Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:25, контрольная работа
В данной работе на примерах крупнейших фондовых бирж мира будут рассмотренны теоретические и практические аспекты деятельности этих важнейших институтов фондового рынка, их структура, принципы функционирования, задачи,выполняемые биржами на современном этапе развития рынка ценных бумаг.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….
3
1. Фондовая биржа как институт экономической системы
4
1.1. История и сущность фондовых бирж ……………………………………………
4
1.2. Фондовые индексы ………………………………………………………………
12
1.3. Основные группы индикаторов………………………………………………….
2. Объекты сделок и основные виды операций на ФБ………………………………….
15
2.1. Ценные бумаги ……………………………………………………………………
16
2.2 Опционы, фьючерсные и форвардные контракты, хеджировани………………
17
3. Роль фондовых бирж в современной экономике …………………………………..
19
3.1. Страны с развитым рынком………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………
в области регулирования фондового рынка рассматривается задача по привлечению
и правовой защите иностранных инвестиций и инвесторов. Вопрос же о развитии
правовой базы для иностранных эмитентов ценных бумаг, т.е. лиц, привлекающих
инвестиционный капитал в Российской Федерации, в лучшем случае не
воспринимается как первоочередной. Между тем, успех программы восстановления
российской экономики напрямую связан с процессом инвестиций в промышленные
комплексы стран СНГ, крайне желательным механизмом реализации которого было
бы построение рынка «международных» инвестиционных инструментов в рамках
фондового рынка РФ.
Российское законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, требует
существенной доработки, как минимум, в части определений ценных бумаг и
адаптации модели акционерного общества, без чего правоотношения по ценным
бумагам иностранных юридических лиц, учрежденных в странах, придерживающихся
или содержащих элементы англо-американской системы права, не могут быть в
полной мере описаны и адаптированы в рамках действующей модели.
Очевидно, что при регистрации и обращении ценных бумаг иностранного эмитента
в Российской Федерации и для обеспечения надлежащей правовой защиты
российских инвесторов необходимо предусмотреть возможность применения права
того государства, которое обеспечило бы владельцу ценных бумаг наиболее
благоприятный для него правовой режим.
Для российского фондового рынка 1998 год стал годом тяжелых испытаний.
Мировой финансовый кризис, начавшийся еще в 1997 году, наиболее сильно ударил
по развивающимся рынкам, к которым относится и Россия. Падение российского
рынка ценных бумаг было вызвано не столько «азиатским кризисом» и снижением
мировых цен на нефть, сколько внутренними причинами - валютным кризисом,
кризисом банковской системы и, прежде всего, кризисом государственного долга
(особенно внутреннего).
Финансовый кризис негативно повлиял на инвестиционную привлекательность
России. Российские и иностранные инвесторы понесли огромные убытки из-за
неисполнения обязательств по государственным долговым бумагам, остановки
рынка ГКО-ОФЗ и незаконного введения моратория по обязательствам российских
банков; «обвала» цен на российские корпоративные ценные бумаги и потери ими
ликвидности, обусловленных финансовым кризисом; полного паралича банковской
системы; резкого падения объема производства, осложнения условий экспортно-
импортных операций, ухудшения финансового положения эмитентов.
Кризис надолго подорвал доверие населения к вложению средств в ценные бумаги,
инвестиционные институты и банки.
Во-вторых, было подорвано доверие к ценным бумагам российских эмитентов, в
частности у российских компаний резко сократилась возможность привлечения
средств за счет эмиссии ценных бумаг в России и за рубежом; у государства
сузились возможности эффективной продажи принадлежащих ему пакетов акций
крупных российских компаний и размещения новых долговых обязательств.
Кроме того, в результате падения цен на акции в 1998 году произошла
активизация перераспределения прав собственности с использованием
инструментария новых эмиссий акций в ущерб «чужим» акционерам, что
потребовало соответствующих действий со стороны ФКЦБ России и дополнительных
мер по защите прав акционеров.
В-третьих, финансовый кризис стал серьезным испытанием для профессиональных
участников рынка ценных бумаг и институтов коллективного инвестирования,
имевших вложения в государственные ценные бумаги и понесших значительные
потери. Резкое падение ликвидности уменьшило возможности для осуществления
бизнеса, появилась явная тенденция сокращения числа профессиональных
участников рынка ценных бумаг и числа занятых в индустрии фондового рынка.
Институты коллективного инвестирования, добровольно или в соответствии с
требованиями российского законодательства державшие часть средств в
государственных ценных бумагах, оказались на грани банкротства.
В то же время финансовый кризис способствовал концентрации профессиональных
участников рынка ценных бумаг и укрупнению специализированных регистраторов.
«Голубые фишки» : РАО «ЕЭС России», ОАО «НК ЛУКОЙЛ», ОАО «Мос-энерго», РАО
«Норильский никель», РАО «Рос-телеком», АО «Сургут-нефтегаз», АО «Иркутск-
энерго», АО «Мегион-нефтегаз»
Способность государства защитить рынок от негативных воздействий и не
допускать таких обвалов, как массовый крах мошеннических финансовых пирамид или
пирамиды государственных ценных бумаг, является основной характеристикой
состояния его национальной и экономической безопасности.
Национальные интересы России применительно к рынку ценных бумаг, понимаемые
как комплекс макроэкономических и политических задач государства, в сегодняшних
условиях включают в себя: восстановление доверия участников рынка ценных бумаг
к государству и его финансовым институтам; организацию процесса расширенного
воспроизводства и повышение его эффективности на основе мобилизации прежде
всего внутренних инвестиционных ресурсов; усиление социальной ориентированности
экономики и обеспечение финансовой безопасности граждан;
Законодатель должен учитывать высокую значимость эффективного и
работоспособного контроля за сохранением высокой международной репутации
российского фондового рынка. Правовые и организационные меры должны быть
направлены на повышение конкурентоспособности отечественного рынка ценных бумаг
на международной арене.
