Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:21, контрольная работа

Описание

Тема работы: «Безработица в России, ее виды и социально-экономические последствия. Меры государства по предотвращению безработицы».
В первой главе рассмотрены теоретические основы анализа безработицы. Во второй - проведен анализ безработицы в России на современном этапе. В третьей – охарактеризованы меры государства по предотвращению безработицы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ 5
1.1. Понятие и причины безработицы 5
1.2. Виды безработицы 7
1.3. Последствия безработицы. Закон Оукена 9
2. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ 12
2.1. Анализ ситуации на рынке труда и уровня безработицы 12
2.2. Особенности и проблемы безработицы в России 19
3. МЕРЫ ГОСУДАРСТВА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

И256 Безработица в России, ее виды и социально-экономические последствия..doc

— 211.00 Кб (Скачать документ)

      Особенно  большие денежные вливания, по данным Независимого института социальной политики, идут в те регионы, где находится машиностроение, автопром и металлургия. Это Поволжье, металлургические регионы Урала (Свердловская, Челябинская области) и регионы центра (Ярославская, Владимирская области). Особо «больная» точка — Тольятти. «На бюджетные, федеральные деньги сейчас содержатся как минимум два десятка тысяч уволенных людей в Тольятти», — рассказывает Зубаревич.

      Но  эксперты считают, что госпрограммы занятости по большей части неэффективны и лишь маскируют безработицу, так  как людей зачастую занимают на уборке территорий муниципалитетов либо предприятий.

      Еще в прошлом 2009 г. упор в деле создания рабочих мест был сделан на общественные работы, которым придавалось необыкновенно масштабное значение и финансирование. Правительство пошло на так называемые «опережающие программы», то есть не допустило регистрации людей в качестве безработных, а предоставляло им общественные работы по месту работы. Высококвалифицированный слесарь, рабочий с высокими профессиональными компетенциями красили заборы и благоустраивали территорию на своем предприятии, и это продолжалось на протяжении года. Похоже, что заборы уже должны были рухнуть под количеством наносимой на них весь прошлый год краски. Но это не допустило притока еще почти полутора миллиона человек к регистрации в качестве безработных. Вот почему не было осеннего всплеска безработицы, который все прогнозировали. Людям вручили кисти, метлы и заняли благим делом приведения в порядок предприятий.[12, C.14]

      Изначально  в целях поддержки потерявших работу людей и создания в регионах новых рабочих мест из федерального бюджета было выделено 42,9 млрд. рублей. Кроме того было подписано еще одно правительственное постановление о выделении регионам 34 млрд. руб. на социальные выплаты и реализацию программ занятости. Из них 29,805 млрд. руб. предназначены для социальных выплат – на пособия по безработице, стипендии и материальную поддержку на период участия в общественных работах, а 4,147 млрд. выделены на реализацию программы по переобучению, повышению квалификации и трудоустройству граждан.[8, C.6]

      Зампред комитета Госдумы по труду и социальной политике Олег Шеин предлагает регионам, сделать на этот раз упор не на программы  переобучения, которые далеко не всегда оправданы с точки зрения последующего трудоустройства безработных, а  на общественные работы. Это позволило бы осуществить дополнительные инфраструктурные проекты: строительство дорог, инженерных коммуникаций, бюджетного жилья. В таком случае выделение немалых денег на борьбу с безработицей имело бы положительный "побочный" эффект и для всего населения, и для реальной экономики в целом.

      Однако  аналитики считают этот ход не верным.

      «Это типичная временная мера, когда люди соглашаются за 5 тысяч сидеть и числиться занятыми, — говорит Зубаревич. — Назвать покраску заборов эффективной занятостью у меня язык не поворачивается. На самом деле 60% из людей, которым так помогают, предполагаемые к увольнению». Эффективным выходом для таких людей, считает Зубаревич, была бы переподготовка. Но работа государства в этой области ведется очень плохо.[10, C.23]

      Не  надо иллюзий, общественные работы — это очень плохая занятость, выполняющая единственную функцию: она предотвращает маргинализацию работников, потерявших занятость.[12, C.14] Ходить на работу, а не впадать в алкоголизм, — вот главная задача, которую преследует рынок общественной работы. Если и они не срабатывают, тогда действительно нужно платить пособие.

      Государство взяло на себя ответственность за то, что оно называет политикой  занятости, а на самом деле чудесным образом получается наоборот: то, что реально делается, это не политика занятости, а политика по преодолению безработицы, а еще точнее — по поддержке безработных. Более того, первый жест, который сделало Правительство на рубеже 2008–2009 гг., — повышение пособий по безработице, что сразу спровоцировало приток в армию безработных даже тех людей, которые могли сохранить еще какую-то занятость. Максимальный размер пособия почти 5 000 рублей для некоторых категорий людей, для некоторых регионов — это большие деньги, часто большие, чем заработная плата.

      Президент России Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений по вопросам государственной  политики в сфере занятости населения.[4, C.8]

      В частности, до 15 апреля 2011 года правительству  поручено представить предложения  по разработке мер по обеспечению занятости населения и механизмов их реализации с 2012 года. Речь идет в том числе об организации профессионального обучения работников в условиях модернизации производства и реализации инвестпроектов, о выработке адресных мер по содействию занятости населения в регионах  в связи с напряженной ситуацией на рынке труда, об оказания поддержки безработным при открытии собственного дела, предоставлении права женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, пройти профессиональное обучение, расширении возможностей трудоустройства незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей. Шла речь и о поддержке малого бизнеса.

