Безработица и политика занятости в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 00:21, курсовая работа

Описание

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятий: рынок труда, безработица и ее роли в современной рыночной экономике;
рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.
Объектом изучения являются состояние и тенденции развития рынка труда России.
Предметом выступают социально-экономические механизмы снижения безработицы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие, причины и типы безработицы:……………………………..…..5
Безработица в современной России……………………………………..14
Факторы, способствующие безработице в России ………….....14
Социальные последствия безработицы в России……………….16
Безработица в период кризисов………………………………….17
Уровень безработицы в современной России 2010-2011 гг....…20
Политика занятости и пути снижения безработицы в России……...…25
Основные цели и задачи политики занятости ………………….25
Пути снижения безработицы, государственная политика занятости…………………………………………………………..27
Вывод……………………………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………………………39

Работа состоит из  1 файл

Курсач1.docx

— 101.57 Кб (Скачать документ)
 

     Безработица в значительной степени является застойной, особенно в сельской местности. Из 1,9 млн. безработных сельских жителей 39,5% находились в ситуации застойной  безработицы (искали работу 12 месяцев  и более). Особенно не хватает шоферов и механизаторов. Раньше были проблемы с низкими зарплатами, но сейчас есть возможность платить больше, а людей все равно сложно найти. [8, стр. 5]

     Средняя продолжительность поиска работы безработными в марте 2011г. составила у женщин 8,7 месяца, у мужчин - 8,4 месяца. В целом в 2011 году наблюдается тенденция увеличения срока поиска работы.

     На  рис. 2 представлен график уровня безработицы  по методологии МОТ.  
 

Рисунок 2

     В конце 2009 года уровень безработицы (отношение численности безработных  к численности экономически активного  населения) увеличивался, в 2010 году в  целом наблюдалась тенденция  снижения уровня безработицы, за исключением  последних месяцев, в начале 2011 года уровень безработицы вновь уменьшается.

     Уровень безработицы в марте 2011г. составил 7,1% 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Политика  занятости  и пути снижения безработицы в России
 
      1. Основные  цели и задачи политики занятости
  Обеспечению занятости населения и преодолению  негативных последствий циклической  безработицы служит государственная  политика в этой области, которая  определена Законом РФ «О занятости  населения в Российской Федерации». Основные направления данной политики следующие:
  • предоставление равных возможностей всем гражданам России в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости;
  • поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;
  • соблюдение принципа добровольности труда, в соответствии с которым обеспечивается свободное волеизъявление граждан в выборе профессий;
  • социальная защита в области занятости;
  • сочетание самостоятельности местных органов власти с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении проблем занятости населения;
  • координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
  • поощрение работодателей в создании новых рабочих мест;
  • международное сотрудничество в решении проблемы занятости и некоторые другие направления.

  Согласно  российскому закону о занятости, государственная политика занятости  заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путём обеспечения  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

  Среди наиболее важных целей политики занятости - замедление сокращения занятости  и роста безработицы на основе сохранения и создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики, первоочередное смягчение ситуации в "проблемных" (кризисных) регионах, совершенствование инфраструктуры рынка труда (в том числе повышение  эффективности работы органов службы занятости), повышение мобильности, гибкости, профессиональной конкурентоспособности  рабочей силы. По срокам действия система  целей политики занятости включает две важные группы задач.

  Первая  группа - на долгосрочную перспективу - предусматривает стабилизацию, затем  повышение общего спроса на труд на основе прогрессивного в структурно-технологическом  отношении роста производства (ВВП) со снижением уровней потенциальной (скрытой) и частичной безработицы (неполной занятости). В достаточно отдаленной перспективе возможна постановка задачи сокращения реальной (по обследованиям  Госкомстата РФ, частично сопоставимым с критериями МОТ) безработицы и  регистрируемой безработицы.

  Вторая  группа задач — на краткосрочную  и среднесрочную перспективу (до начала устойчивого роста производства ВВП) - воспрепятствование массовому  высвобождению потенциальных (скрытых) безработных и резкому увеличению структурно-регрессивной (т. е. сопряженной  с опережающим падением производства и спроса на труд в наиболее перспективных  отраслях обрабатывающей промышленности, науки и "социально-ориентированных" отраслях), реальной (открытой), безработицы, в том числе застойной (длительной) ее компоненты.

  Успешное  решение задач, отнесенных к долгосрочной перспективе, возможно при пересмотре сложившегося экономического курса с приданием ему более четкой направленности на повышение всех видов платежной, в том числе налоговой, дисциплины, на совершенствование регулирования внешнеэкономической сферы, на не инфляционную (т. е. без расширения денежной эмиссии) поддержку перспективных направлений производства, науки, сферы услуг. 

      1. Пути  снижения безработицы, государственная  политика 

    занятости.      

