Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 00:21, курсовая работа
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятий: рынок труда, безработица и ее роли в современной рыночной экономике;
рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.
Объектом изучения являются состояние и тенденции развития рынка труда России.
Предметом выступают социально-экономические механизмы снижения безработицы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие, причины и типы безработицы:……………………………..…..5
Безработица в современной России……………………………………..14
Факторы, способствующие безработице в России ………….....14
Социальные последствия безработицы в России……………….16
Безработица в период кризисов………………………………….17
Уровень безработицы в современной России 2010-2011 гг....…20
Политика занятости и пути снижения безработицы в России……...…25
Основные цели и задачи политики занятости ………………….25
Пути снижения безработицы, государственная политика занятости…………………………………………………………..27
Вывод……………………………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………………………39
Безработица в значительной степени является застойной, особенно в сельской местности. Из 1,9 млн. безработных сельских жителей 39,5% находились в ситуации застойной безработицы (искали работу 12 месяцев и более). Особенно не хватает шоферов и механизаторов. Раньше были проблемы с низкими зарплатами, но сейчас есть возможность платить больше, а людей все равно сложно найти. [8, стр. 5]
Средняя продолжительность поиска работы безработными в марте 2011г. составила у женщин 8,7 месяца, у мужчин - 8,4 месяца. В целом в 2011 году наблюдается тенденция увеличения срока поиска работы.
На
рис. 2 представлен график уровня безработицы
по методологии МОТ.
Рисунок 2
В
конце 2009 года уровень безработицы
(отношение численности
Уровень
безработицы в марте 2011г. составил
7,1%
Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. Среди
наиболее важных целей политики занятости
- замедление сокращения занятости
и роста безработицы на основе
сохранения и создания рабочих мест
в перспективных отраслях экономики,
первоочередное смягчение ситуации
в "проблемных" (кризисных) регионах,
совершенствование Первая
группа - на долгосрочную перспективу
- предусматривает стабилизацию, затем
повышение общего спроса на труд на
основе прогрессивного в структурно-технологическом
отношении роста производства (ВВП)
со снижением уровней Вторая
группа задач — на краткосрочную
и среднесрочную перспективу (до
начала устойчивого роста производства
ВВП) - воспрепятствование массовому
высвобождению потенциальных (скрытых)
безработных и резкому Успешное
решение задач, отнесенных к долгосрочной
перспективе, возможно при пересмотре
сложившегося экономического курса с
приданием ему более четкой направленности
на повышение всех видов платежной, в том
числе налоговой, дисциплины, на совершенствование
регулирования внешнеэкономической сферы,
на не инфляционную (т. е. без расширения
денежной эмиссии) поддержку перспективных
направлений производства, науки, сферы
услуг.
занятости. В связи с кризисом в конце октября 2008 года Государственной Думой было принято решение о разработке проекта федерального закона, устанавливающего обязанность правительства Российской Федерации и Банка России ежеквартально представлять в Государственную Думу и Совет Федерации отчет о реализации антикризисных мер. Такой законопроект был подготовлен депутатами Государственной Думы и принят в июне 2009 года. В
рамках Антикризисной программы
в 2009 году на капитализацию банков за
счёт федерального бюджета и Фонда
национального благосостояния было
направлено более 1 триллиона рублей.
Необходимо отметить, что порядок
предоставления таких огромных средств
банковскому и реальному В рамках антикризисных мер в 2009-2010 годах были приняты специальные меры для поддержки реального сектора экономики в общем объеме более 870 млрд рублей. Прежде всего, это взносы в уставные капиталы не только государственных, но и частных предприятий, которые позволили увеличить долю государства более чем на 208 млрд рублей и обеспечить бесперебойную работу ключевых, системообразующих предприятий страны. В рамках государственной поддержки в виде государственных гарантий по кредитам в 2009 - 2010 годах было предоставлено более 170 государственных гарантий на общую сумму 340 млрд рублей. В
течение двух лет оказывалась
комплексная поддержка Российский антикризисный бюджет оказался одним из наиболее социально ориентированных. Выделены значительные средства на обеспечение занятости населения, создание института общественных работ и увеличение пенсий. На содействие занятости населения в 2009 - 2010 годах из федерального бюджета выделено более 244 млрд рублей. Эти мероприятия затронули более двух миллионов россиян. Общая
численность безработных в В
целях поддержания Введен
новый вид адресной социальной помощи
- социальная доплата к пенсии для
неработающих пенсионеров, с тем, чтобы
материальное обеспечение пенсионера
было не ниже величины прожиточного минимума
пенсионера. Кроме того, социальные
пособия и выплаты На приобретение жилого помещения средствами воспользовались более 270 тысяч человек. Единовременную выплату в сумме 12 тысяч рублей на текущие нужды получили более 2 миллионов 300 тысяч семей. Наиболее социально значимым мероприятием, проводимым в 2009-2010 годах стало обеспечение жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. На эти цели в целом было выделено более 162 млрд рублей. За два года свои жилищные условия смогли улучшить около 150 тысяч ветеранов». 1 марта 2011 года прошло совещание по проблемам безработицы в Элисте. Президент Дмитрий Медведев во время совещания по проблеме безработицы в Элисте заявил, что в ситуации с занятостью в стране удалось добиться улучшения, хотя положение остается сложным. «За последний год в России произошел некоторый перелом на рынке труда, и количество безработных уменьшилось», – сказал Медведев на встрече с безработными, обучающимися в Элисте основам предпринимательства. «К сожалению, число безработных в нашей стране остается большим – 5,7 млн человек по методике Международной организации труда», – добавил президент. Последствия
безработицы негативны для
В целях
увеличения занятости населения
совершенствуется нормативная база
по содействию безработным в организации
предпринимательской Постановлением Министерства труда РФ от 22 июня 1998 года № 57 внесены изменения и дополнения в Положение «О содействии государственной службы занятости безработным в организации самостоятельной занятости». В
настоящее время безработный, изъявивший
желание начать собственное дело,
имеет право на бесплатное обучение
основам предпринимательской Многообразие
типов безработицы делает задачу
ее сокращения чрезвычайно сложной.
Поскольку единого способа Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
а) создание развитого рынка жилья; б) увеличение масштабов жилищного строительства; в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры: Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Способами увеличения спроса являются:
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат. Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта). Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
Список
программ сокращения безработицы можно
продолжать еще долго, но важно понимать,
что все эти программы не могут
полностью ликвидировать или
существенно сократить Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы. Вот наиболее важные меры такого рода:
В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно- кредитных и бюджетно- налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д. Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные. Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во- первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во- вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно- восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса. Пассивная
политика занятости включает
создание системы социального
страхование и материальной
помощи безработным. Система социального
страхования предусматривает выплату
пособий по безработице с учетом
прежних заработков, система материальной
помощи направлена на обеспечение
безработному прожиточного минимума. Заключение. Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в России нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда. Очевидно,
чем более оперативный и
Главными
стратегическими целями регулирования
занятости должны быть повышение
экономической и социальной эффективности
занятости за счет изменения ее структуры,
форм, создание условий для развития
человеческого капитала страны, совершенствование
экономических отношений Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. | |
Список литературы
http://www.politcom.ru/8096.
http://news.webrostov.ru/news/
http://www.gazeta.ru
Информация о работе Безработица и политика занятости в современной России