в максимальной
степени удовлетворяющих потребности
клиентов.[11]
На
современном этапе осуществляется
качественно совершенствование
технологического потенциала банковской
системы, освоение передовых видов
банковских услуг и на этой основе
наращивания масштабов операций
банков. [11]
Сегодня
в республике сформировалось ядро довольно
крупных структурообразующих банков,
которые располагают 90 % банковских
ресурсов: Белпромстройбанк, Белвнешэкономбанк,
Белагропромбанк, Беларусбанк, Приорбанк
и Белинвестбанк. Эти банки обладают
довольно значительным финансовым потенциалом,
широкой сетью корреспондентских
отношений, активно осваивают прогрессивные
виды банковских операций и технологий.[11]
Ныне
банковская система Беларуси включает
24 работающих банка, из которых 17 –
с участием иностранного капитала.
Деятельность
Национального банка регламентируется
Законом Республики Беларусь от 14 декабря
1990г. «О Национальном банке Республики
Беларусь» и Уставом Национального банка,
утвержденным постановлением Верховного
Совета Республики Беларусь от 13 февраля
1991 г. Положениями Закона «О Национальном
банке Республики Беларусь» установлены
цели и задачи деятельности Центрального
банка, определены его основные функции,
права, организационная структура и компетенция
органов управления. Этим законом установлены
случаи, при которых Национальный банк
вправе отказать в выдаче разрешения на
создание банка, определены меры воздействия,
применяемые Национальным банком к банкам
и их должностным лицам за систематическое
нарушение нормативов и предписаний Национального
банка, а также за нарушение требований
законодательства Республики Беларусь.
Устав НБ Республики Беларусь определяет
организационную систему НБ, устанавливает
состав и источники формирования имущества
НБ, порядок образования доходов и состав
расходов НБ, источники формирования фондов,
порядок использования прибыли, порядок
осуществления расходов на содержание
аппарата. Уставом НБ более детально определены
компетенция Председателя Правления,
порядок принятия решений Правлением.
НБ
Республики Беларусь представляет собой
единую централизованную систему, состоит
из центрального аппарата и подведомственных
ему учреждений, предприятий и организаций.
Высшим органом руководства является
Правление НБ Республики Беларусь. Исполнительным
коллегиальным органом является Совет
директоров, возглавляемый Председателем
Правления Национального банка. Председатель
Правления руководит всей деятельностью
НБ и несет персональную ответственность
за выполнение возложенных на Национальный
банк Республики Беларусь функций. [3]
Основными
функциями Национального банка
Республики Беларусь являются:
- проведение
единой государственной денежно-кредитной
политики;
- регулирование
денежного обращения; валютное регулирование;
- организация
и осуществление валютного контроля; организация
межбанковских расчетов и кассового обслуживания
банков;
- консультирование,
кредитование и осуществление функций
финансового агента Совета министров
Республики Беларусь;
- совместное
с Министерством финансов исполнение
республиканского и местного бюджетов;
- государственная
регистрация банков, специализированных
кредитно-финансовых учреждений; выдача
лицензий на осуществление банковских
операций;
- регулирование
внешнеэкономической банковской деятельности;
- регулирование
кредитных отношений;
- осуществление
контроля за соблюдением установленного
порядка кредитования;
- создание
и накопление золотовалютных резервов
Республики Беларусь;
- осуществление
всех видов банковских операций, необходимых
для выполнение основных целей НБ Республики
Беларусь;
- регистрация
эмиссии ценных бумаг банков;
- проведение
анализа и прогнозирования кредитно –
денежных и валютных отношений;
- инкассация
и доставка денежной наличности, валютных
и других ценностей коммерческим банкам
и другим субъектам хозяйствования.[2,
с.166-167]
На
сегодняшний день развитие банковской
системы Республики Беларусь осуществляется
с учетом ее структурных особенностей:
экономика республики является индустриальной,
основу ее производственного комплекса
составляет промышленность; экономика
республики имеет ограниченную внутреннюю
сырьевую и топливно-энергетическую
базу, тесно связана торгово-экономическими
отношениями со многими странами,
прежде всего с Россией.
Отсюда
вытекает стратегия развития в отношении
банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций, в которой базовыми
направлениями являются: интегрирование
денежной системы и банковского
сектора экономики Республики Беларусь
о Российской Федерацией, расширение
и углубление взаимодействия с другими
странами, международными финансовыми
организациями; проведение денежно-кредитной
политики, отвечающей динамичному социально-экономическому
развитию страны; уменьшение участия
государства в фондах банков; совершенствование
налогообложения банков; формирование
нормативно-правовой базы, соответствующей
новым условиям функционирования банков.