     В связи с кризисом в конце октября 2008 года Государственной Думой было принято решение о разработке проекта федерального закона, устанавливающего обязанность правительства Российской Федерации и Банка России ежеквартально представлять в Государственную Думу и Совет Федерации отчет о реализации антикризисных мер. Такой законопроект был подготовлен депутатами Государственной Думы и принят в июне 2009 года.

     В рамках Антикризисной программы  в 2009 году на капитализацию банков за счёт федерального бюджета и Фонда  национального благосостояния было направлено более 1 триллиона рублей. Необходимо отметить, что порядок  предоставления таких огромных средств  банковскому и реальному секторам экономики предусматривает возврат  этих средств в федеральный бюджет.

     В рамках антикризисных мер в 2009-2010 годах были приняты специальные  меры для поддержки реального  сектора экономики в общем  объеме более 870 млрд рублей. Прежде всего, это взносы в уставные капиталы не только государственных, но и частных предприятий, которые позволили увеличить долю государства более чем на 208 млрд рублей и обеспечить бесперебойную работу ключевых, системообразующих предприятий страны.

     В рамках государственной поддержки  в виде государственных гарантий по кредитам в 2009 - 2010 годах было предоставлено более 170 государственных гарантий на общую сумму 340 млрд рублей.

     В течение двух лет оказывалась  комплексная поддержка сельскому  хозяйству, автомобильной промышленности, а также малому и среднему бизнесу.

     Российский  антикризисный бюджет оказался одним  из наиболее социально ориентированных. Выделены значительные средства на обеспечение занятости населения, создание института общественных работ и увеличение пенсий. На содействие занятости населения в 2009 - 2010 годах из федерального бюджета выделено более 244 млрд рублей. Эти мероприятия затронули более двух миллионов россиян.

     Общая численность безработных в России снизилась на 0,7 млн человек и составила в среднем за 2010 год 5,6 млн человек, или 7,5 % экономически активного населения, что на 0,9% ниже уровня 2009 года.

     В целях поддержания материального  положения пенсионеров трудовая пенсия индексировалась три раза в 2009 году и дважды в 2010 году. С 1 января 2010 года существенно повышен уровень  пенсионного обеспечения граждан  в связи с проведением пенсионной реформы.

     Введен  новый вид адресной социальной помощи - социальная доплата к пенсии для  неработающих пенсионеров, с тем, чтобы  материальное обеспечение пенсионера было не ниже величины прожиточного минимума пенсионера. Кроме того, социальные пособия и выплаты проиндексированы в 2009 году на 13%, а в 2010 году на 10%, что  выше сложившегося уровня инфляции. В  целях усиления социальной защиты семей, имеющих детей, расширены возможности  использования средств материнского капитала. Граждане могут направить  средства этого капитала на погашение  основного долга и уплату процентов  по кредитам, в том числе ипотечным, на приобретение жилья, а также получить единовременную выплату в сумме 12 тысяч рублей на текущие нужды. На эти мероприятия из федерального бюджета в 2009-2010 годах выделено более 125 млрд рублей.

     На  приобретение жилого помещения средствами воспользовались более 270 тысяч человек. Единовременную выплату в сумме 12 тысяч рублей на текущие нужды  получили более 2 миллионов 300 тысяч  семей.

     Наиболее  социально значимым мероприятием, проводимым в 2009-2010 годах стало обеспечение жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. На эти цели в целом было выделено более 162 млрд рублей. За два года свои жилищные условия смогли улучшить около 150 тысяч ветеранов».

      1 марта 2011 года прошло совещание  по проблемам безработицы в  Элисте. Президент Дмитрий Медведев во время совещания по проблеме безработицы в Элисте заявил, что в ситуации с занятостью в стране удалось добиться улучшения, хотя положение остается сложным.

     «За последний год в России произошел  некоторый перелом на рынке труда, и количество безработных уменьшилось», – сказал Медведев на встрече с  безработными, обучающимися в Элисте основам предпринимательства.

     «К  сожалению, число безработных в  нашей стране остается большим – 5,7 млн человек по методике Международной организации труда», – добавил президент.

      Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно  для самого человека. Поэтому разрабатываются  следующие законодательные и  экономические меры по ограничению  безработицы:

  1. политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
  2. стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
  3. расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;
  4. разрешение трудовой эмиграции;
  5. активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

В целях  увеличения занятости населения  совершенствуется нормативная  база по содействию безработным  в организации  предпринимательской деятельности.

      Постановлением  Министерства труда РФ от 22 июня 1998 года № 57 внесены изменения и  дополнения в Положение «О содействии государственной службы занятости  безработным в организации  самостоятельной  занятости».

      В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости  безработному компенсируются расходы  в размере 15 минимальных зарплат  по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и  иных действий, связанных с организацией самозанятости.

      Многообразие  типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой  стране для решения этой проблемы приходится использовать различные  методы.

   Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

  • улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда).  Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
  • устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

      а) создание развитого рынка жилья;

      б) увеличение масштабов жилищного  строительства;

      в) отмена административных преград для  переезда из одного населенного пункта в другой

        Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

      Наиболее  трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

      Создание  условий для роста  спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

      Способами увеличения спроса являются:

  • стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, -  занятости на них;
  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции. Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить  число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

      Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

      Создание  условий для роста  самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

      Реализация  программ поддержки  молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

      Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

    1. экономическое стимулирование молодежной занятости;
    2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи
    3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

      Список  программ сокращения безработицы можно  продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут  полностью ликвидировать или  существенно сократить циклическую  безработицу. Такой результат достигается  лишь при общем улучшении экономической  ситуации в стране.

      Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

      Вот наиболее важные меры такого рода:

  • Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
  • Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.
  • Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
  • Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  • Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
  • Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
  • Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

      В   отношении  безработицы   государство  располагает   тремя  видами  политики:  социальной,  макроэкономической  и  в   сфере  занятости.

      Функция  социальной  политики    состоит в оказании  помощи  безработным   с целью поддержания их  жизненного  уровня.

    Макроэкономическая политика  предполагает  использование    денежно- кредитных и бюджетно- налоговых   мер    для сокращения  безработицы.

     Политика  в  сфере  занятости  направлена   на  создание  новых рабочих мест,  системы переподготовки  кадров,  центров по  трудоустройству и т.д.

    Все методы   и меры, с помощью которых    государство воздействует  на  занятость и безработицу,  можно разделить на  две группы: активные  и пассивные.

    Активные  меры  нацелены  на  создание    дополнительных  рабочих  мест. К  числу   активных  мер  принадлежат,  во- первых,  кейнсианская  макроэкономическая  политика,    направленная  на    стимулирование   совокупного  спроса    за  счет  средств  госбюджета. Во- вторых,  организационные  законодательные  и  финансовые   меры  государства,  которые  включают:  организацию   системы    образования  и  производственно- технического  обучения    кадров  на  базе  служб  по  трудоустройству  и  предприятий;   регулирование   отраслевой  и  региональной    мобильности  кадров;  расширение  производства    товаров  и  услуг  за  счет  роста   государственных  субсидий;  осуществление    программ  общественных  работ  в  коммунальном  хозяйстве,  строительстве,  ремонтно- восстановительных  работах;  создание   рабочих мест  для молодежи;   субсидии  по  занятости лиц,  нуждающихся в социальной  защите;  инвестирование  наиболее  перспективных   или трудоемких  отраслей;  меры  по  сокращению   предложения на  рынке труда;  стимулирование  самостоятельной занятости населения;  содействие в развитии  мелкого и среднего  бизнеса.

      Пассивная  политика  занятости   включает  создание  системы  социального  страхование  и  материальной   помощи  безработным.  Система социального страхования   предусматривает выплату пособий по  безработице с учетом  прежних заработков,  система материальной  помощи  направлена  на  обеспечение   безработному  прожиточного  минимума.  
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

      Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости.  Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в России нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

    Очевидно, чем более оперативный и кратковременный  характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность  использования прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о  наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать:

  • макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;
  • государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово – кредитными методами;
  • регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;
  • регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

    Главными  стратегическими целями регулирования  занятости должны быть повышение  экономической и социальной эффективности  занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование  экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать  уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет  способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий  и региональных центров занятости  населения. Нельзя сказать, что в  настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые  инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации  обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

    Забота  государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости  как важной социальной гарантии для  экономически активного населения  является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно  совершенствоваться применительно  к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки  производства, формирования эффективной  социальной политики.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы

  1. Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации“ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 27.12.2009)
  2. Положение «О содействии государственной службы занятости безработным в организации  самостоятельной занятости» с изменениями и дополнениями от 22 июня 1998 года № 57
  3. Антикризисная программа правительства РФ (2009-2010 гг.)
  4. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. "Экономика и социология труда": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 1999.
  5. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. "Экономика труда (Экономическая теория труда)": учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2000
  6. "Вопросы экономики" №9, 2001: Г. Монусова "Незанятость в России: вынужденная или добровольная?"
  7. А.С.Булатов «Экономическая  теория» Экономист,Москва,2003г.
  8. Поляков, И. Занятость [Текст] / И.Поляков // Российская газета – 2007, № 60
  9. Интервью Р. И. Капелюшникова «Политком.Ру»

    http://www.politcom.ru/8096.html

  1. Ростислав Капелюшников: безработица в период кризиса, общая картина и тенденции

    http://news.webrostov.ru/news/4068797

  1. www.gks.ru
  2. Газета «Новости» (хроника дня)

    http://www.gazeta.ru

Информация о работе Безработица и политика занятости в современной России