Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 04:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы будет детальное изучение теории и анализ проблемы безработицы в современной России.
В соответствии с целью задачами работы являются:
- дать определение безработицы и раскрыть ее экономическую сущность;
- рассмотреть взгляды экономических школ на безработицу;
- рассмотреть виды безработицы и их специфику;
- проанализировать современное состояние безработицы в России;
- предложить пути решения проблем безработицы в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЕЕ ВИДЫ 5
1.1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ …………………………………………5
1.2 ВЗГЛЯДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ НА БЕЗРАБОТИЦУ ……………………………7
1.3 ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ИХ СПЕЦИФИКА …………………………………………9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ 13
2.1 БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ В ПЕРИОД МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА ………13
2.2 УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ В 2009 ГОДУ ………………………………………..15
2.3 УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ РОССИИ В 2010 ГОДУ …………………………………21
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ 23
3.1 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ ……………………………………………………...23
3.2 СОЗДАНИЕ БОЛЕЕ ГИБКОЙ МОДЕЛИ РЫНКА ТРУДА …………………………..25
3.3 НОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СНИЖЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ ………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29
Безработица
городского и сельского населения
характеризуется превышением
Средний возраст безработных в феврале 2009г. составил 35,2 года (в ноябре 2008г. - 34,9 года), в том числе безработных мужчин - 34,8 года, безработных женщин - 35,6 года.
Молодежь
до 25 лет составляет среди безработных
27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше
- 16,7%. По сравнению с ноябрем 2008г.
в составе безработных
Самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,1%), а также 20-24 года (18,0%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы в феврале 2009г. составил 20%, в том числе среди городского населения - 18,2%, среди сельского населения - 24,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,6 раза, в том числе среди городского населения - 2,7 раза, сельского населения - 2,2 раза.
Около
36,4% безработных - лица, срок пребывания
которых в состоянии поиска работы (безработицы)
не превышает 3-х месяцев. Один год и более
ищут работу 27,5% безработных. По сравнению
с ноябрем 2008г. доля краткосрочной безработицы
(менее 3 месяцев) увеличилась на 3,4 процентного
пункта, доля застойной безработицы (12
месяцев и более) сократилась на 5,8 процентного
пункта7.
Рис.
6. Состав безработных по продолжительности
поиска работы (в % от общей численности
безработных)
Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских и в феврале 2009г. составила, соответственно, 37,5% и 22,4%. По сравнению с ноябрем 2008г. доля застойной безработицы снизилась среди сельских жителей на 4 процентных пункта, среди безработных городских жителей - на 6 процентных пунктов.
Среднее
время поиска работы безработными в
феврале 2009г. составило 6,9 месяца. У
женщин оно составило 7,3 месяца, у
мужчин - 6,5 месяца. Среди городского
населения средняя
Около 23,3% безработных - это лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2009г. их численность составила 1,7 млн. человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (на 19,5% - за счет молодежи до 20 лет, на 48,8% - от 20 до 24 лет, на 17% - 25-29 лет). По сравнению с ноябрем 2008г. доля безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, сократилась на 3,7 процентного пункта.
В
феврале 2009г. среди безработных в 1,9
раза по сравнению с февралем 2008г. и ноябрем
2008г. увеличилась доля лиц, оставивших
прежнее место работы в связи с высвобождением
или сокращением численности работников.
Таблица 3.
