Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:21, контрольная работа
Тема работы: «Безработица в России, ее виды и социально-экономические последствия. Меры государства по предотвращению безработицы».
В первой главе рассмотрены теоретические основы анализа безработицы. Во второй - проведен анализ безработицы в России на современном этапе. В третьей – охарактеризованы меры государства по предотвращению безработицы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ 5
1.1. Понятие и причины безработицы 5
1.2. Виды безработицы 7
1.3. Последствия безработицы. Закон Оукена 9
2. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ 12
2.1. Анализ ситуации на рынке труда и уровня безработицы 12
2.2. Особенности и проблемы безработицы в России 19
3. МЕРЫ ГОСУДАРСТВА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Особенно большие денежные вливания, по данным Независимого института социальной политики, идут в те регионы, где находится машиностроение, автопром и металлургия. Это Поволжье, металлургические регионы Урала (Свердловская, Челябинская области) и регионы центра (Ярославская, Владимирская области). Особо «больная» точка — Тольятти. «На бюджетные, федеральные деньги сейчас содержатся как минимум два десятка тысяч уволенных людей в Тольятти», — рассказывает Зубаревич.
Но эксперты считают, что госпрограммы занятости по большей части неэффективны и лишь маскируют безработицу, так как людей зачастую занимают на уборке территорий муниципалитетов либо предприятий.
Еще в прошлом 2009 г. упор в деле создания рабочих мест был сделан на общественные работы, которым придавалось необыкновенно масштабное значение и финансирование. Правительство пошло на так называемые «опережающие программы», то есть не допустило регистрации людей в качестве безработных, а предоставляло им общественные работы по месту работы. Высококвалифицированный слесарь, рабочий с высокими профессиональными компетенциями красили заборы и благоустраивали территорию на своем предприятии, и это продолжалось на протяжении года. Похоже, что заборы уже должны были рухнуть под количеством наносимой на них весь прошлый год краски. Но это не допустило притока еще почти полутора миллиона человек к регистрации в качестве безработных. Вот почему не было осеннего всплеска безработицы, который все прогнозировали. Людям вручили кисти, метлы и заняли благим делом приведения в порядок предприятий.[12, C.14]
Изначально в целях поддержки потерявших работу людей и создания в регионах новых рабочих мест из федерального бюджета было выделено 42,9 млрд. рублей. Кроме того было подписано еще одно правительственное постановление о выделении регионам 34 млрд. руб. на социальные выплаты и реализацию программ занятости. Из них 29,805 млрд. руб. предназначены для социальных выплат – на пособия по безработице, стипендии и материальную поддержку на период участия в общественных работах, а 4,147 млрд. выделены на реализацию программы по переобучению, повышению квалификации и трудоустройству граждан.[8, C.6]
Зампред комитета Госдумы по труду и социальной политике Олег Шеин предлагает регионам, сделать на этот раз упор не на программы переобучения, которые далеко не всегда оправданы с точки зрения последующего трудоустройства безработных, а на общественные работы. Это позволило бы осуществить дополнительные инфраструктурные проекты: строительство дорог, инженерных коммуникаций, бюджетного жилья. В таком случае выделение немалых денег на борьбу с безработицей имело бы положительный "побочный" эффект и для всего населения, и для реальной экономики в целом.
Однако аналитики считают этот ход не верным.
«Это типичная временная мера, когда люди соглашаются за 5 тысяч сидеть и числиться занятыми, — говорит Зубаревич. — Назвать покраску заборов эффективной занятостью у меня язык не поворачивается. На самом деле 60% из людей, которым так помогают, предполагаемые к увольнению». Эффективным выходом для таких людей, считает Зубаревич, была бы переподготовка. Но работа государства в этой области ведется очень плохо.[10, C.23]
Не надо иллюзий, общественные работы — это очень плохая занятость, выполняющая единственную функцию: она предотвращает маргинализацию работников, потерявших занятость.[12, C.14] Ходить на работу, а не впадать в алкоголизм, — вот главная задача, которую преследует рынок общественной работы. Если и они не срабатывают, тогда действительно нужно платить пособие.
Государство взяло на себя ответственность за то, что оно называет политикой занятости, а на самом деле чудесным образом получается наоборот: то, что реально делается, это не политика занятости, а политика по преодолению безработицы, а еще точнее — по поддержке безработных. Более того, первый жест, который сделало Правительство на рубеже 2008–2009 гг., — повышение пособий по безработице, что сразу спровоцировало приток в армию безработных даже тех людей, которые могли сохранить еще какую-то занятость. Максимальный размер пособия почти 5 000 рублей для некоторых категорий людей, для некоторых регионов — это большие деньги, часто большие, чем заработная плата.
Президент России Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений по вопросам государственной политики в сфере занятости населения.[4, C.8]
В частности, до 15 апреля 2011 года правительству поручено представить предложения по разработке мер по обеспечению занятости населения и механизмов их реализации с 2012 года. Речь идет в том числе об организации профессионального обучения работников в условиях модернизации производства и реализации инвестпроектов, о выработке адресных мер по содействию занятости населения в регионах в связи с напряженной ситуацией на рынке труда, об оказания поддержки безработным при открытии собственного дела, предоставлении права женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, пройти профессиональное обучение, расширении возможностей трудоустройства незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей. Шла речь и о поддержке малого бизнеса.
По
большому счету курс на реализацию
этих направлений взят уже в этом
году - "антикризисные программы занятости"
предусматривают переобучение женщин,
работающих во вредных условиях, и молодых
мам, готовящихся к выходу из декретного
отпуска, стимулирование работодателей
к созданию рабочих мест для инвалидов
и многодетных родителей (за одно такое
рабочее место службы занятости компенсируют
работодателю 50 тысяч рублей) и многие
другие меры, - за три года все проблемы,
назревшие на российском рынке труда не
решить, а потому и нужна серьезная пошаговая
программа, планомерно выравнивающая
ситуацию с занятостью.
Безработица
- это социально-экономическое
По итогам обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения в среднем за 2010 год численность безработных, определяемых по методологии МОТ, на основании обследования по проблемам занятости составила 5,6 млн. человек или 7,5% экономически активного населения, что на 0,7 млн. человек меньше, чем в 2009 году. В конце 2010 года численность граждан, не имеющих работы, составила 5,4 млн. человек или 7,2% экономически активного населения, что на 0,8 млн. человек меньше, чем в конце 2009 года.
В условиях кризиса проблема обеспечения занятости населения была особенно актуальной. Основные причины освобождения трудовых ресурсов в кризисных условиях следующие:
1.
предприятия сокращают
2.
многие запланированные
3.
в большинстве регионов РФ
не созданы условия для
4.
существующая система
Сегодня
разрабатывается комплексный
• поддержку ключевых секторов и действующих предприятий,
• поддержку наиболее уязвимых социальных групп,
• поддержку развития малого и среднего бизнеса,
• стимулирование прямых инвестиций в создание новых рабочих мест,
•
повышение эффективности
• запуск крупных инфраструктурных проектов,
•
обеспечение межрегионального сотрудничества
в области занятости и
• организацию общественных и социальных работ,
• реализацию программы подготовки и переподготовки кадров.