Автор работы: d************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 16:45, реферат
Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее роль неизмеримо возрастает. Необоснованное использование ценового механизма или отказ от управления ценами в надежде на его стихийное действие оборачивались большими или меньшими негативными последствиями в развитии общественного производства во многих странах на тех или иных этапах их развития. Но ни в одной стране мира в современных условиях ошибки в ценообразовании, прежде всего в ценовой политике, не оказывали столь разрушительного воздействия на экономику, как в России.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. РОЛЬ ЦЕНЫ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ 3
2. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ АПК 7
3. СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В АПК 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
ЛИТЕРАТУРА 16
Стремление
к саморегулированию
Опыт США и других высокоразвитых стран свидетельствует о том, что наибольший экономический эффект достигается при дополнении рыночного ценового саморегулирования государственным регулированием уровня цен и доходов сельских товаропроизводителей. В основу государственного воздействия на аграрный сектор положен принцип паритета цен на фермерскую продукцию и на товары, покупаемые фермерами.
В
высокоразвитых странах основным регулятором
сельскохозяйственного
Существенное влияние на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и снижение цен на продовольствие оказывают в ряде стран субсидии на мелиорацию, хозяйственное строительство, приобретение средств производства и улучшение жизни фермерам. Этому способствуют и различные дотации, льготное кредитование, безвозвратные целевые ссуды сельскохозяйственным производителям, а также государственное финансирование развития сельской производственной и социальной инфраструктуры.
В АПК России действует режим свободного ценообразования, а государственные закупочные, рекомендуемые или гарантированные цены воспринимаются как необязательные. Поэтому многие заготовительные организации закупают продукцию по более низким ценам. В результате ограниченной платежеспособности населения, монополизма сопредельных отраслей и массированного импорта продовольствия сельскохозяйственные товаропроизводители не могут повышать цены на свою продукцию по мере роста издержек. Сельскохозяйственное производство, менее конкурентоспособное в силу более низкого уровня обобществления, выступает донором монополизированных смежных отраслей. Этому способствуют отсутствие регулирования ценообразования и слабая защита и поддержка сельского хозяйства страны со стороны государства.
Сельское хозяйство России характеризуется в настоящее время низким уровнем интенсивности и эффективности производства. По сравнению с высокоразвитыми странами здесь в 2-2,5 раза ниже урожайность растений, в 2,5-3,5 раза меньше уровень продуктивности животных. Такая результативность производства вызывает в 2-3 раза больший расход кормов, в 5 раз больший расход энергии, в 4 раза -металла и в 12 раз большие затраты труда на единицу продукции. Все это, даже при низком уровне оплаты труда, делает большинство видов продукции сельского хозяйства неконкурентоспособным. Несмотря на это, правительство России применяет недостаточную таможенную защиту (таможенные пошлины составляют около 14Х от рыночных цен товаров против 25-75Х в других странах) и в 15-30 раз более низкую финансовую поддержку данной отрасли. Ценовая политика государства внутри страны и на мировом рынке по существу направлена против отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, что предопределяет разрушение этой жизненно важной отрасли.
До 1992 г. в России в основу цен закладывались общественно необходимые затраты на производство продукции плюс прибыль нормально работающего предприятия. Это позволяло поддерживать относительную сбалансированность цен между сферами АПК и отраслями сельскохозяйственного производства.
Преувеличенная оценка эффективности действия стихийного рыночного механизма регулирования экономики подтолкнула правительство Российской Федерации в начале 1992 г. к освобождению цен на сельскохозяйственную продукцию и сокращению дотаций для данной отрасли народного хозяйства и надбавок к закупочным ценам. В результате только за 1992 г. цены на реализуемую селом продукцию выросли в 8,63 раза, а на приобретаемые промышленные товары и услуги - в 16,23 раза. Установившийся диспаритет цен в 2,27 раза в пользу 1 сферы к 1995 г. вырос до 3,68 раза, а к 1996 г. составил 3,03 раза.
