Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:13, курсовая работа
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении показана актуальность, определены цель и задачи.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты антимонопольного регулирования: в первом подпункте показана негативная сторона монополии, во втором подпункте изучены методы антимонопольного регулирования.
Во второй главе представлен сравнительный анализ Российской и зару-бежной антимонопольной политики: в первом подпункте проанализирована законодательная часть, во втором подпункте представлены примеры применения антитрестовского регулирования.
В заключении сделаны выводы по курсовой работе.
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНТИМОНОПОЛЬНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
В целях предотвращения антиконкурентных действий со стороны местных органов власти, в согласованном ФАС России проекте федерального закона «Об общих принципах транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации», принятом в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, содержится ряд антимонопольных требований: один перевозчик (группа лиц) не может занимать долю на городском рынке или межмуниципальном (межсубъектном) маршруте боле 35%, если есть другие желающие перевозить пассажиров; один лот на конкурсе не может превышать 35% общего объема; один лот не может содержать два маршрута совпадающих более, чем на 50%.
4. Машиностроительный комплекс - Среди прочих сфер деятельности машиностроительный комплекс отличается невысоким общим количеством нарушений антимонопольного законодательства с некоторым приростом количества выявленных нарушений в 2010 г.
Трудности с выходом на рынок машиностроительной продукции для хозяйственных обществ в Российской Федерации связаны либо с ограниченным количеством потребителей (ОАО «РЖД», ОАО «Аэрофлот» ОАО «Газпром», РАО «ЕС», ОАО «Роснефть», ОАО «Лукойл», и др.), либо с административными барьерами и отсутствием доступных долгосрочных кредитных ресурсов. Одним из существенных ограничений, например, в транспортном машиностроении, является единственный потребитель - ОАО «РЖД», занимающий монопольное положение на рынке эксплуатации железной дороги колеи 1520 мм на территории Российской Федерации. Ряд ограничений по поставке машиностроительного оборудования для бурения на нефть и газ связаны с многолетними условиями договоров поставки и эксплуатации между определенными производителем и потребителем указанного оборудования.
5. Рынок цемента - в Российской Федерации состоит из трех обособленных географических рынков цемента. Первый – в географических границах Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Уральского, Южного федеральных округов, второй – в географических границах Сибирского федерального округа, третий – южная часть Дальневосточного федерального округа, а также ряд обособленных рынков: остров Сахалин, Камчатка и т.п.
На указанных товарных рынках действуют 3 доминирующих группы хозяйствующих субъектов. В Европейской части России и на Урале - ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» (доля на рынке цемента в пределах пяти федеральных округов составляет 55%; в настоящее время владеет 16 цементными заводами в России и странах СНГ), в Сибирском федеральном округе – ОАО «Холдинговая компания «Сибирский цемент» (доля на рынке цемента в Сибирском федеральном округе составляет 80%), в Дальневосточном федеральном округе – входящие в одну группу лиц ОАО «Спасскцемент» и ОАО «Теплоозёрский цементный завод» (доля указанных предприятий на рынке цемента в Дальневосточном федеральном округе составляет около 90%).
Однако
такое распределение
По инициативе ФАС России постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2010 № 913 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин на цемент и изделия из цемента» отменена пятипроцентная ввозная таможенная пошлина на цемент. По мнению крупнейших потребителей цемента, отмена таможенных пошлин позволит приобретать большее количество цемента за пределами Российской Федерации, в частности в Китае и Турции. Мировая практика показывает, что отмена таможенной пошлины на ввоз носит не только сугубо экономический, но еще и стимулирующий эффект, связанный с мнением потребителей, ввозящих товар из-за границы, об устранении административных барьеров и сокращением административных процедур. Предлагается также увеличить размер вывозной пошлины на цемент и цементное сырье.
Ситуация на рынке цемента в 2010 г. характеризовалась опережающим ростом потребления цемента, вследствие чего оптовые и розничные цены на цемент в периоды сезонного спроса значительно выросли. Вместе с тем, за последние три месяца 2010 года, по данным Некоммерческого партнерства «Московская фондовая биржа» (далее - МФБ), средневзвешенная цена одной тонны цемента, сформировавшаяся на биржевых торгах снизилась на 15,87% и в настоящее время не превышает 4000 рублей за одну тонну без учета НДС и транспортных расходов.
6. Химическая промышленность - ФАС России в соответствии со своими полномочиями проводит постоянный мониторинг наиболее социально значимых рынков химической промышленности, в первую очередь рынков минеральных удобрений, поскольку в том числе от них зависит продовольственная безопасность страны.
С
целью достижения наиболее рыночного
и прозрачного механизма
7. Финансовые услуги - За последние 4 года на рынках финансовых услуг отмечается рост числа выявленных нарушений антимонопольного законодательства. По признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг антимонопольными органами в 2010 году было возбуждено 703 дела, в том числе: недобросовестной конкуренции (14 ст.)- 60 дел; акты и действия органов исполнительной власти, ограничивающие конкуренцию (15 и 16 ст.) – 30 ( в 2008 году - 66); нарушение порядка конкурсного отбора финансовых организаций (в том числе органами власти - 17 и 18 ст.) – 453 (в 2008 году - 700). Кроме того, антимонопольными органами на рынке финансовых услуг в 2010 г. было возбуждено 498 дел об административных правонарушениях (ст. 19,5, 19.7, 19.8 КоАП).
