Облигации
могут быть свободно обращающимися
и с ограниченным кругом обращения,
казначейские обязательства подлежат
реализации только среди населения.
Достоинства
этого способа:
- он не ведет
к инфляции, так как денежная масса не
изменяется (часть сбережений домохозяйств
в виде платы за купленные государственные
облигации перемещается к правительству,
т.е. деньги лишь переходят от одного экономического
агента к другому), поэтому в краткосрочном
периоде это не инфляционный способ финансирования;
- это достаточно
оперативный способ, поскольку выпуск
и размещение (продажу) государственных
ценных бумаг можно обеспечить быстро.
Население в развитых странах с удовольствием
покупает государственные ценные бумаги,
поскольку они высоколиквидные (их легко
и быстро можно продать — это "почти
деньги"), высоконадежны (гарантированы
государством, которое пользуется доверием),
практически нерискованные и достаточно
доходны (по ним платится процент).
Недостатки
этого способа:
- по долгам
надо платить. Очевидно, что население
не будет покупать государственные облигации,
если они не будут приносить дохода, т.е.
если по ним не будет выплачиваться процент.
Выплата процентов по государственным
облигациям называется обслуживанием
государственного долга. Чем больше государственный
долг (чем больше выпущено государственных
облигаций), тем большие суммы должны идти
на обслуживание долга. А выплата процентов
по государственным облигациям является
частью расходов государственного бюджета,
и чем они больше, тем больше дефицит бюджета.
Получается порочный круг: государство
выпускает облигации для финансирования
дефицита своего бюджета, выплата процентов
по которым провоцирует еще больший дефицит.
Более того, два американских экономиста,
лауреат Нобелевской премии Томас Сарджент
и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование
дефицита государственного бюджета может
привести к еще более высокой инфляции,
чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической
литературе название теоремы Сарджента
- Уоллеса. Дело в том, что государство,
финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего
займа (выпуска государственных облигаций),
как правило, строит финансовую пирамиду,
расплачиваясь с прошлыми долгами займом
в настоящем, который нужно будет возвращать
в будущем, причем возврат долга включает
как саму сумму долга, так и проценты по
долгу. Государство таким образом рефинансирует
долг. Если государство будет использовать
только этот метод финансирования дефицита
государственного бюджета, то может наступить
момент, когда дефицит окажется столь
велик (т.е. будет выпущено такое количество
государственных облигаций, и расходы
по обслуживанию государственного долга
будут столь значительны), что его финансирование
долговым способом станет невозможным,
и придется использовать эмиссионное
финансирование. Но при этом величина
эмиссии будет гораздо больше, чем если
проводить ее в разумных размерах (небольшими
порциями) каждый год. Это может привести
к всплеску инфляции в будущем. С этим
связан второй недостаток финансирования
дефицита государственного бюджета за
счет внутреннего займа:
- данный способ
является неинфляционным только в краткосрочном
периоде, а в долгосрочном периоде он может
обусловить достаточно высокую инфляцию.
Парадоксально, но чтобы избежать высокой
инфляции, разумнее не отказываться от
эмиссионного способа финансирования,
а использовать его в сочетании с долговым;
- существенным
недостатком долгового способа финансирования
является эффект вытеснения частных инвестиций.
Экономический смысл эффекта вытеснения
заключается в следующем: увеличение количества
государственных облигаций на рынке ценных
бумаг приводит к тому, что часть сбережений
домохозяйств расходуется на покупку
государственных ценных бумаг, а не на
покупку ценных бумаг частных фирм, что
могло бы обеспечить расширение производства
и способствовать экономическому росту.
Это сокращает инвестиционные ресурсы
и поэтому инвестиционные расходы частных
фирм. Кроме того, борьба за кредитные
средства ведет к росту их цены — ставки
процента, т.е. к удорожанию кредитов, в
результате инвестиционные расходы фирм
уменьшаются. [8]
2.1.3.
Финансирование дефицита государственного
бюджета за счет внешнего займа.
Специфическим
методом финансирования является внешний
займ, который основан на получении
необходимых средств у правительств
развитых стран или международных финансовых
организаций (Международного валютного
фонда — МВФ, Мирового банка, Лондонского
клуба, Парижского клуба и др.). Как
правило, займ происходит путем продажи
частных и государственных ценных бумаг,
т.е. финансовых активов, хотя некоторые
развивающиеся страны и страны с переходной
экономикой иногда используют прямые
займы.
