Бедность как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе будут рассмотрены:
• история изучения бедности в различны переуды времени
• концепции определения бедности, методы её оценки и измерения
• бедность в России и её причины
• причины возникновения бедности и её показатели
• современный опыт борьбы с бедностью в развитых странах мира, а также направления и механизмы направленные на снижение уровня бедности

Содержание

Введение 3
Глава 1. Бедность как экономическая категория 5
1.1. История изучения бедности 5
1.2. Измерение бедности и методы её оценки 15
1.3. Причины бедности в России 19
1.4. Бедность в России 21
Глава 2. Концепции определения бедности 27
2.1. Абсолютная концепция бедности 27
2.2. Относительная концепция бедности 29
2.3. Субъективная концепция бедности 30
2.4. Депривационная концепция бедности 30
Глава 3. Показатели и предлагаемые новые определения бедности 31
3.1. Предлагаемые новые определения бедности 31
3.2. Показатели бедности 32
Глава 4. Борьба с бедностью в развитых странах мира 34
4.1. Причины возникновения бедности 34
4.2. Современный опыт борьбы с бедностью в развитых странах мира 36
4.3. Направления и механизмы снижения уровня бедности 39
Заключение 42
Список используемых источников 44

Работа состоит из  1 файл

я надеюсь на тебя.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

      При выборе такой стратегии действий правительство должно принимать программы, направленные на увеличение реальной заработной платы в ВВП (в развитых странах она составляет 50-60 %). Создание необходимого стратегического пространства для труда во всех его формах (наёмный, предпринимательский: кооперативный, фермерский, ремесленный, семейный и т.п.) позволит каждому зарабатывать на своё содержание, и на содержание общества и государства. Именно труд лучший способ самозащиты, необходимо только сформировать справедливую стоимость труда, надлежащие стимулы, справедливые налоги и приемлемые потребительские цены.

      Социальная политика правительства должна включать в себя такие механизмы распределения и перераспределения, которые позволили бы успешные результаты труда направить в пользу среднеобеспеченного и малообеспеченного населения, поскольку богатые  сами о себе позаботятся. Основным вопросом в этой сфере является восстановление прав человека на минимальные социальные стандарты потребления в широком наборе: от тепла, хлеба, лекарств, до образования, медицинского обслуживания, жилья и средств коммуникации.

      К таким стандартам можно отнести следующее:

      минимальная заработная плата и трудовая пенсия должна быть на уровне прожиточного минимума;

      заработная  плата  должна  быть  построена  с  учётом  расходов  на содержание ребёнка;

      должны быть пересмотрены заработная плата бюджетников, чтобы ликвидировать несправедливость в оплате квалифицированного труда;

      налоговые вычеты на уровне прожиточного минимума работника -   должны быть минимальными;

      обеспечение доступности для населения товаров широкого потребления и социально значимых услуг.

      В социально-экономической политике  развитых стран, делается упор больше на методы самозащиты, нежели на  методы государственной защиты. В этих странах поощряется зарабатываемость доходов с предоставлением льгот по налогам; развитие обязательного социального страхования; внутрифирменная социальная политика; расширение третьего, некоммерческого сектора, общественных инициатив; участие граждан и бизнеса в благотворительности; заинтересованность всех членов общества в накоплениях и вкладах, как источнике инвестиций. Все это способствует процветанию среднего класса и борьбе с бедностью.

      Государство заботится о расширении участия предприятий, благотворительных, общественных организаций, местных сообществ в решении социальных проблем. Важную роль в борьбе с бедностью играет система социального страхования (из опыта Швеции, Франции, ФРГ и др.). В этой связи следует  отметить, что эффективным средствам борьбы с бедностью можно отнести меры по адресной социальной защите населения.

