Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 12:30, курсовая работа

Описание

В курсовой работе наибольший акцент делается на определение влияния безработицы на индивида и общества в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I безработица как экономическая категория…………………………...7
1.1 сущность безработицы и причины ее возникновения……………….7
1.2 типы и виды безработицы…………………………………………….10
1.3 социально-экономические последствия безработицы……………...15
Глава II проблемы безработицы в национальной экономике России………21
2.1 особенности безработицы в России…………………………………..21
2.2 динамика и структура безработицы в национальной экономике России………………………………………………………………………..23
2.3 методы борьбы с безработицей….…………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….33
Приложение………………………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 98.07 Кб (Скачать документ)
 

Безработица в значительной степени является застойной, особенно в сельской местности. Из 2,5 млн. безработных сельских жителей 34,5% находились в ситуации застойной  безработицы (искали работу 12 месяцев  и более).

Наличие опыта работы. В численности безработных 26,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В январе 2010г. их численность составила 1,8 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (17% - за счет молодежи до 20 лет, 47% - от 20 до 24 лет, 20% - 25-29 лет).

В январе 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или  сокращением численности работников, составила 26,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи  с увольнением по собственному желанию - 22,4%. 
 

Таблица 4

Структура безработных по наличию  опыта работы и  обстоятельствам  незанятости

в % к  итогу

  Безработные Имеют опыт работы Из них  оставили прежнее место работы в  связи с Не имеют  опыта работы
высвобождением,сокращением  штатов,ликвидацией организаций  собственного дела увольнением по собственному желанию
2009 г
февраль 100 75,7 29,1 21,7 24,3
май 100 74,5 30,6 19,5 25,5
август 100 70,8 25,2 19,7 29,2
сентябрь 100 72,2 26,2 19,8 27,8
октябрь 100 75,5 27,1 21,3 24,5
ноябрь 100 76,8 28,8 21,2 23,2
декабрь 100 74,1 25,2 20,7 25,9
2010 г
январь 100 73,6 26,4 22,4 26,4
 

Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете  в государственных  учреждениях службы занятости населения. К концу января 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 2,5 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 2,2 млн.человек имели статус безработного, в том числе 1,9 млн.человек получали пособие по безработице.(см. Приложение 4)

В январе 2010г. получили статус безработного 271,3 тыс.человек. Размеры трудоустройства  безработных были на 17,3 тыс.человек, или на 23,9% больше, чем в январе 2009г. и составили 89,5 тыс.человек.2 
 
 
 

2.2 Методы борьбы с безработицей

Безработица - постоянный спутник рыночной экономики, связана с определенными потерями для общества. Поэтому оно должно стараться эти потери минимизировать. Прежде всего, необходимо создать условия, при которых безработные слои населения могли как-то просуществовать  в период вынужденного бездействия.

Организационное воздействие механизма занятости  в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба занятости населения. Система содействия занятости представляет собой Федеральную службу занятости  населения Российской Федерации  и региональные (городские) центры занятости, которые работают по единой методологии  в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Имеются четкие инструкции о порядке работы служб  занятости в Российской Федерации, отраженные в технологии организации  работы центра занятости в Российской Федерации.

Безработным оказывают помощь по нескольким каналам.

Прежде  всего, через систему пособий  по безработице. Эти пособия финансируются  из трех источников:

  1. обязательные взносы предприятий;
  2. взносы работников;
  3. дотации бюджета.

    Создание  условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит  в том, что людям помогают открыть  собственное дело, чтобы они могли  прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

    Реализация  программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет  по пожилым (их уже никто не хочет  брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и  самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

    Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

  1. экономическое стимулирование молодежной занятости;
  2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи
  3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

    Список  программ сокращения безработицы можно  продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут  полностью ликвидировать или  существенно сократить циклическую  безработицу. Такой результат достигается  лишь при общем улучшении экономической  ситуации в стране.

    Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

    Вот наиболее важные меры такого рода:

  • Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
  • Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.
  • Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
  • Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  • Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
  • Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
  • Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.
  • Улучшение информационного обеспечения рынка работы.
  • Улучшение развития рынка жилья.
  • выделение государством средств для массового строительства и так далее.
  • Государству необходимо предоставить неплохие условия для поддержки молодых работников. Также нужно создание дополнительных вакансий, чтобы безработные могли устроиться на работу.
  • Значительным шагом по преодолению безработицы является предоставление возможности досрочно выйти на пенсию. К сожалению, эти и многие другие методы борьбы с безработицей малоэффективны до тех пор, пока в стране не повысится экономический уровень развития в целом.

    В   отношении  безработицы  государство  располагает  тремя  видами  политики:  социальной,  макроэкономической  и  в  сфере  занятости.

    Макроэкономическая  политика предполагает использование денежных и бюджетно-налоговых мероприятий для сокращения безработицы.

    Цель  социальной политики - облегчить тяжелые последствия потери рабочего места для безработных и их семей.

    Цель  политики в области занятости - снизить уровень безработицы, вызванной структурным корректированием и несоответствием спроса и предложения рабочей силы, путём использования программ переподготовки, организации центров по трудоустройству и т.д.

    Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развёртывание профориентационной работы с молодёжью, для подготовки её к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда.

     Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалифицированных высвобождаемых работников и безработных граждан.

    У нас  ещё слабо используется проведение общественных работ для отдельных категорий населения (освобождённых из мест заключения, болезней и т.д.).

    Как правило, такие работы общедоступны, не требуют длительной,  специальной, профессиональной подготовки. Это уход за детьми, престарелыми, помощь в обслуживание больных, выращивание овощей. Их фиксируют  предприятия, для которых выполняются  эти работы.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Заключение

Важным  принципом с позиций обеспечения  занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса  между экономическими и социальными  результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок  труда и корректироваться, если возникнет  в этом необходимость.

При выборе путей формирования рынка труда  надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся  в условиях рыночной экономики, поскольку  многие факторы, влияющие на важнейшие  параметры занятости, зависят непосредственно  от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости  является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда. В  этой связи следует выделить два  блока проблем:

  • оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
  • совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

В реализации первого направления большое  значение приобретают методы воздействия  на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике  и развития новых форм собственности.

Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Другими словами, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест (естественно, на новых  принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих  производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении  отраслях экономики. Предстоит усилить  роль собственных источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать  проток децентрализованных средств (предпринимателей, населения, западных инвесторов и т.д.).

Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и  предложения рабочей силы на рынке  труда, следует отметить, что предварительное  рассмотрение демографических факторов, определяющих формирование экономически активного населения и их возможное  воздействие на рынок труда в  конце 90-х годов, показывает, что  при разработке и реализации мер  по регулированию занятости населения  в условиях существенных инвестиционных ограничений надо особое внимание уделить  вопросам снижения спроса на рабочие  места со стороны отдельных социально-демографических  групп населения.

Существенное  влияние на ситуацию на федеральном  и региональном рынках труда оказывает  своевременное решение проблем  подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать  внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных  интересов. Ведь возникает очередное  противоречие между формальным и  реальным образованием. Учебные заведения  готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

Информация о работе Безработица