Достоинство
этого метода состоит в возможности
получения крупных сумм в условиях,
если внутренний займ по каким-то причинам
невозможен или нецелесообразен, а
финансирование дефицита государственного
бюджета эмиссионным способом создает
угрозу высокой инфляции.
Недостатки
этого способа:
- необходимость
возвращения долга и обслуживания долга
(выплаты как самой суммы долга, так и процентов
по долгу);
- невозможность
построения финансовой пирамиды для выплаты
внешнего долга;
- необходимость
отвлечения средств из экономики страны
для выплаты внешнего долга и его обслуживания,
что ведет к сокращению внутреннего объема
производства и спаду в экономике;
- при дефиците
платежного баланса возможность истощения
золотовалютных резервов страны.
Итак,
все три способа финансирования
дефицита государственного бюджета
имеют свои достоинства и недостатки.
А в результате использования второго
и третьего способов финансирования дефицита
государственного бюджета образуется
государственный долг.
Кроме
того, мировая практика регулирования
бюджетного дефицита в качестве одного
из методов решения данной проблемы
предлагает увеличение доходной или
снижение расходной частей бюджета.
[5] [8]
2.2
Источники финансирования
дефицита федерального
бюджета
1.
В состав источников внутреннего
финансирования дефицита федерального
бюджета включаются:
- разница между
средствами, поступившими от размещения
государственных ценных бумаг Российской
Федерации, номинальная стоимость которых
указана в валюте Российской Федерации,
и средствами, направленными на их погашение;
- разница между
полученными и погашенными Российской
Федерацией в валюте Российской Федерации
бюджетными кредитами, предоставленными
федеральному бюджету другими бюджетами
бюджетной системы Российской Федерации;
- разница между
полученными и погашенными Российской
Федерацией в валюте Российской Федерации
кредитами кредитных организаций;
- разница между
полученными и погашенными Российской
Федерацией в валюте Российской Федерации
кредитами международных финансовых организаций;
- изменение
остатков средств на счетах по учету средств
федерального бюджета в течение соответствующего
финансового года;
- иные источники
внутреннего финансирования дефицита
федерального бюджета.
В
состав иных источников внутреннего
финансирования дефицита федерального
бюджета включаются:
- поступления
от продажи акций и иных форм участия в
капитале, находящихся в собственности
Российской Федерации;
- поступления
от реализации государственных запасов
драгоценных металлов и драгоценных камней,
уменьшенные на размер выплат на их приобретение;
- курсовая
разница по средствам федерального бюджета;
- объем средств,
направляемых на исполнение государственных
гарантий Российской Федерации в валюте
Российской Федерации, в случае, если исполнение
гарантом государственных гарантий Российской
Федерации ведет к возникновению права
регрессного требования гаранта к принципалу
либо обусловлено уступкой гаранту прав
требования бенефициара к принципалу;
- разница между
средствами, полученными от возврата предоставленных
из федерального бюджета юридическим
лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных
из федерального бюджета юридическим
лицам бюджетных кредитов в валюте Российской
Федерации;
- разница между
средствами, полученными от возврата предоставленных
из федерального бюджета другим бюджетам
бюджетной системы Российской Федерации
бюджетных кредитов, и суммой предоставленных
из федерального бюджета другим бюджетам
бюджетной системы Российской Федерации
бюджетных кредитов в валюте Российской
Федерации;
- разница между
суммой средств, полученных от возврата
бюджетных кредитов за счет средств целевых
иностранных кредитов (заимствований),
предоставленных внутри страны, и суммой
предоставленных внутри страны бюджетных
кредитов за счет средств целевых иностранных
кредитов (заимствований);
- разница между
суммой средств, полученных от возврата
предоставленных внутри страны прочих
бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных
внутри страны прочих бюджетных кредитов;
- прочие источники
внутреннего финансирования дефицита
федерального бюджета.
2.
В состав источников внешнего
финансирования дефицита федерального
бюджета включаются:
- разница между
средствами, поступившими от размещения
государственных займов, которые осуществляются
путем выпуска государственных ценных
бумаг от имени Российской Федерации и
номинальная стоимость которых указана
в иностранной валюте, и средствами, направленными
на их погашение;
- разница между
полученными и погашенными Российской
Федерацией в иностранной валюте кредитами
иностранных государств, включая целевые
иностранные кредиты (заимствования),
с учетом средств, перечисленных из федерального
бюджета российским поставщикам товаров
и (или) услуг на экспорт в счет погашения
государственного внешнего долга Российской
Федерации, международных финансовых
организаций, иных субъектов международного
права и иностранных юридических лиц;
- разница между
полученными и погашенными Российской
Федерацией в иностранной валюте кредитами
кредитных организаций.
