Банковская система государства и принцип её построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание

Вопрос о том, что такое банк, не является таким простым, как может показаться на первый взгляд. В народном обиходе банки – это хранилища денег. На самом деле такое толкование банка не раскрывает его сути, его подлинного назначения в народном хозяйстве.
Банки – непременный атрибут товарно-денежного хозяйства. Исторически они шли рука об руку: начало обращения денежной формы стоимости можно считать и началом банковского дела, а степень зрелости, развития банковской деятельности всегда, так или иначе, соответствовала степени развитости товарно-денежных связей в экономике.

Содержание

Введение 3
1. Банковская система: её функции, механизм функционирования, структура. 5 1.1.Понятие, структура и функции банковской системы. 5
1.2. Характеристика основных элементов банковской системы. 8
2. Структура финансово-кредитной системы. 15
2.1.История возникновения Центрального банка, его задачи и функции. 15
2.2. Организационное устройство, роль и функции в экономике коммерческого банка. 20
3. Банковская система России. 26
3.1. Особенности построения банковской системы России. 26
3.2. Современное состояние банковской системы России. 29
Заключение 32
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

главная курсовая.docx

— 96.26 Кб (Скачать документ)

Конкретным проявлением  банковских функций на практике являются  операции коммерческого банка. В соответствии с законодательством к основным банковским операциям относятся следующее:

- привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады до востребования и на определенный срок;

- предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств;

- открытие и ведение счетов физических и юридических лиц;

- осуществление расчетов по поручению клиентов;

- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание клиентов;

- управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем средств;

- покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты;

- осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством;

- выдача банковских гарантий.

   Организационное   устройство   коммерческих    банков    соответствует общепринятой  схеме  управления  акционерного   общества.   Высшим   органом коммерческого банка  является  общее  собрание  акционеров,  которое  должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители  всех акционеров  банка  на  основании  доверенности.  Общее  собрание  правомочно

решать вынесенные на его  рассмотрение вопросы, если  в  заседании  принимает участие не менее трех четвертей акционеров банка.

      Общее руководство  деятельностью банка  осуществляет  совет  банка.  На него возлагаются  также наблюдение и контроль  за  работой  правления  банка.  Состав  совета,  порядок  и   сроки  выборов  его  членов  определяет   общие направления  деятельности банка, рассматривает   проекты  кредитных  и   других планов  банка,  утверждает  планы  доходов  и  расходов  и  прибыли   банка, рассматривает  вопросы  об  открытии  и   закрытии  филиалов  банка   и  другие вопросы, связанные  с деятельностью банка, его  взаимоотношениями с  клиентами  и перспективами развития.

      Непосредственно  деятельностью коммерческого банка  руководит правление. Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и советом  банка. Правление состоит из председателя правления (президента),  его  заместителей (вице-президентов) и других членов.

      Заседания  правления банка проводятся  регулярно.  Решения  принимаются большинством голосом. При  равенстве  голосов  голос  председателя  является решающим.  Решения  правления  проводятся  в  жизнь  приказом   председателя правления банка. При правлении банка обычно создаются  кредитный  комитет  и ревизионная комиссия.

      В функции  кредитного комитета входят:  разработка  кредитной  политики банка,  структуры  привлекаемых  средств   и   их   размещения;   разработка заключений   по   предоставлению   наиболее   крупных   ссуд    (превышающих установленные лимиты); рассмотрение вопросов, связанных  с  инвестированием, ведением трастовых операций.

      Ревизионная   комиссия  избирается   общим   собранием   участников   и подотчетна совету  банка.  В  состав  ревизионной  комиссии  не  могут  быть избраны члены  совета  и  правления  коммерческого  банка.  Правление  банка предоставляет  в  распоряжение  ревизионной  комиссии  все  необходимые  для проведения  ревизии  материалы.  Результаты  проведенных  проверок  комиссия направляет правлению банка.

      В  целях   обеспечения  гласности  в   работе  коммерческих   банков   и доступности информации  об  их  финансовом  положении  их  годовые  балансы, утвержденные общим собранием акционеров, а также отчет о прибылях и  убытках должны   публиковаться   в   печати   (после   подтверждения   достоверности представленных в них сведений аудиторской организацией).

    Таким образом, Центральный и коммерческие банки играют  очень важную  роль  в экономике.