Структура безработных по наличию опыта работы и обстоятельствам незанятости
Безработные | Имеют опыт работы | Из них оставили прежнее место работы в связи с | Не имеют опыта работы | ||
высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией организации, собственного дела | увольнением по собственному желанию | ||||
Тыс.человек | |||||
Февраль 2008г. | 5308 | 3788 | 1044 | 1115 | 1520 |
Ноябрь 2008г. | 5289 | 3862 | 1079 | 1185 | 1427 |
Февраль 2009г. | 7107 | 5453 | 2092 | 1566 | 1654 |
В процентах | |||||
Февраль 2008г. | 100 | 71,4 | 19,7 | 21,0 | 28,6 |
Ноябрь 2008г. | 100 | 73,0 | 20,4 | 22,4 | 27,0 |
Февраль 2009г. | 100 | 76,7 | 38,4 | 28,7 | 23,3 |
По данным Минэкономразвития пик роста безработицы пришелся на начало 2010 года. Наблюдается ухудшение ситуации на рынке труда. Среднегодовой показатель повысился на 200 тысяч человек, то есть до 7 млн. (это 9,6% экономически активного населения). По данным Минэкономразвития, в начале 2010 года ситуация значительно ухудшилась за счет того, что компании продолжают снижать издержки на труд. Это является общемировой тенденцией, когда экономическая ситуация улучшается, а безработица, несмотря на это, продолжает расти.
Уровень безработицы в России в декабре 2010 года по сравнению с январем 2010 года сократился и вышел почти на докризисный уровень.
Показатель на 1 октября снизился до 5 миллионов человек. В январе эта цифра составляла 6,8 миллиона человек, что являлось весьма высоким показателем.
Сократилось и количество официально зарегистрированных безработных. Пик был в феврале. Это было 2 миллиона 295 тыс человек. На конец сентября их количество сократилось более чем на 570 тысяч.
На сегодняшний день общая безработица по сравнению с сентябрём осталась на том же уровне - 5 миллионов человек.
Также снизилась напряжённость на рынке труда. Если раньше по статистике на одну вакансию претендовали 3 безработных, то сейчас - 1,5.
Улучшилась ситуация и с неполной занятостью, и с вынужденными отпусками. На начало года этот показатель был равен 1 миллиону человек, к концу года - 619 миллионов.
В рамках правительственных программ к общественным и временным работам за 9 месяцев было привлечено 1 миллион 223 тысячи человек. Профессиональное обучение прошли 96 тысяч работников, находившихся под риском увольнения.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 812 от 12 октября 2010 года установлены размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2011 год. Согласно документу, размеры пособия оставлены на прошлогоднем уровне: на 2011 год минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 руб., максимальная величина - в размере 4900 руб8.
Таким образом, ситуация на рынке труда сейчас скорее напряжённая, нежели стабильная. Одной из причин является то, что в 2009 году заработная плата не была проиндексирована ни в государственном секторе, ни в большинстве частных компаний.
Политика занятости - часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:
-
содействие развитию малого
-
разработка концепции
-
ориентация на сокращение
-
становление эффективного
- целенаправленное формирование государственного сектора экономики, для сохранения рабочих мест9.
Пути решения проблем безработицы:
Прямой путь - это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.
Косвенный - это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:
- обеспечение правовой защищенности наемных работников.
- использование альтернативных форм занятости.
Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы "дележа рабочих мест" и "дележа работы" во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра - я; ты - там, а я - здесь.
Развитие системы страхования от безработицы:
- повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит стимулировать структурную перестройку предприятий;
-
использование страховых
-
финансирование государством
-
упрощение процедуры
Решение проблемы неплатежей заработной платы.
Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников - государство и предприниматели - нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах. В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное - равноправие сторон.
Социальное
партнерство реализуется через
систему переговоров и
В идеале в России следует создать максимально гибкий рынок труда, гарантирующий низкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы).
Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный найм, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Право на забастовки должно быть обеспечено безусловно. Минимальная оплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы - это уровень, характерный для развитых стран с низким уровнем безработицы, таких как США. У нас сейчас минимальная зарплата составляет порядка 10% от среднего уровня. Но если Дума поддержит идею повысить ее до прожиточного минимума, то есть примерно до 50% средней заработной платы по стране, - это приведет к снижению занятости для России в целом и обернется настоящей катастрофой для многих бедных регионов. Скажем, в Дагестане минимальная оплата труда тогда будет на 50% выше средней заработной платы.
Информация о работе Безработица: теория и российская действительность