Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:45, курсовая работа
В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить и тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Важнейшей причиной тому обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы. Однако, в конечном счете все упирается в отсутствие целостной научно обоснованной концепции, стратегии и тактики развития государственного (муниципального) финансового хозяйства.
Введение………………………………………………………………………………………3
1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ………………………………………….4
1.1 Понятие бюджета, его основные функции………………………………………………...4
1.2 Бюджетная устройство и бюджетная система РФ………………………………………...6
1.3 Принципы построения бюджетной системы РФ………………………………………….8
1.4 Доходы и расходы бюджетов…………………………………………………………..….11
2. Бюджетная политика РФ……………………………………………………………………15
2.1 Сущность и типы бюджетной политики………………………………………………….15
2.2 Зависимость бюджетной политики от внешней конъюнктуры. Стабилизационный
Фонд………………………………………………………………………………………....17
2.3 Основные направления бюджетной политики 2006–2008 гг., ее итоги………………...20
2.4 Бюджетная стратегия на 2008–2010 гг……………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………………………..25
Список используемой литературы……………………………………………
1.3 Принципы построения бюджетной системы РФ
Бюджетная система страны основана на ряде принципов:
единство бюджетной системы;
разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
самостоятельность бюджетов;
равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированность бюджета;
результативность и эффективность использования бюджетных средств;
общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
прозрачность (открытость);
достоверность бюджета;
адресность и целевой характер бюджетных средств;
подведомственность расходов бюджета;
единство кассы.[4]
Единство бюджетной системы основано на единой денежной системе страны и на взаимодействии бюджетов всех уровней. Практическое применение этого принципа заключается в использовании единой бюджетной классификации РФ, единстве форм бюджетной документации, предоставление необходимой информации с одного уровня бюджетной системы на другой для обеспечения единых принципов организации и согласованных процедур бюджетного процесса по всем уровням бюджетной системы.
Принцип разграничения доходов и расходов означает закрепление доходов и расходов за субъектами бюджетной системы, а также определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств – перечень нормативно-правовых актов, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджетов.
На основе международного опыта можно выделить два основных принципа закрепления доходных полномочий:
1) органы местного самоуправления должны иметь возможность финансирования услуг, предоставляемых местному населению, за счет использования собственных доходов;
2) собственные доходы должны формироваться только за счет собственного населения в соответствии с той пользой, которую они получают в виде местных услуг.
Принцип самостоятельности бюджетов означает для органов государственной власти и местного самоуправления:
1) самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
2) устанавливать региональные или местные налоги;
3) самостоятельно определять направления расходования денежных средств.
Принцип равенства бюджетных прав означает, что для всех субъектов РФ государство устанавливает одинаковые и обязательные нормы и правила, определяющие компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений, осуществления бюджетного процесса. Равенство бюджетных прав означает также применение единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает:
1) все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;
2) все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных бюджетной системе РФ;
3) налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов.
Различают бюджеты брутто и нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто – только чистые доходы и расходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.
Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и использовании бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из того, чтобы достичь заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что бюджетные доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, кроме доходов целевых бюджетных фондов.
Принцип достоверности бюджета предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованны. Реальность бюджета основывается на достоверности показателей прогноза социально-экономического развития.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и направляются на финансирование конкретных целей.
Принцип гласности означает:
обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании;
обязательную открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;
секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.
1.4 Доходы и расходы бюджетов
Доходы бюджета подлежат централизации в бюджетах разных уровней и выражают экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей населения в государственный бюджет. Расчеты доходов бюджетной системы РФ формируются на основании законов законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления о бюджетах на соответствующий финансовый год.
Доходы бюджетов могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым – доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; от платных услуг, оказываемых соответствующими органами местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т. ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и иные неналоговые доходы.
Доходы от федеральных налогов распределяются между бюджетами разных уровней в соответствии с федеральным законодательством, а поступления от некоторых федеральных налогов перераспределяются между региональными и местными бюджетами органами власти субъектов РФ. В настоящее время часть некоторых федеральных налогов (в частности, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, акцизов на спирт питьевой, водку и ликеро-водочные изделия, налога на покупку иностранных денежных знаков) поступает в бюджеты субъектов РФ. Доходы от налога на прибыль предприятий зачисляются в местные бюджеты.[5]
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. В зависимости от экономического содержания расходы делятся на текущие и капитальные.[6]
К капитальным расходам относятся:
инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица;
расходы на проведение капитального ремонта;
иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное имущество.
К текущим расходам бюджетов относятся:
текущее функционирование органов государственной власти;
текущее финансирование бюджетных учреждений;
оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование;
Кроме того, бюджетные расходы различаются по направлениям:
а) расходы федерального бюджета;
б) расходы бюджетов субъектов РФ;
в) расходы местных бюджетов.
Каждый уровень власти в процессе расходования бюджетных средств осуществляет следующие функции:
а) осуществляет нормативно-правовое регулирование бюджетных расходов;
б) обеспечивает собственные расходные полномочия финансовыми средствами;
в) осуществляет финансирование общественных услуг.
Расходы бюджетных средств могут осуществляться в следующих формах:
бюджетные ассигнования;
трансферты;
бюджетные кредиты юридическим лицам;
субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
ассигнования на осуществление государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
кредиты иностранным государствам;
средства на обслуживание долговых обязательств.
Бюджетные ассигнования – это бюджетные средства, выделяемые в соответствии с бюджетной росписью получателю бюджетных средств. Они могут предоставляться на содержание бюджетных учреждений, оплату товаров и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам, а также реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению.
Трансферты – это безвозмездные перечисления денежных средств из бюджетов различных уровней получателям: гражданам, предприятиям, бюджетам других уровней.
Бюджетный кредит предоставляет денежные средства юридическим лицам на возмездной и возвратной основе. Возврат кредитов, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.
Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной основе на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В случае нецелевого использования или неиспользования в установленные сроки субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет.
Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются федеральным бюджетом при включении их в федеральную целевую программу. В такую программу утверждаются федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы более 200 000 МРОТ. В табл. 1 приведен перечень отдельных федеральных целевых программ.
Табл. 1. Перечень федеральных целевых программ в 2005–2007 гг., млн. руб.[7]
Наименование целевой программы | Период, гг. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Модернизация транспортной системы России | 2002–2010 | 161 609 | 181 621 | 249 420 |
Культура России | 2006–2010 | 12 270 | 12 394 | 14 694 |
Жилище | 2002–2010 | 28 558 | 46 617 | 49 670 |
Дети России | 2007–2010 | 2 036 | 3 000 | 3 205 |
Программа развития образования | 2006–2010 | 8 039 | 11 077 | 11 533 |
Космическая программа России | 2006–2015 | 23 000 | 24 400 | 28 614 |
Развитие гражданской авиационной техники | 2002–2010 | 7 453 | 11 411 | 12 537 |
Электронная Россия | 2002–2010 | 1 806 | 2 800 | 3 985 |