Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:32, курсовая работа
После, Республика Казахстан согласно статье 3 Указа Президента РК “О банках и банковской деятельности” имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный банк является центральным банком государства и представляет собой верхний уровень банковской системы. Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального банка определяются Указом Президента РК, имеющем силу закона, “О Национальном банке Республики Казахстан”.
Введение.
История развития банковской системы в Казахстане
Роль банков в рыночной экономике.
Роль банков в сфере рынка услуг.
Проблемы стабильности банковской системы Республики Казахстан.
Анализ инновационных банковских услуг, предлагаемых казахстанскими коммерческими банками.
Заключение.
Казахстанско-Немеций университет
По курсу экономическая теория
Тема:
Банковская система РК: проблемы и перспективы.
Выполнил студент
группы 1 «Б» 1 курса
очного отделения
Бурков В.В.
Проверила:
Першина
И.Б.
Алматы, 2005.
План:
В Казахстане развита система рыночных отношений и банк становится если не главной, то одной из важнейших структур. Если раньше банковское дело в Казахстане находилось на довольно низком уровне, как развития, так и по уделяемому вниманию в учебных заведениях, то сейчас это одна из наук, развивающихся наиболее быстрыми темпами.
Понятие «система» широко используется современной наукой. Термином «система» охотно оперируют не только ученые, философы, но и деятели культуры и искусства, организаторы производства и работы банков.
В
одном из лучших немецких учебников
«Банковское дело» под
В
Казахстане собственная банковская
система появилась после
После, Республика Казахстан согласно статье 3 Указа Президента РК “О банках и банковской деятельности” имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный банк является центральным банком государства и представляет собой верхний уровень банковской системы. Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального банка определяются Указом Президента РК, имеющем силу закона, “О Национальном банке Республики Казахстан”. Все иные банки представляют собой нижний уровень банковской системы.
2. История развития
банковской системы
в Казахстане
Во времена советской власти Казахстан не имел своей банковской системы, так как на территории республики функционировали филиалы и отделения центральной кредитной системы СССР. В связи с этим история банковской системы неразрывно связана с историей СССР и дореволюционной России. В банковскую систему царской России входили: Государственный банк, акционерные банки, общества взаимного кредита, городские банки, банки ипотечного кредита и другие кредитные учреждения.
Государственный банк России (начал свою деятельность в 1860г.) являлся Центральным банком всей кредитной системы. Ему принадлежало монопольное право на выпуск бумажных денег в обращение. Государственный банк России привлекал в 1914г. больше половины вкладов и текущих счетов, около 1/3 учетно-ссудных операций всех акционерных коммерческих банков. В отличие от центральных эмиссионных банков других стран Государственный банк России кредитовал не только банки, но и промышленность, торговлю, заготовки. К 1914г. он имел 10 контор, 124 отделения и 791 приписную кассу государственного казначейства.
Акционерные коммерческие банки (47 банков с 743 филиалами) занимали доминирующие положение на рынке ссудных капиталов и к 1914г. достигли высокой степени концентрации.
Для обслуживания средней и мелкой буржуазии функционировали мелкие кредитные учреждения: общества взаимного кредита (11081), городские общественные банки (343).
Система ипотечного кредита состояла из государственного дворянского земельного банка, государственного поземельного банка, 10 акционерных земельных банков, 36 городских кредитных банков и прочих банков ипотечного кредита.
Среди прочих кредитных учреждений наиболее распространение получила кредитная кооперация, обслуживающая зажиточные слои деревню. Она состояла из ссудосберегательных касс и кредитных товариществ.
После
Октябрьской революции 1917г. был осуществлен
принцип государственной монополии организации
банковского дела. В стране был создан
Государственный банк, а затем, в результате
национализации частных коммерческих
и других банков, - отраслевые и территориальные
банки, принадлежащие также государству.
Одним из звеньев банковской системы становятся
государственные трудовые сберегательные
кассы. Одновременно с государственными
банками в первые годы советской власти
создаются негосударственные кредитные
учреждения: кооперативные и частные государственно-
С
1922г. создаются общества взаимного
кредита для кредитования частной
торговли, промышленности, а также
государственно-
Коллективизация сельского хозяйства сделала ненужной кредитную кооперацию, которая ликвидируется в 1931г. Вытеснение частного сектора из сферы торговли и промышленности привело к свертыванию деятельности общества взаимного кредита. Функции других кредитных органов переходит к государственным отраслевым банкам: Промбанк, Цекомбанк, Всекобанк, Центральный сельхозбанк и другие, которые были образованы в 1922—1925 гг.
