Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 12:30, курсовая работа
В курсовой работе наибольший акцент делается на определение влияния безработицы на индивида и общества в целом.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I безработица как экономическая категория…………………………...7
1.1 сущность безработицы и причины ее возникновения……………….7
1.2 типы и виды безработицы…………………………………………….10
1.3 социально-экономические последствия безработицы……………...15
Глава II проблемы безработицы в национальной экономике России………21
2.1 особенности безработицы в России…………………………………..21
2.2 динамика и структура безработицы в национальной экономике России………………………………………………………………………..23
2.3 методы борьбы с безработицей….…………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….33
Приложение………………………………………………………………………36
Безработица в значительной степени является застойной, особенно в сельской местности. Из 2,5 млн. безработных сельских жителей 34,5% находились в ситуации застойной безработицы (искали работу 12 месяцев и более).
Наличие опыта работы. В численности безработных 26,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В январе 2010г. их численность составила 1,8 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (17% - за счет молодежи до 20 лет, 47% - от 20 до 24 лет, 20% - 25-29 лет).
В январе
2010г. среди безработных доля лиц,
оставивших прежнее место работы
в связи с высвобождением или
сокращением численности
Таблица 4
Структура безработных по наличию опыта работы и обстоятельствам незанятости
в % к итогу
Безработные | Имеют опыт работы | Из них оставили прежнее место работы в связи с | Не имеют опыта работы | ||
высвобождением,сокращением
штатов,ликвидацией |
увольнением по собственному желанию | ||||
2009 г | |||||
февраль | 100 | 75,7 | 29,1 | 21,7 | 24,3 |
май | 100 | 74,5 | 30,6 | 19,5 | 25,5 |
август | 100 | 70,8 | 25,2 | 19,7 | 29,2 |
сентябрь | 100 | 72,2 | 26,2 | 19,8 | 27,8 |
октябрь | 100 | 75,5 | 27,1 | 21,3 | 24,5 |
ноябрь | 100 | 76,8 | 28,8 | 21,2 | 23,2 |
декабрь | 100 | 74,1 | 25,2 | 20,7 | 25,9 |
2010 г | |||||
январь | 100 | 73,6 | 26,4 | 22,4 | 26,4 |
Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения. К концу января 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 2,5 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 2,2 млн.человек имели статус безработного, в том числе 1,9 млн.человек получали пособие по безработице.(см. Приложение 4)
В январе
2010г. получили статус безработного 271,3
тыс.человек. Размеры трудоустройства
безработных были на 17,3 тыс.человек,
или на 23,9% больше, чем в январе
2009г. и составили 89,5 тыс.человек.2
2.2 Методы борьбы с безработицей
Безработица
- постоянный спутник рыночной экономики,
связана с определенными
Организационное
воздействие механизма
Безработным оказывают помощь по нескольким каналам.
Прежде всего, через систему пособий по безработице. Эти пособия финансируются из трех источников:
Создание
условий для роста
Реализация
программ поддержки молодых работников.
Тяжелее всего безработица
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
Список
программ сокращения безработицы можно
продолжать еще долго, но важно понимать,
что все эти программы не могут
полностью ликвидировать или
существенно сократить
Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода:
В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.
Макроэкономическая политика предполагает использование денежных и бюджетно-налоговых мероприятий для сокращения безработицы.
Цель социальной политики - облегчить тяжелые последствия потери рабочего места для безработных и их семей.
Цель политики в области занятости - снизить уровень безработицы, вызванной структурным корректированием и несоответствием спроса и предложения рабочей силы, путём использования программ переподготовки, организации центров по трудоустройству и т.д.
Органам
службы занятости всех уровней необходимо
широкое развёртывание
Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалифицированных высвобождаемых работников и безработных граждан.
У нас ещё слабо используется проведение общественных работ для отдельных категорий населения (освобождённых из мест заключения, болезней и т.д.).
Как
правило, такие работы общедоступны,
не требуют длительной, специальной,
профессиональной подготовки. Это уход
за детьми, престарелыми, помощь в обслуживание
больных, выращивание овощей. Их фиксируют
предприятия, для которых выполняются
эти работы.
Заключение
Важным
принципом с позиций
При выборе
путей формирования рынка труда
надо исходить из необходимости изучения
и анализа внутренних закономерностей,
присущих развитию занятости и сохраняющихся
в условиях рыночной экономики, поскольку
многие факторы, влияющие на важнейшие
параметры занятости, зависят непосредственно
от человека (численность населения,
его половозрастная структура, расселение
населения в городской и
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:
В реализации
первого направления большое
значение приобретают методы воздействия
на занятость населения в условиях
структурных сдвигов в
Начавшемуся
под влиянием рыночных реформ стихийному
процессу реструктуризации производства
важно придать управляемый
Касаясь
второго направления достижения
динамичного равновесия спроса и
предложения рабочей силы на рынке
труда, следует отметить, что предварительное
рассмотрение демографических факторов,
определяющих формирование экономически
активного населения и их возможное
воздействие на рынок труда в
конце 90-х годов, показывает, что
при разработке и реализации мер
по регулированию занятости
Существенное
влияние на ситуацию на федеральном
и региональном рынках труда оказывает
своевременное решение проблем
подготовки и переподготовки кадров.
На данном этапе перехода к рыночной
экономике следует