Обзор слияний и поглощений на рынке финансовых услуг, позволяет выделить следующие тенденции:
Как результат эффективности мер антимонопольного регулирования можно отметить фактор хозяйственного развития экономически депрессивных регионов: пример Северного Кавказа
Проведенный ФАС России в 2008 году анализ причин отставания экономического развития ряда расположенных на юге России субъектов РФ показал, что в качестве важнейшего фактора такого отставания выступает недостаточное развитие конкурентных отношений и необходимой для них институциональной инфраструктуры.
Географические
границы ряда товарных рынков оказались
искусственно заужены в результате
регуляторных препятствий на пути межрегионального
товарооборота, создаваемых некоторыми
региональными администрациями, а
также ограничения круга
Оборот гомогенных товаров, прежде всего зерна и другой сельскохозяйственной продукции, на долю которой приходится около половины валового регионального продукта южных субъектов РФ, сдерживался в результате деятельности занимающих позиции доминирующих на рынке покупателей и продавцов посреднических компаний, обусловленным, в свою очередь, отсутствием организованных форм торговли этими товарами, в частности фьючерсной торговли, возможности непосредственного заключения сделки между конечным продавцом и конечным покупателем продукции.
Решение этих проблем, очевидно, лежало в русле конкурентной политики, которая применительно к югу России включала ряд как незамедлительных, так и более долгосрочных мер.
К числу первых относился ряд мер, связанных с непосредственным вмешательством ФАС и его территориальных управлений на юге России (при координирующей роли Ростовского УФАС) и направленных на пресечение злоупотреблений доминирующим положением ряда компаний в энергетическом секторе, на транспорте и транспортных развязках, торговле сельскохозяйственной продукцией.
Второй тип мер требовал государственных инвестиций в формирование инфраструктуры конкурентных отношений. К их числу, прежде всего, относится развитие автодорожной сети, связывающей регионы юга между собой, а также с центральной частью России. Ключевую роль в данном случае сыграла реконструкция магистрали М4 Москва - Воронеж -Ростов-на-Дону - далее разветвляющуюся, с одной стороны на Краснодарский Край, а с другой - на Ставропольский и переходящей в трассу Ростов-Баку. Она не только способствовала расширению географических границ ряда рынков (а, следовательно, уровня конкуренции на них), но и послужила сдерживающим фактором роста железнодорожных и авиационных тарифов по линии межмодальной конкуренции.
Одновременно на базе использования сети «Интернет» стала развиваться сеть электронных торговых площадок сельскохозяйственной продукцией, в нарастающей мере охватывающая наиболее конкурентный сегмент сельскохозяйственного производства - фермерские хозяйства. Их вовлечение в межрегиональный оборот рассматривается в качестве важнейшей предпосылки их капитализации и возможности обеспечения не только их краткосрочной финансовой устойчивости, но и инвестиционного потенциала, способности вкладывать средства в развитие производств с добавленной стоимостью на базе производимой в настоящее время продукции, а также в создание инфраструктуры ее хранения и переработки. Доминирование торгово-закупочных фирм, контролирующие доступ к «критическим» активам этой инфраструктуры, прежде всего - элеваторному хозяйству, также служит одним из важнейших факторов сдерживания капитализации фермерских хозяйств и, как следствие, хозяйственного роста в аграрном секторе.
Опыт России в применении конкурентной политики как инструмента экономического развития на юге страны может представлять определенный практический интерес для широкого спектра стран, столкнувшихся с проблемой экономически депрессивных территорий. Причем речь может идти как о группе регионов в одной стране, так и группе относительно небольших стран в развивающихся регионах мира. Помимо названных выше технических аспектов этого опыта важен также и институциональный аспект - наличие надрегионального координирующего центра, способного объединить усилия регионов на основе общности их интересов. На юге России эту роль сыграло Представительство Президента при содействии антимонопольного ведомства, оказавшего как чисто практическую, так и консультативную поддержку.
В
последнее время
Согласно исследования ВЦИОМ в 2010 году (среди респондентов предприниматели и просто граждане), ФАС – полезное ведомство для экономики России. Среди россиян пользу в деятельности ФАС видят 68% опрошенных против 11% видящих в работе ФАС скорее больше вреда. Среди предпринимателей баланс оценок 37% «+» и 6% «–». Кроме того, почти четверть предпринимателей (24%) склонны видеть прогресс в деятельности ведомства, пусть пока и небольшой (против 3% отмечающих ухудшение ее работы). Граждане еще чаще склонны замечать повышение качества работы службы (38% «+» против 24% «–»).
Весьма показательным фактом являются оценки предпринимателями основного источника угрозы для состояния конкурентной среды. При том, что относительное большинство (43%) респондентов считают, что основная угроза исходит от нечестной борьбы между самими субъектами хозяйственной деятельности (предприятиями и организациями), тем не менее, весьма велика и доля тех, кто полагает, что главную опасность здесь представляет деятельность органов власти (так думают 36% предпринимателей).
Население в значительной степени солидарно с предпринимателями – среди опрошенных граждан оказалось много как тех, кто видит главную опасность для здоровой конкуренции со стороны предпринимателей (32%), так и тех, кто обвиняет в большей степени власть (37%).