В результате проведения кредитной реформы в СССР в 1930-1932 гг. организованы отраслевые банки на новых принципах. Созданы 4 специальных банка по финансированию и кредитованию капитальных вложений:
Банк финансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства (Промбанк), преобразованный из банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства. Он был в 1959 г. реорганизован в Стройбанк СССР;
Банк финансирования социалистического земледелия (Сельхозбанк СССР), организованный вместо многочисленных кредитных товариществ и республиканских сельскохозяйственных банков (в 1959 г, был упразднен, его функции распределены между Госбанком и Стройбанком СССР);
Банк финансирования капитального строительства кооперация (Всекобанк), созданный на базе Всероссийского кооперативного банка (в 1936 г. Всекобанк был ликвидирован, а его активы и пассивы переданы организованному Торгбанку СССР, упразднен ному в 1959г.);
Банк финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк); был упразднен в 1959 г., а его функции распределены между Стройбанком и Госбанком СССР.
Все эти отраслевые банки занимались финансированием и долгосрочным кредитованием отрасли. А в Госбанке СССР было сконцентрировано краткосрочное кредитование всех отраслей народного хозяйства. Роль Госбанка СССР как центрального и ведущего звена всей кредитной системы еще больше возросла. Расчетные и текущие счета всех предприятий и организаций сосредоточились в Госбанке СССР.
Был осуществлен на практике принцип концентрации денежного оборота в одном банке, т.е. каждое предприятие, организация или учреждение могло иметь расчетный или текущий счет только в одном банке. В этом банке они хранили свои средства, получали кредиты и наличные деньги, через него проводили все безналичные расчеты.
Банковская реформа в СССР била проведана в 1987 - 1988гг. В результате на основе учреждений Госбанка СССР и Стройбанка СССР были созданы: Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк. На базе системы сберегательных касс, входивших в состав Госбанка СССР, образован Сберегательный банк, а на основе Внешторгбанка создан Внешэкономбанк. Госбанк СССР перестал осуществлять кассовое и кредитно-расчетное обслуживание предприятий и организаций. Он был провозглашен Центральным банком страны.
На
Промстройбанк СССР было возложено
проведение кредитной политики, повышение
эффективности системы
Структура
специализированных банков была построена
по административно-
Коммерческие
банки, отделенные от Госбанка, обычно
функционировали как
В целом идея специализации банков внесла путаницу в работу банковской системы, она не освободилась от монополизации, не внесла коренного изменения в кредитный механизм, а стала, пожалуй, еще более громоздкой и характеризовалась многозвенностью, носила явно затратный характер, возрос бюрократический аппарат верхнего уровня при ослаблении первичных звеньев. Значительно ослабилась роль Государственного банка СССР — он не оказывал действительного влияния на работу специализированных банков.
В этих условиях единственно целесообразным было провести банковскую реформу, осуществить переход банковской системы к ее двухуровневой организации, аналогичной западным образцам.
Перестройка банковской структуры должна была ликвидировать монополию Госбанка на банковское дело. До 1988 г. Госбанк СССР был практически универсальным кредитным учреждением, выполнявшим функции Центрального, коммерческого и инвестиционного банков. Казахская республиканская контора Стройбанка СССР осуществляла обслуживание инвестиций в городе - в промышленности, на транспорте и в других отраслях хозяйства. Внешторгбанк СССР, функционировавший на акционерных началах, обслуживал операции в валюте и с валютой.
После
получения суверенитета, в декабре
1990 г., Казахстан сразу же приступил
к созданию собственной банковской системы,
отвечающей требованиям рыночной экономики.
Уже в январе 1991г. был принят Закон "
О банках и банковской деятельности в
Казахской СССР", что было, по существу,
началом банковской реформы в стране.
Республиканский Государственный банк
был преобразован в Национальный банк,
Республики Казахстан с областными управлениями
и отделениями. Республиканский Промстройбанк.
— в акционерно-коммерческий банк Туранбанк,
Агропромбанк в акционерно-коммерческий
банк - Агропромбанк Республики Казахстан,
Внешторгбанк — в акционерно-коммерческий
банк Алембанк, Республиканский Сбербанк
— в акционерно-коммерческий — Сбербанк
Республики Казахстан. В 1993 г. эти банки
были преобразованы в акционерные банки,
а Сбербанк переименован в Народный банк
Республики Казахстан.
Информация о работе Банковская система РК: проблемы и перспективы