Важной составляющей безопасности рынка является деятельность Федеральной
комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) и правоохранительных органов по
выявлению правонарушений, их предупреждению, пресечению и наказанию.
Однако только создание хорошей законодательной и нормативной базы рынка без
организации контроля за исполнением законов и систем правоприменения не
обеспечит его безопасность. Следует наладить скоординированную работу
регулирующих, правоохранительных и судебных органов. Для этого в
законодательном порядке необходимо расширить контрольные функции ФСБ, МВД
России и налоговых органов, разграничить их сферы деятельности и предоставить
им соответствующие полномочия. Требуется более высокая квалификация и
специализация сотрудников этих ведомств, работающих в данной области. Этого
можно достичь путем создания в правоохранительных органах специальных
подразделений и организации обучения в учебных заведениях профессионалов для
работы в этой сфере.
Особая роль в регулировании рынка ценных бумаг возлагается на ФКЦБ России. Для
активизации государственного регулирования фондового рынка должен быть повышен
ее статус, ФКЦБ должна быть наделена также соответствующими полномочиями. В ней
целесообразно создать подразделения безопасности (по аналогии с подобными
комиссиями в других государствах).
Одним из приоритетных направлений государственного регулирования должно стать
продолжение работы по раскрытию информации и повышению уровня прозрачности рынка
ценных бумаг.
Важнейшей политической и экономической проблемой России в настоящее время
является привлечение иностранных инвестиций и защита инвесторов и
товаропроизводителей. В этих целях необходимо дальнейшее совершенствование
законодательства и скоординированные меры правоохранительных органов по
обеспечению безопасности инвесторов. Нуждается в разработке система
обеспечения безопасности государственной доли акций в акционерных обществах.
Без наведения элементарного порядка в сфере вексельного обращения и принятия
дополнительных мер по обеспечению безопасности этого сегмента рынка ценных
бумаг невозможно решить финансовые и экономические проблемы страны.
Необходимо завершить создание единого информационного массива сферы обращения
векселей.
Таким образом, усиление роли государства в формировании, регулировании и
обеспечении безопасности отечественного рынка ценных бумаг является жизненно
важной необходимостью и требует принятия руководством страны соответствующих
мер.
Впервые с 1997 г. на российском фондовом рынке вновь господствуют «быки»
(если не считать «ралли» конца 1999 — начала 2000 г., начавшегося с крайне
низкой базы и обусловленного в основном политическими факторами). После
обвала 1998 г. и более чем трехлетней стагнации отмечается сильный устойчивый
рост. Индекс РТС «пробил» очевидный «уровень сопротивления» в 350 пунктов и
находится «на территории», которую он ранее «посетил» лишь на краткий период,
с апреля по ноябрь 1997 г.
В отличие от предыдущих конъюнктурных «пиков» 1999—2001 гг., нынешний подъем
обусловлен не только спекулятивной игрой российских брокеров, но и
появившимися реальными заказами как иностранных, так и крупных российских
инвесторов. А от бума 1997 г. ситуация отличается тем, что скупаются не все
подряд инструменты российского происхождения, а достаточно четко очерченный
набор из 10— 12 «флагманов индустрии». (Для справки: объем торгов по 10
наиболее ликвидным акциям в РТС (без Газпрома) составил за март 87% от общего
оборота биржи.)
Как бы то ни было, за последние полгода рынок вырос более чем вдвое.
Насколько этот рост будет устойчивым, действительно ли экономическая среда
изменилась столь кардинально? Не наступят ли участники рынка ценных бумаг на
«грабли образца 1997 г.», понадеявшись, что приток западного спекулятивного
капитала решит все оставшиеся проблемы российской экономики? Необходимо очень
внимательно отслеживать ту грань, за которой рост фондового рынка становится
чисто спекулятивным, хотя бы для того, чтобы подготовиться к неизбежному в
этом случае спаду.
Исходя из общедоступных макроэкономических данных и прогнозов аналитиков о
динамике производства и ВВП, об уровне загрузки производственных мощностей и
инвестиционных планах крупнейших предприятий, экономика застыла в
неустойчивом равновесии, и выбор направления ее дальнейшего развития будет
определяться направлением и интенсивностью «импульса», в который сложатся
действие или бездействие четырех факторов: государства (в первую очередь
президента и правительства), бизнес-сообщества (главным образом «сырьевых
олигархов»), потребителей и внешней среды (мировых товарных и фондовых
рынков, геополитической ситуации и пр.).
Экспертные макроэкономические оценки показывают, что наиболее вероятным
сценарием выхода из нынешнего состояния является экстенсивный рост ВВП(2—5%).
Демонстрируемая же фондовым рынком динамика подтверждает ориентацию
инвесторов на наиболее оптимистический вариант развития событий. Именно в
этом противоречии и состоит интрига поведения российского фондового рынка в
2002 г. Очевидно, что реализация оптимистического варианта невозможна без
высокой активности правительства по стимулированию интенсивного роста
(основные точки приложения усилий подробнее описаны ниже).
Проблемы обеспечения устойчивого долгосрочного развития, стоящие перед
российским фондовым рынком, можно сгруппировать по пяти направлениям:
1. Поддержание общей привлекательности российских финансовых активов
Информация о работе Биржа как институт экономической системы