    Центральный банк  осуществляет денежно-кредитную  политику путём определения единых  для всех коммерческих банков  норм обязательных резервов и учётных ставок по кредитам, а также проведением операций с ценными бумагами. Все функции центрального банка тесно взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки. Центральный банк одновременно создаёт кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение государственных кредитных обязательств, воздействуя на уровень ссудного процента. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора на современном этапе является важнейшей функцией центрального банка.                                                                                                  

      С экономической точки зрения коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название  финансовых  посредников.  Они привлекают капиталы, сбережения населения и  другие  денежные  средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и  предоставляют  их во временное пользование другим экономическим агентам, которые  нуждаются  в дополнительном капитале. Банки создают  новые  требования  и  обязательства, которые  становятся  товаром  на  денежном  рынке.  Так,   принимая   вклады клиентов,  коммерческий  банк  создает  новое  обязательство  -  депозит,  а выдавая ссуду - новое требование к заемщику.  Этот  процесс  создания  новых обязательств   составляет   сущность   финансового    посредничества.    Эта трансформация позволяет преодолеть сложности прямого  контакта  сберегателей и заемщиков, возникающие из-за несовпадения предлагаемых и  требуемых  сумм, их сроков, доходности.

 

 

 

 

3. Банковская система России.

3.1. Особенности построения банковской системы России.

   В XVIII - начале XX вв., вплоть до проведения кредитной реформы 1930-1932 гг., Россия имела развитую, разветвленную банковскую систему. (Исключение составлял лишь период военного коммунизма, когда товарно-денежные отношения и банковская деятельность были по сути дела прекращены.)

   Результатом проведения кредитной реформы 1930-1932 гг. явилось построение кредитной системы распределительного типа. Роль коммерческих банков в системе начала снижаться, и впоследствии в нашей стране сложилась монобанковская система, состоящая из государственных банков.

   До проведения банковской реформы 1987-1990 гг., в бывшем СССР, как и в некоторых других странах Восточной Европы, утвердилась в основном следующая структура банковской системы: центральный государственный банк с широкими функциями - эмиссионный центр, главный государственный кредитный, расчетный и кассовый институт страны; государственный банк, обслуживающий сферу капитального строительства; банк для внешней торговли..

Отличительными чертами  банковских систем социалистических стран  были: концентрация банковского дела в немногих кредитных учреждениях, централизация управления банками  на основе планомерной организации  кредита, расчетов, государственной  валютной монополии. Центральные государственные  банки выступали в качестве универсальных  кредитных институтов, которые выполняли  большинство функций, присущих в  экономически развитых странах различным  звеньям банковской системы (исключая страховое дело).

   Важным фактором, определяющим структуру банков, их численность, выступает общая направленность хозяйственного механизма. Курс на жесткую централизацию, концентрацию власти порождает монобанковскую систему, основанную на функционирований только одного банка (нескольких соподчиненных банков). Концепция же разрушения монополизма, децентрализации управления экономикой логически обусловливает схему, основанную на деятельности нескольких самостоятельных банков. Именно по этому пути пошли такие экссоциалистические страны, как Венгрия, Китай, Югославия. Такая схема принята и в мировой западной практике, где наряду с центральным банком действует множество частных и государственных кредитных институтов (коммерческих, кооперативных, специальных, с особыми задачами, со специальным уставом и др.).

   Разделение банков на эмиссионный и деловые (коммерческие) не противоречит созданию нового экономического механизма в России. Банковская система, состоящая из центрального банка, организующего денежное обращение и не обслуживающего клиентов (за исключением банков), а также банков, кредитующих предприятия, организации и население, характерна для всех развитых стран с рыночной экономикой.

   Разделение банковских функций дает возможность Центральному банку Российской Федерации сосредоточить свое внимание на эмиссионной деятельности, поддержании стабильности банковской системы, денежно-кредитном регулировании экономики, осуществлении законотворческой функции и функции «кредитора в последней инстанции».

Коммерческие банки ближе  к интересам клиента, полнее координируют с ним свою деятельность, позволяют  более оперативно решать задачи, которые  возникают перед ними на современном  этапе, и могут составить конкуренцию  прочим кредитным организациям.

    Рассмотренные положения послужили теоретическим обоснованием проведения банковской реформы в период перестройки экономики России.

