Безработица: теория и российская действительность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 04:27, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы будет детальное изучение теории и анализ проблемы безработицы в современной России.
В соответствии с целью задачами работы являются:
- дать определение безработицы и раскрыть ее экономическую сущность;
- рассмотреть взгляды экономических школ на безработицу;
- рассмотреть виды безработицы и их специфику;
- проанализировать современное состояние безработицы в России;
- предложить пути решения проблем безработицы в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЕЕ ВИДЫ 5
1.1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ …………………………………………5
1.2 ВЗГЛЯДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ НА БЕЗРАБОТИЦУ ……………………………7
1.3 ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ИХ СПЕЦИФИКА …………………………………………9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ 13
2.1 БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ В ПЕРИОД МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА ………13
2.2 УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ В 2009 ГОДУ ………………………………………..15
2.3 УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ РОССИИ В 2010 ГОДУ …………………………………21
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ 23
3.1 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ ……………………………………………………...23
3.2 СОЗДАНИЕ БОЛЕЕ ГИБКОЙ МОДЕЛИ РЫНКА ТРУДА …………………………..25
3.3 НОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СНИЖЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ ………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа состоит из  1 файл

БЕЗРАБОТИЦА_ГОТОВО.doc

— 2.53 Мб (Скачать документ)

    Одно  из основных препятствий для внутренней миграции - субсидирование оплаты жилья. Рынок официально арендуемого жилья  у нас невозможен просто потому, что муниципальное жилье оплачивается по цене ниже рыночной.

    Естественно, спрос на него во много раз превышает  предложение. Это дефицит, административно  распределяемый ресурс. Поэтому, если человек оставил свое арендуемое жилье в одном регионе, он не может  получить его в другом. Значит, переехать он может, только поменявшись. А возможность обмена зависит от баланса миграции, Т.о. обмен становится практически невозможен, что в свою очередь блокирует миграцию. Арендуют жилье приблизительно 50% россиян. Следовательно, половина населения страны не имеет возможности переместиться в другой регион в поиске работы. Другая половина населения - собственники жилья, это довольно высокий показатель. С точки зрения влияния на занятость, миграцию, безработицу это отрицательный фактор. Чтобы исправить сложившееся положение, прежде всего, нужно сформировать рынок закладных и жилищного кредита, чтобы хоть как-то облегчить собственникам жилья его продажу в одном месте и покупку в другом11.

    Но  собственность на жилье все равно  привязывает человека к определенному месту. Поэтому мы должны поощрять переход к аренде в жилищной сфере.

3.3 Новая государственная  программа снижения  безработицы

 

    Ключевой  задачей на рынке труда определяется повышение эффективности занятости, и для ее решения обозначен ряд приоритетных направлений. К ним можно отнести: обеспечение социальных гарантий безработным и слабоконкурентным группам населения; разграничение полномочий в области политики занятости и рынка труда между уровнями власти; свободное перемещение трудовых ресурсов по территории и отраслям страны; поддержка малого предпринимательства и регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы.

    Для решения задач в этом направлении  предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий вступления страны в ВТО; налоговое стимулирование новых рабочих мест в "перспективных отраслях экономики"; разработка и реализация специальных программ повышения производительности труда; анализ возможностей повышения занятости в "проблемных отраслях" (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности); поддержка малого предпринимательства как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так и для развития инфраструктуры военных городков и др.

    В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое место выдвинута  задача точного учета безработных  по отдельным группам и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости.

    В области оптимизации служб занятости поставлена задача развития системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечения доступной информации для клиентов этих служб.

    В целом данная Концепция представляет собой шаг вперед по сравнению  с аналогичными предыдущими документами Правительства Российской Федерации12.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической  безопасности выступает уровень  безработицы. Возникновение безработицы  в России связано с развитием  рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве основной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя).

      Показательно, что в нашей стране безработица  измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в России низкие пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы.

     Забота  государства в условиях кризиса о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости  населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 №230-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, №17, 22.04.1996, ст. 1915.
  2. Ананьев А.В. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике», «Вопросы экономики, № 5 2008.
  3. Бородянский Э.П., Кузьмин В.М. Реальный путь противодействия безработице. «Человек и труд» № 9 -2008.
  4. Ведяпин В.И.  Общая экономическая теория. Москва, 2009.
  5. Волынский Г.Е. К вопросу о безработице в кризис. «Российский экономический журнал», № 4 – 2009.
  6. Власова В.М. Стабилизация занятости в условиях рынка: - М. 2009.
  7. Дикаpева А.А., Миpская М.И. Социология труда. M.: Высшая школа, 2008.
  8. Иванова А.П. Кризис и безработица: ситуация, прогноз на 2010-2011 г.г./ А.П. Иванова// Финансовая газета. – 2010. - №43. – С.21.
  9. Мэнкью Г. Макроэкономика. М.: МГУ, 2007.
  10. Прокопов Ф.А. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике. «Человек и труд», № 2,3 – 2007.
  11. Романова Ж.А. Уровень безработицы в России почти вышел на докризисный уровень / Ж.А. Романова // Российская газета. - 2009. - № 32. - С. 48-53.
  12. Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишнин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. М.:2003.
  13. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д.Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 640 с.

Информация о работе Безработица: теория и российская действительность