 

4.3. Направления и механизмы снижения уровня бедности

      Среди государственных мер по снижению бедности выделяют:

        создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения

        поддержание макроэкономической стабильности

        проведение антиинфляционной политики

        установление минимального размера оплаты труда

        разработка программ и механизмов их реализации

        обеспечение эффективного механизма повышения занятости экономически активной части населения

        обеспечение эффективного механизма социальной защиты населения с соответствующим набором инструментов его реализации в отношении наиболее социально уязвимой части населения, неспособной самостоятельно обеспечить себе безбедное существование (многодетные и неполные семьи, семьи с детьми, одинокие престарелые, инвалиды, молодежь, переселенцы)

        обеспечение эффективного дуального механизма налогообложения доходов, стимулирующего рост предпринимательской активности и осуществляющего справедливое перераспределение доходов

        обеспечение эффективного механизма функционирования кредитно-денежной системы, позволяющего повышать доступность к кредитным ресурсам, к ипотечному кредитованию с целью выравнивания уровня жизни, и в частности, с целью благоустройства жилья, получения образования, лечения, приобретения товаров длительного пользования

      Что касается реализации механизма социальной поддержки населения, то в данном направлении необходимо совершенствовать функционирующую систему адресного социального обеспечения, учитывать степень нуждаемости населения в социальной помощи, корректировать ошибки включения и исключения из социальных программ.

      Общее нестабильное состояние российской экономики вынуждает обращать внимание на собственные возможности и резервы развития бедных домашних хозяйств. Такой подход получил название «опоры на собственные силы» и основан на использовании социально-экономического потенциала семей, повышения их деловой активности. Основная идея заключается в том, чтобы мобилизовать экономическую активность и направить ее на преодоление инертности, иждивенчества, безразличия и неуверенности в собственных способностях нуждающихся домохозяйств. Положительным примером самоадаптации бедных и нуждающихся домохозяйств может служить практическое применение, разработанной Фондом «Институт экономики города» программы «От пособия к зарплате», отличительной особенностью которой является то, что она не только помогает семьям удовлетворять насущные потребности за счет денежного пособия, но и предоставляет помощь путем трудоустройства безработных трудоспособных членов семьи. Однако отдача от мобилизации собственных ресурсов и привлечения ресурсов адресной поддержки будет выше в том случае, если эти меры будут сочетаться с целенаправленными действиями государства и местных органов самоуправления, ориентированными на самоадаптацию и самозанятость нуждающихся и малообеспеченных граждан. К таким методам воздействия относятся:

        развитие ипотечного и других форм кредитования

        содействие самозанятости в сфере малого и среднего бизнеса

        создание льготных налоговых условий для развития предпринимательской деятельности в сфере социальных услуг

        развитие сети информационно-консультационного обслуживания по вопросам адаптации к условиям рынка труда и повышения квалификации, по вопросам организации собственного дела

        развитие потребительских кооперативов в сфере производства социальных услуг

      В России предпринимаются попытки разработать общенациональную программу локализации бедности. Комплексное решение всех этих задач имеет стратегическое значение и позволяет рассматривать преодоление бедности в аспекте повышения качества жизни, включая: качество внутриобщественных отношений (личности, населения, отдельных социальных групп и организаций гражданского общества), качество системы трудовых и предпринимательских отношений (трудовая и предпринимательская этика и ответственность), качество развития социальной инфраструктуры (степень удовлетворенности населения социальными благами и услугами), качество окружающей среды (решение проблемы внешних эффектов), удовлетворенность качеством жизни, включая личную безопасность. Содержание мер, направленных на снижение бедности должно отражать всю совокупность действий, влияющих на рост уровня потребления населения, доступность благ, повышение человеческого потенциала.

      Таким образом, общероссийская целевая программа социально-экономического развития, ориентированная на локализацию бедности, должна включать решение следующих задач:

      улучшение состояния здоровья населения (рост продолжительности жизни и, в частности, трудовой активности, обеспечивающей возможность получения более высокого уровня доходов

      повышение качества образования и формирование эффективного рынка труда, обеспечивающих механизм выравнивания экономических возможностей людей

      создание условий для роста обеспеченности населения страны благоустроенным жильем

      обеспечение необходимого уровня страховых выплат в период утраты заработков, адресной социальной поддержки и социального обслуживания социально незащищенных групп населения

      экономический рост, повышение конкурентоспособности экономики, уменьшение социально-экономических различий между регионами, городами и сельской местностью