Важнейшими
направлениями развития структуры
банковской системы в ближайший
период будут являться:
- снижение
удельного веса активов (пассивов), концентрируемых
системообразующими банками, и доведение
уровня данного параметра в 2010 году до
50-60% и, соответственно, повышение доли
несистемообразующих банков;
- уменьшение
участия государства в банках;
- развитие
альтернативных банкам кредитных и других
организаций – ссудосберегательных ассоциаций,
кредитных кооперативов, обществ взаимного
кредитования, инвестиционных, пенсионных,
медицинских и иных структур;
- организация
банков с участием иностранного капитала,
иностранных банков и их структур;
- повышение
самостоятельности банков в своем стратегическом
развитии и осуществлении деятельности
на основе принципа коммерческой эффективности
и ответственности за конечные результаты.
К
целям и направлениям развития банковской
системы также относят:
- укрепление
устойчивости банков и системы в целом,
исключающее возможность возникновения
системного банковского кризиса;
- повышение
до международного конкурентного уровня
качества осуществления банковским сектором
функций по аккумулированию сбережений
населения и субъектов хозяйствования,
их трансформации в кредиты и инвестиции;
- существенное
повышение доверия к белорусской банковской
системе со стороны инвесторов (в том числе
иностранных) и вкладчиков, в первую очередь
населения;
- количественное
увеличение (активы до 80-100% от ВВП, собственный
капитал до 8-10% от ВВП) и качественный рост
(до международного конкурентного уровня)
операций белорусских банков;
- снижение
доли госсектора в уставных фондах банков
до уровня не выше 50%, повышение доли иностранных
инвестиций в уставных фондах до уровня
не менее 20%. [4, с. 51]
Факторы,
тормозящие развитие банковской системы
РБ:
- проблема
формирования правовой базы для создания
ссудно-сберегательных ассоциаций, кредитных
кооперативов; [4; c. 57]
- проблема
оттока финансовых ресурсов из регионов
через филиальную сеть крупных банков;
- адекватность
общему состоянию экономики;[4; с.51]
- низкий совокупный
капитал банковской системы;
- ограниченный
перечень используемых финансовых инструментов;
- слабая защищенность
от ряда банковских рисков;
- слабое развитие
современных банковских технологий;
- высокий уровень
налогообложения и сложность налогового
законодательства.
НБ
является центральным банком РБ. НБ
регулирует кредитные отношения
и денежное обращение, определяет порядок
расчетов, обладает исключительным правом
эмиссии денег и выполняет
иные функции.[5]
Необходимо
также преодолеть избыточное государственное
вмешательство в ценообразование,
развить имеющиеся предпосылки
развития фондового рынка.
Следует
осуществлять меры со стороны государства,
которые позволили бы обеспечить
переориентацию значительных сумм валютных
средств из обслуживания мелкооптовой
торговли в производственный сектор.
Для этого необходимо укрепить финансовое
состояние банков, резко повысить
их надежность и доверие к ним.
В свою очередь это предполагает
отказ от любых попыток давления
на банки с целью направления
их ресурсов на высокорискованные и
убыточные проекты, вывод банковского
надзора на самые современные
стандарты.
Определяющее
воздействие на развитие кредитных
операций банков могут оказать темпы
и характер структурных преобразований
в экономике, меры по повышению степени
законодательной защиты прав кредиторов,
обеспечению высокого уровня финансового
состояния и структуры собственности
банков и предприятий, работающих в
реальном секторе экономики.[6; c.54]
Росту
спроса на кредиты банков со стороны
реального сектора экономики
может содействовать снижение процентных
ставок на финансовом рынке, обеспечение
стабильной динамики рубля.
На
1 февраля 2009 г. белорусский банковский
сектор включал в себя 31 банк с 322
филиалами. Из них 25 банков являются банками
с участием иностранного капитала,
в том числе 8 банков со 100% иностранным
капиталом. Еще в двух банках только
по одной акции принадлежит резидентам
Республики Беларусь. На территории Республики
Беларусь находится 8 представительств
иностранных банков России, Украины,
Литвы, Латвии, Германии и Межгосударственного
банка.