      По  большому счету курс на реализацию этих направлений взят уже в этом году - "антикризисные программы занятости" предусматривают переобучение женщин, работающих во вредных условиях, и молодых мам, готовящихся к выходу из декретного отпуска,  стимулирование работодателей к созданию рабочих мест для инвалидов и многодетных родителей (за одно такое рабочее место службы занятости компенсируют работодателю 50 тысяч рублей) и многие другие меры, - за три года все проблемы, назревшие на российском рынке труда не решить, а потому и нужна серьезная пошаговая программа, планомерно выравнивающая ситуацию с занятостью. 

Заключение

 
 

      Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей  силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров  и услуг.

      По  итогам обследования населения по проблемам  занятости, численность экономически активного населения в среднем за 2010 год численность безработных, определяемых по методологии МОТ, на основании обследования по проблемам занятости составила 5,6 млн. человек или 7,5% экономически активного населения, что на 0,7 млн. человек меньше, чем в 2009 году. В конце 2010 года численность граждан, не имеющих работы, составила 5,4 млн. человек или 7,2% экономически активного населения, что на 0,8 млн. человек меньше, чем в конце 2009 года.

      В условиях кризиса проблема обеспечения занятости населения была особенно актуальной. Основные причины освобождения трудовых ресурсов в кризисных условиях следующие:

      1. предприятия сокращают количество  сотрудников для того, чтобы повысить  операционную эффективность своей  деятельности, улучшить финансовое положение, уменьшить масштабы операций;

      2. многие запланированные инфраструктурные  проекты приостановлены или не  начаты вследствие бюджетных  ограничений. Для запуска многих  проектов необходимо активное  лоббирование на федеральном  уровне;

      3. в большинстве регионов РФ  не созданы условия для создания  новых рабочих мест: недостаточно  стимулов и условий как для  развития малого и среднего  бизнеса, так и для прямых  инвестиций в регион;

      4. существующая система управления  занятостью не адаптирована к новым кризисным условиям и не справляется с растущим потоком безработных.

      Сегодня разрабатывается комплексный подход к подготовке мероприятий по обеспечению  занятости, который предполагает одновременную  работу по нескольким направлениям:

      • поддержку ключевых секторов и действующих предприятий,

      • поддержку наиболее уязвимых социальных групп,

      • поддержку развития малого и среднего бизнеса,

      • стимулирование прямых инвестиций в  создание новых рабочих мест,

      • повышение эффективности региональной службы занятости,

      • запуск крупных инфраструктурных проектов,

      • обеспечение межрегионального сотрудничества в области занятости и трудоустройства,

      • организацию общественных и социальных работ,

      • реализацию программы подготовки и  переподготовки кадров.

Список  литературы 

 
 
      
  1. Бахарев И., Климентьев Г. Безработица выползла из отпуска // Финансы от 09.09.2010
  2. Бедрина Е.Б.,  Козлова О.А., Саламатова Т.А., Толпегин А.В. Введение  в  экономическую  теорию:  учебное  пособие  - Екатеринбург:  УГТУ-УПИ,  2009.
  3. Горина Е. Более половины граждан РФ обвинили государство в росте безработицы // Финансовая газета от 29.03.11
  4. Грицюк М. Работа в дефиците. Президент поручил правительству победить безработицу // Российская газета от 15.03.11
  5. Грызлов Б. Борьба с безработицей – ключевая задача государства // РБК от 21.02.11
  6. Гурвич В. Рынок труда идет не туда // Работа сегодня от 01.06.2010.
  7. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория - 3-е изд. - СПб.: Изд. СПб ГУЭФ, Изд. «Питер», 2008
  8. Журбаев Е. В 2010 году Россию ждет новая волна сокращений // Новая политика от 18.12.09
  9. Занятость и безработица в Российской Федерации в феврале 2011 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости) – М.: Росстат, 2011
  10. Зубаревич Н. В. Влияние кризиса на регионы России: мониторинг – М.: Изд-во НИСП, 2010.
  11. Калабина М. Российский рынок труда в условиях экономического кризиса // Материалы семинара «Российский рынок труда в условиях экономического кризиса: особенности модели реакции по сравнению с 1990-ми годами (к постановке вопроса)» - М.: Изд-во ЛИРТ, 2010
  12. Малеева Т. Парадоксы российского рынка труда // РБК от 11.03. 2010.
  13. Матвеева Т.Ю. Курс лекций для экономистов. - М.: ВШЭ, 2008.
  14. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 году – М.: Минэкономразвития России, 2011.
  15. Основы экономической теории - Учеб. пособие. 4-е изд., испр. / Под ред. Р. П. Кудряшовой, Ю. В. Матвеева. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2009
  16. Резникова А.  Государство берет на вооружение новые методы борьбы с безработицей // РБК от 15.02.11
  17. Сидоренко Е. Рынок труда-2010: твердая тройка? // Эксперт от 23.03.10.

Информация о работе Безработица в России