      Наряду с федеральной программой разрабатываются региональные целевые программы локализации низкого уровня жизни. Это позволяет реализовать широкие социальные полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед жителями соответствующих регионов, учитывать на местах те особенности воспроизводства бедности и проявления ее устойчивой тенденции, которые не могут быть предусмотрены в общероссийской программе. Систематический и комплексный подход к решению данной проблемы должен быть основан на координации усилий государственных органов различных уровней при четком разграничении полномочий и функций. Текущий мониторинг причин устойчивого воспроизводства бедности и анализ уровня их напряженности может стать практической основой для разработки концепции локализации бедности, учитывающей территориальные и категориальные особенности их проявления и методологической базой построения социально-экономического портрета бедности конкретного региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Бедность как социальное явление искоренить полностью невозможно. Однако это не означает, что с бедностью не надо бороться. Соответствующие усилия предпринимались и предпринимаются как за рубежом так и в современной России. При этом несмотря на весь потенциал России в зарубежных странах эта проблема решается наиболее успешно. В данном случае огромные усилия возложены на само государство и благодаря правильной, разумно проведенной социальной и экономической политики снизить степень ее остроты вполне реально.

      При этом, нет единого метода как к определению бедности, так и к ее измерению. Необходимо использовать комплексный подход, чтобы наиболее полно отразить состояние общества на данный момент.

      В основе официально принятого в России метода измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности которая включает три степени её определения (нищета, нужда, необеспеченность), когда определяются минимальные потребности (нужды) и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности (состав так называемой минимальной потребительской корзины). При этом нельзя исключать и другие способы измерения бедности.

      Но само внутреннее состояние русского человека говорит нам о том, что бедность в нашей стране не является пороком и в этом нет ничего постыдного (в отличие от восприятия бедности европейцами, для которых быть бедным приравнивается к позору и отчуждению от общества). Скорее наоборот считается, что нищенство – «это особый христианский подвиг», который необходимо уважать и почитать.

      Главной особенностью бедности в России является то, что большинство лиц из данной категории – это семьи трудоспособных и, как правило, работающих людей (при этом нередко тех, кто имеет всего лишь начисленную, а не выплаченную вовремя заработную плату).

Политика распределения доходов населения должна быть направлена, прежде всего, на восстановление роли оплаты труда, как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности граждан.

      Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных товаров, есть одна из основных причин стагнации экономики России.

      И поэтому, необходим пересмотр трудового законодательства. И будет лучше и эффективнее, если минимальные размеры оплаты труда (МРОТ) будут устанавливать на региональном уровне, в зависимости от конкретного его социального и экономического положения, сопоставляя его с прожиточным минимумом.

      А в целом, необходима координация совместных усилий как государства в целом, так и каждого гражданина (активизация внутреннего потенциала).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Разумов А., Классификация основных подходов к определению и измерению бедности // Человек и труд, - №9, - 2002г.

2. Сажина М.А., Чибриков Г.Г., Экономическая теория. М: Инфра-М, 1999г.

3.Ржаницына Л., Бедность в России: причины, особенности, пути уменьшения //Экономист, - №4, - 2001г.

4.Зубкова Л., Бедность – не порок! // Социальная защита, - №5, - 1997г.                

5.Шишков Ю., Уровень бедности в современном мире // МЭМО, - №1, - 2006г.

6.Словарь гендерных терминов, Интернет-версия под ред. В.И. Калабихиной           

7.Николаев Л.Е., Бедность в России: экономический анализ //Общество и экономика, - №7-8, - 2005г. 

8.Бобков В., Российская бедность: измерение и пути преодоления //Общество и экономика, - №3, - 2005г.

9.Денисов Н. Расходы и доходы населения России // Экономика и жизни,- №6,-2001г.

10. Абдулов А. П., Концепции бедности. М.:Инфра-М, 2006

11.Носова С.С., Экономическая теория: учебник дла вузов/ ВЛАДОС, 2005г

12.www.wiripedia.ru

 

 

 

 

43

 



Информация о работе Бедность как экономическая категория