На первом этапе реформы  банковской системы наряду с Госбанком  СССР начали функционировать государственные  специализированные банки; Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сберегательный банк СССР, созданные для обслуживания определенных народнохозяйственных комплексов и населения. Перестройка банковской системы должна была явиться органической частью глубоких преобразований в управлении экономикой. Однако банковская реформа на первом этапе не дала тех результатов, которые от нее ожидались.

    Наиболее существенным недостатком преобразований, которые были совершены в банковской сфере, явилось то, что они были направлены главным образом на банкотворчество без радикального изменения содержания, стиля и методов банковской работы, усиления экономических методов влияния на экономику.

   Эксперты сходились во мнении, что банки значительно ухудшили свою работу, что реорганизация банковской системы не принесла изменений, которые бы соответствовали новой экономической модели, а настоящей реформы не получилось.

   Главная причина неудачи на первом этапе банковской реформы состояла в том, что она проводилась сверху, методом принуждения и не была должным образом подготовлена. Отсутствовали необходимые предпосылки ее проведения. Коренная перестройка управления экономикой была начата лишь в 1987 г. К началу банковской реформы в стране еще не сложилось понимание роли банка в экономической реформе в целом. Проблемы экономического роста привели к ослаблению финансового положения субъектов экономики и государства. Дефицит государственного бюджета, использование кредита для покрытия бюджетных потребностей, опережающие темпы роста денежной массы по сравнению с темпами роста товарооборота и услуг, предоставляемых населению, усиливали инфляционные тенденции в экономике.

В середине 90-х гг. в условиях развития товарно-денежных отношений, экономических методов хозяйствования роль банков в экономике существенно  повысилась. Являясь центрами хозяйственной  жизни, осуществляя регулирование  денежного оборота и ссудного фонда, банки ведут работу, которую  не выполняет ни одно звено управления экономикой. Мировая банковская история  не знает аналога тому, что произошло  в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500 самостоятельных  банков, немало кредитных организаций, осуществляющих отдельные банковские функции. Для сопоставления: США, чтобы  создать 1000 банков, потребовалось около 80 лет - с 1781 по 1860 г.

3.2. Современное состояние банковской системы России.                Российские банковские институты работают в своей рыночной нише, имеющей собственный круг клиентуры. В то же время в России ширится процесс универсализации банков, который имеет объективный характер. При таком рыночном подходе легче выстоять в противоборстве с конкурентами, быстрее можно реагировать на изменения конъюнктуры.

Кредитная система России состоит из банков всех видов - универсальных  и отраслевых, вновь созданных  и организованных на базе спецбанков, столичных и провинциальных, банков с сетью филиалов и сконцентрировавших весь объем операций в одном учреждении. Многие банки, организованные на основе бывших государственных специализированных кредитных учреждений, являются самыми мощными.

Особую роль в кредитной  системе России играет Сберегательный банк РФ. Широкая сеть филиалов (на 01.05.2004 г. зарегистрировано 38 567 филиалов), огромная финансовая мощь дают возможность Сбербанку предоставлять населению услуги, недоступные пока другим коммерческим банкам в таких масштабах: прием от граждан и инкассирование коммунальных, налоговых, страховых платежей, выплату пенсий и пособий, зарплаты.8 Ни один из коммерческих банков не выдает физическим лицам столько кредитов и по столь низким ставкам, как Сбербанк РФ, - на строительство жилья, обустройство крестьянских и фермерских хозяйств, на различные неотложные нужды, помощь малому и среднему бизнесу. Банком оказывается безвозмездная помощь малоимущим слоям населения, пенсионерам, инвалидам, детским, медицинским, здравоохранительным, учебным, культурным учреждениям.

Очень быстро прогрессируют  многие новые банки, возникшие "на ровном месте", т.е. без опоры на бывшие госбанки. Новые банки создаются  и работают, как правило, в тесном контакте с какой-либо финансовой группой. В большинстве случаев это  дочерние структуры таких групп - торговых домов, коммерческих компаний, бирж и т.п. В качестве примера  можно назвать Мост-банк, Альфа-банк, Российский национальный коммерческий банк и др. Эти банки быстро выходят на общероссийский уровень, превращаясь в крупные универсальные банки.

Информация о работе Банковская система государства и принцип её построения