Бюджетная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание

В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить и тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Важнейшей причиной тому обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы. Однако, в конечном счете все упирается в отсутствие целостной научно обоснованной концепции, стратегии и тактики развития государственного (муниципального) финансового хозяйства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ………………………………………….4
1.1 Понятие бюджета, его основные функции………………………………………………...4
1.2 Бюджетная устройство и бюджетная система РФ………………………………………...6
1.3 Принципы построения бюджетной системы РФ………………………………………….8
1.4 Доходы и расходы бюджетов…………………………………………………………..….11
2. Бюджетная политика РФ……………………………………………………………………15
2.1 Сущность и типы бюджетной политики………………………………………………….15
2.2 Зависимость бюджетной политики от внешней конъюнктуры. Стабилизационный
Фонд………………………………………………………………………………………....17
2.3 Основные направления бюджетной политики 2006–2008 гг., ее итоги………………...20
2.4 Бюджетная стратегия на 2008–2010 гг……………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………………………..25
Список используемой литературы……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Кокоса.doc

— 226.50 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИФИ»

 

САРОВСКИЙ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

____________________________________________________________________________

 

 

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ФИНАНСОВ И БУХУЧЕТА

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по экономической теории

на тему: «Бюджетная политика РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор курсовой работы: Кармаева Ольга

Группа: Фин-19/2 (Д)                                                                                                                                                                                                                 

Специальность: Финансы и кредит                                                              

Руководитель работы: доц. Волков П.И.

 

 

Оценка

 

 

 

 

Саров

2010

 

 

 

 

Содержание

 

              Введение………………………………………………………………………………………3

1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ………………………………………….4

1.1 Понятие бюджета, его основные функции………………………………………………...4

1.2 Бюджетная устройство и бюджетная система РФ………………………………………...6

1.3 Принципы построения бюджетной системы РФ………………………………………….8

1.4 Доходы и расходы бюджетов…………………………………………………………..….11

2. Бюджетная политика РФ……………………………………………………………………15

2.1 Сущность и типы бюджетной политики………………………………………………….15

2.2 Зависимость бюджетной политики от внешней конъюнктуры. Стабилизационный

      Фонд………………………………………………………………………………………....17

2.3 Основные направления бюджетной политики 2006–2008 гг., ее итоги………………...20

2.4 Бюджетная стратегия на 2008–2010 гг……………………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………………………..25

Список используемой литературы……………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить и тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Важнейшей причиной тому обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы. Однако, в конечном счете все упирается в отсутствие целостной научно обоснованной концепции, стратегии и тактики развития государственного (муниципального) финансового хозяйства.

В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретают особую значимость. Последний аспект является сейчас наиболее важным. Финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при условии финансового благополучия ее многочисленных территорий. Отсюда - значимость проблем разработки концепции эффективной бюджетной политики в регионах и на местах, позволяющей на деле обеспечить финансовую самостоятельность, получение населением достаточного объема общественных благ, доходную самодостаточность и ответственность субъектов Федерации и их территорий.

Данная курсовая работа представляет собой подробный обзор бюджетной политики нашего государства. Работа состоит из нескольких частей.

При написании  курсовой работы передо мной стояла цель – изучить как можно глубже бюджетную политику РФ, ее структуру, свойства и принцип действия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Изучить понятие, цели и задачи бюджетной политики РФ

2. Изучить структуру бюджетной политики РФ

3. Изучить функции бюджетной политики РФ

Выбор темы не случаен. Мой выбор основывается на научной актуальности данного вопроса. Бюджетная политика РФ – большой и сложный механизм, находящийся в состоянии постоянного развития и укрепления. Постоянно принимаются поправки и корректировки данной политики.  Данная тема очень интересна, поскольку данные исследований постоянно меняется и требуется постоянное обновление общей картины бюджетной политики РФ

 

 

1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ

1.1 Понятие бюджета, его основные функции

 

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики.

Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. В экономической литературе термин «бюджет» содержит различные по своей природе понятия:

       Форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти;

       Основной централизованный фонд денежных средств;

       Основной финансовый план государства;

       Совокупность денежных отношений как финансовый регулятор.

С помощью государственного бюджета власти государства получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетной системы страны, – это по существу основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономикой.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Как экономическая категория бюджет представляет собой систему финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса.[1]

Экономическая сущность бюджета реализуется через такие категории управления бюджетным процессом, как бюджетное право, система бюджетов, бюджетная система, бюджетный механизм, а все они вместе взятые находят свое выражение в бюджетной политике.

Выделяют три главные функции государственного бюджета:

1.       Распределительная функция (или функция экономического регулирования) характеризуется распределением и перераспределением финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход. Эта функция реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства.

2.       Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно отображает экономические процессы. Благодаря этой функции можно узнать о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от хозяйствующих субъектов, соответствует ли размер ресурсов потребностям государства, достаточно ли эффективно они работают в экономике. Эта функция помогает выявить слабые места в экономике страны и Правительство РФ получает возможность скорректировать направление движения финансовых ресурсов на эти болевые точки.

3.       Фискальная функция предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых задач, возложенных на него обществом. А с другой стороны, чтобы повышалась эффективность государственных услуг, нужно создание условий для эффективного использования имеющихся ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция тесно связана с распределительной.

Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие между государством, гражданами и организациями в процессе формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета представляют собой экономические отношения, которые возникают между государством, гражданами и организациями в процессе распределения и использования для различных потребностей средств бюджетного фонда.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов и т.д. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.[2] Структура бюджетной системы включает в себя:

                   федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

                   бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

                   местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

                   бюджеты городских и сельских поселений.

При этом бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные.

Под федеральным бюджетом понимается основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти – Федеральным Собранием. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории РФ по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах всего народа, населяющего страну. Основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых поступлений, неналоговые доходы составляют незначительную долю – около 1%.

Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов РФ.

Как экономическая категория бюджет субъекта РФ – это система экономических отношений, посредством которой осуществляется распределение и перераспределение национального дохода для выполнения органами власти субъекта Федерации своих функций, связанных с экономическим и социальным развитием региона.[3]

Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта РФ и местные бюджеты.

Консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти. Это статистический свод бюджетных показателей, используемый при бюджетных или финансовых планированиях или при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание.

 

 

Информация о работе Бюджетная политика РФ