Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:13, курсовая работа
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении показана актуальность, определены цель и задачи.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты антимонопольного регулирования: в первом подпункте показана негативная сторона монополии, во втором подпункте изучены методы антимонопольного регулирования.
Во второй главе представлен сравнительный анализ Российской и зару-бежной антимонопольной политики: в первом подпункте проанализирована законодательная часть, во втором подпункте представлены примеры применения антитрестовского регулирования.
В заключении сделаны выводы по курсовой работе.
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНТИМОНОПОЛЬНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
В
целом же видна более критичная
позиция в адрес
Рис. 1 Угроза для здоровой конкуренции
Рис. 2 Отношение к закону
В целом же можно констатировать, что российский бизнес постепенно расстается с образом «дикого капитализма» и медленно дрейфует в сторону цивилизованного предпринимательства. Тем не менее, сохраняется (хотя и в явном меньшинстве) сегмент предпринимательства, которое предпочитает руководствоваться негласными нормами, «понятиями» бизнес-среды, полагая, что «справедливость» важнее закона.
Немало
(49%) оказалось и тех, кто знает
о случаях нечестной
Таким образом, можно констатировать широкое распространение нечестных конкурентных практик в российской бизнес-среде.
Рис. 3 Недобросовестная конкуренция
Обращает на себя внимание значительное число респондентов-предпринимателей, которые в своей бизнес-практике сталкивались со случаями, когда нечестная конкурентная борьба отдельных компаний получала поддержку со стороны власти, местных администраций. Так, почти треть (30%) бизнесменов заявили, что много раз были свидетелями использования представителями администраций своего служебного положения для создания особо благоприятных конкурентных условий отдельным фирмам. Еще 29% сталкивались с подобными ситуациями 1-2 раза.
Более 60% респондентов-предпринимателей не в состоянии оценить уровень коррупции и бюрократии в ФАС. Однако те, кто могут это сделать, склонны скептически подходить к работе ведомства – 28-29% респондентов говорят о скорее высокой распространенности этих недостатков, и менее 10% смотрят на ситуацию позитивно.
Рис. 5 Уровень коррупции и бюрократии
Подавляющее большинство опрошенных представителей бизнес-сообщества сами лично не сталкивались со случаями взяточничества со стороны ФАС – лишь 2% опрошенных были вынуждены давать подношения чиновникам ведомства. 21% судят об этом по косвенным признакам, главным образом, рассказам коллег.
Рис.6 Дача взяток
Тот факт, который зафиксирован в исследовании – трудности предпринимателей в оценках деятельности ФАС, небольшой личный опыт взаимодействия со службой, низкие оценки влиятельности службы – связаны с тем, что движение российского предпринимательства в направлении цивилизованного состояния идет недостаточно быстрыми темпами. Одной из главных проблем на этом пути является дефицит информированности предпринимателей об антимонопольной деятельности государства.
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия. Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. На Западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем их разделения на части. Эти монополисты формировались путем объединения и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически (на практике это делается редко, да в этом и нет нужды, т.к. стопроцентные монополисты почти не встречаются), могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.
Другой путь демонополизации — иностранная конкуренция — явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка. Но проблема в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того, чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности. Очевидно, что использование столь сильнодействующего метода должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.
Еще один путь — создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, — предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия — это всегда рост производства и новые рабочие места. Проблема в том, что в сегодняшних условиях он трудноосуществим. Из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов.
Особую проблему представляют собой естественные монополии. То и дело в российской прессе появляются сообщения о веерных отключениях электроэнергии, неплатежах, конфликтах между монополистами и потребителями. Пожалуй, нет другой такой страны, где естественные монополии играли бы столь же важную роль, как в России, потому что нет страны, сопоставимой с Россией по площади территорий и численности населения, проживающего в сложных климатических условиях. Высокая эффективность естественных монополий делает невозможным их дробление. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства.
С начала 90-х годов прошлого века эти проблемы остро встали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической — она все больше становится политической и общественной. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Решающую
роль в создании на рынке благоприятной
конкурентной среды играют антимонопольное
законодательство и деятельность антимонопольных
органов, правильное поведение которых
способствует стабилизации всей экономики
в целом. Разработчикам российского антимонопольного
законодательства предстоит ещё большая
работа, при которой было бы целесообразно
учитывать опыт зарубежных стран, не забывая
при этом специфики российского рынка.
Приложение 1
Виды соглашений, в соответствии с Законом «О конкуренции…»