В
состав иных источников внешнего финансирования
дефицита федерального бюджета включаются:
- объем средств,
направляемых на исполнение государственных
гарантий Российской Федерации в иностранной
валюте, в случае, если исполнение гарантом
государственных гарантий Российской
Федерации ведет к возникновению права
регрессного требования гаранта к принципалу
либо обусловлено уступкой гаранту прав
требования бенефициара к принципалу;
- разница между
средствами, поступившими в федеральный
бюджет в погашение основного долга иностранных
государств и (или) иностранных юридических
лиц перед Российской Федерацией, и средствами,
направленными на предоставление государственных
финансовых и государственных экспортных
кредитов;
- прочие источники
внешнего финансирования дефицита федерального
бюджета.
3.
Утвержденный федеральным законом
о федеральном бюджете на очередной финансовый
год и плановый период общий объем источников
финансирования дефицита федерального
бюджета, не связанных с использованием
средств Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния, не может превышать 1 процент
прогнозируемого валового внутреннего
продукта, указанного в федеральном законе
о федеральном бюджете на очередной финансовый
год и плановый период.
Указанное
ограничение может быть превышено
на сумму бюджетных ассигнований
Инвестиционного фонда Российской
Федерации, не использованных в отчетном
финансовом году.
4.
Остатки средств федерального
бюджета на начало текущего
финансового года:
- в объеме
поступлений нефтегазовых доходов федерального
бюджета в декабре отчетного года используются
в соответствии со статьей 96.12 настоящего
Кодекса;
- в объеме
неполного использования бюджетных ассигнований
Инвестиционного фонда Российской Федерации
отчетного финансового года направляются
на реализацию в текущем финансовом году
проектов за счет средств Инвестиционного
фонда Российской Федерации;
- в объеме
не более одной двенадцатой общего объема
расходов федерального бюджета текущего
финансового года направляются на покрытие
временных кассовых разрывов, возникающих
в ходе исполнения федерального бюджета
в текущем финансовом году.
Иные
остатки средств федерального бюджета
на начало текущего финансового года
могут быть использованы на:
- осуществление
выплат, сокращающих долговые обязательства;
- сокращение
заимствований.
2.3
Источники финансирования
дефицита бюджета
субъекта Российской
Федерации
1.
В состав источников внутреннего
финансирования дефицита бюджета
субъекта Российской Федерации
включаются:
разница
между средствами, поступившими от
размещения государственных ценных
бумаг субъекта Российской Федерации,
номинальная стоимость которых указана
в валюте Российской Федерации, и средствами,
направленными на их погашение;
разница
между полученными и погашенными
субъектом Российской Федерации
в валюте Российской Федерации кредитами
кредитных организаций;
разница
между полученными и погашенными субъектом
Российской Федерации в валюте Российской
Федерации бюджетными кредитами, предоставленными
бюджету субъекта Российской Федерации
другими бюджетами бюджетной системы
Российской Федерации;
разница
между полученными и погашенными субъектом
Российской Федерации в иностранной валюте
бюджетными кредитами, предоставленными
Российской Федерацией в рамках использования
целевых иностранных кредитов (заимствований);
разница
между полученными и погашенными
субъектом Российской Федерации в валюте
Российской Федерации кредитами международных
финансовых организаций;
изменение
остатков средств на счетах по учету
средств бюджета субъекта Российской
Федерации в течение соответствующего
финансового года;
иные
источники внутреннего финансирования
дефицита бюджета субъекта Российской
Федерации.
В
состав иных источников внутреннего
финансирования дефицита бюджета субъекта
Российской Федерации включаются:
поступления
от продажи акций и иных форм участия
в капитале, находящихся в собственности
субъекта Российской Федерации;
курсовая
разница по средствам бюджета
субъекта Российской Федерации;
объем
средств, направляемых на исполнение государственных
гарантий субъекта Российской Федерации
в валюте Российской Федерации, в
случае, если исполнение гарантом государственных
гарантий субъекта Российской Федерации
ведет к возникновению права регрессного
требования гаранта к принципалу либо
обусловлено уступкой гаранту прав требования
бенефициара к принципалу;