Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 20:45, курсовая работа
Цель написания курсовой работы:
раскрыть понятие безработицы, её причины, виды и формы;
рассмотреть социальные и экономические последствия безработицы;
проанализировать основные показатели безработицы, её динамику в России и Вологодской области;
наметить пути повышения эффективности занятости населения.
Введение …………………………………………………………………………..3
I. Понятие безработицы, её причины, виды и формы……………………
II. Социальные и экономические последствия безработицы……………
III. Показатели и динамика безработицы в России и Вологодской области......................................................................................................
IV. Пути повышения эффективности занятости населения…………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы ………………………………………………
Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.
Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.
Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным.
Вместе
с тем, растет численность
(с точки зрения опрошенных)
2,0% - на местную администрацию;
5,8% - на руководство предприятий;
8,6% - на профсоюзы;
70,6% - только на себя;
13% - ни на кого не надеются.
Легко убедиться, что большинство безработных отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не приходится.
А каковы самые предпочитаемые и действенные способы поиска работы? Рассчитывают на:
личные связи - 42,9%;
государственную службу занятости - 26,5%;
объявления - 11,1%;
организацию собственного дела - 7,3%;
коммерческую службу занятости - 6,1%;
обращение к работодателю - 6,1%.
Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.
Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.
Отрицательные последствия безработицы для жителей городских и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ.
Более всех ущемлены в материальном достатке безработные, имеющие начальное образование: среди них более всего респондентов, которым денег не хватает даже на продукты питания. В то же время в этой группе оказалось самое большое число богатых безработных, что констатирует сильную поляризацию безработных с начальным образованием по их материальным возможностям. Отсутствие образования у безработных как бы обуславливает “равные возможности” безработного - быть нищим или богатым. Но первое в 2 - 3,5 раза вероятнее, чем второе.
Безработные
со средним образованием более равномерно
распределились по группам с разным
уровнем материального
У
лиц, окончивших ПТУ, распределение
доходов соответствует
Таким
образом, высокий образовательный
статус помогает лучше перенести
социальное падение.
Экономические
последствия безработицы
Для отдельного человека безработица означает потерю постоянно получаемого дохода, убивает инициативу человека, порождает неуверенность. Безработица может позволить предприятиям снизить цену рабочей силы.
Она имеет не только негативное последствие, безработица – одно из условий нормальной и бесперебойной функции экономики.
Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важного фактора развития рыночной экономики, который постоянно предъявляет спрос на труд. Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров. Снижение безработицы дает весомый эффективный сигнал работнику, что его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня, следовательно, стимулируют работника к повышению квалификации.
История
убедительно показывает, что массовая
безработица приводит к быстрым,
иногда очень бурным социальным и
политическим переменам. Об этом свидетельствует
сдвиг влево в американской политической
теории во время депрессии 30-х гг. Вызванный
депрессией «новый курс» был подлинной
революцией в американском политическом
и экономическом мышлении. Примером таких
перемен является и приход Гитлера к власти
в условиях безработицы. Более того, нет
сомнений в том, что большой процент безработицы
среди негров и других национальных меньшинств
также является серьезной причиной беспорядков
и насилия, которые периодически возникают
в городах Америки и других стран. Безработица
приводит к падению уровня благосостояния
жителей страны и, что еще более серьезно,
ломает судьбы множества людей. Часть
из них остается без работы
на многие годы и
теряет последнюю надежду обрести
ее хоть когда-нибудь. Что касается простых
людей, исследователи находят прямую связь
между ростом самоубийств, убийств, смертности
от сердечно-сосудистых заболеваний, психических
болезней и высоким уровнем безработицы.
И уж во всяком случае, безработица приводит
к постепенной утрате профессиональных
навыков и знаний. Рост безработицы, являющейся
фактором углубления бедности и социальной
нестабильности в обществе, должен быть
отнесен к рангу наиболее значимых угроз
экономической безопасности.
В целях совершенствования системы финансирования государственной политики занятости населения (упразднение Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и перевод соответствующих расходов в бюджеты разных уровней), Минтрудом России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения». Проектом закона предусмотрены меры, направленные на сокращение периода безработицы на основе внедрения эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан. Данный законопроект в январе 2002 года внесен Правительством РФ в Государственную Думу.
2.
Повышение эффективности исполь
бюджетных средств
на реализацию политики
занятости.
Повышение эффективности исполь
федерального
бюджета требует и разработки
механизма
оценки эффективности программ содействия
занятости
населения с точки зрения их социально-экономической
результативности в части непосредственного
трудоустройства
после завершения
программы, повышения конкурентоспособности
на рынке труда и обеспечения
дальнейшего трудоустройства бе
Разработка
такого механизма позволит более
гибко перераспределять средства федерального
бюджета как на уровне субъекта РФ, так
и между субъектами РФ. Вместе с тем в условиях
ограниченности средств федерального
бюджета стоит задача расширения привлечения
средств из других источников, и прежде
всего из бюджетов субъектов РФ и средств
работодателей.
3. Совершенствование прогноза и мониторинга рынка труда в целях сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
Повышению
эффективности регулирования
- развитие
межотраслевой координации
- расширение
банка вакансий и свободных рабочих мест,
предоставляемых работодателями в органы
службы занятости;
- формирование
локальных банков вакансий с учетом оплаты
труда не ниже величины прожиточного минимума;
усиление взаимодействия с работодателями по трудоустройству безработных и незанятых граждан в рамках социального партнерства.
Это позволит органам службы занятости и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации своевременно принимать превентивные меры по снятию напряженности на региональных рынках труда и сократить расходы федерального бюджета на ликвидацию негативных последствий безработицы.
Повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда.
В целях развития человеческих ресурсов, повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда, дальнейшего совершенствования системы профессионального образования и переподготовки кадров необходимо:
- осуществлять
разработку среднесрочного и долгосрочно
го прогноза структуры работников по укрупненным
группам
профессий и специальностей;
- разработать
меры, стимулирующие работодателей к раз
витию внутрифирменного обучения персонала.
Принимаемые меры позволят более эффективно
использовать
финансовые средства государственного
бюджета, выделяемые
на профессиональное образовани
профессионально-
кадров в соответствие с прогнозом развития
экономики