Диспаритет
цен резко снизил покупательную
способность
В последние годы нарастал ценовой диспаритет и между II и III сферами АПК. Темпы роста цен реализации сельскохозяйственной продукции с 1990 по 1996 г. уступали темпам роста их себестоимости на растениеводческую продукцию на 43, ОХ, а на продукцию животноводства -на 147,4Х. Это привело к снижению уровня рентабельности растениеводства с 66,9Х в 1990 г. до 18,5Х в 1996 г., а в животноводстве- с 15,5 до -51,7Х. Эта тенденция продолжает сохраняться.
В настоящее время перед АПК стоит сложная задача: разработать и запустить механизм ценообразования, способствующий динамичному развитию сельского хозяйства. Он должен предусматривать больший, чем сейчас, государственный контроль за ценами в АПК: ограничение законодательным путем цен на товары естественных монополий, введение прогрессивно-возрастающих налогов на сверхприбыль монополистов, строгое соблюдение минимально допустимых цен на сельскохозяйственную продукцию.
В рыночных условиях многообразие факторов, влияющих на цену, вызывает необходимость у предприятий разработки стратегии ценообразования. Наличие обоснованной стратегии позволяет предприятию четко ориентироваться в рыночных условиях, предвидеть перспективы и направления динамики рыночных цен, выделять приоритетные задачи, требующие решения в настоящем и будущем.
Разработка
ценовой стратегии требует
Разработка ценовой стратегии не является одноразовым действием, и она не ограничивается только постановкой цели и определением текущего уровня цен. К ней приходится возвращаться всякий раз при существенных изменениях самого процесса производства, скажем, при переходе к новому уровню интенсификации производства, при переходе к производству нового продукта, при изменении конкурентной среды, при изменении государственного законодательства [7.c.194].
В процессе разработки ценовой стратегии, на наш взгляд, особую значимость приобретает требование обеспечения своевременного обновления производства и создание условий для интенсивного экономического роста. Это требование особенно актуально для современных условий экономического развития России.
Важнейшими элементами методологии ценообразования являются ее принципы. Рассмотрев основные подходы к их формулировке, мы пришли к выводу, что к основным принципам ценообразования необходимо прежде всего отнести три общепризнанных принципа: научности, целевой направленности, непрерывности. Кроме того, предлагаем дополнить их сформулированными нами принципами пропорциональности и адекватности. Первый требует соблюдения определенных количественных соотношений в ценах на различные виды товаров. Нарушение принципа пропорциональности ведет к разновыгодности различных отраслей и разрушению производства отдельных видов товаров и целых отраслей. Принцип адекватности предполагает отражение в уровне цен себестоимости, капиталоемкости, полезности, соотношения спроса и предложения на товар, ценовой психологии и других факторов в соответствии с их реальным влиянием на цену. Как преувеличенная, так и заниженная оценка того или другого фактора будет приводить к установлению необоснованной цены на тот или иной товар.
Цены
и процесс ценообразования
Считаем неверным определять интенсификацию как форму расширенного воспроизводства, поскольку она не в меньшей мере присуща и простому и суживающемуся воспроизводству. Расширенное воспроизводство, в свою очередь, может осуществляться как интенсивным, так и экстенсивным путем.
Предлагаем тип воспроизводства определять на основе учета как его количественного аспекта (простое, расширенное, суживающееся), так и качественного аспекта (интенсивное, экстенсивное, субэкстенсивное). На основе различных вариантов сочетания этих характеристик нами выделено 9 типов воспроизводства: расширенное интенсивное, простое интенсивное, суживающееся интенсивное, расширенное экстенсивное, простое экстенсивное, суживающееся экстенсивное, расширенное субэкстенсивное, простое субэкстенсивное, суживающееся субэкстенсивное. Анализ показывает, что наиболее прогрессивный из них - первый, наиболее регрессивный и разрушительный тип воспроизводства - последний.
Сущность интенсификации необходимо искать не "на входе" производственной системы, а непосредственно в изменении характера ее функционирования. Исходя из этого, предлагаем уточнить формулировку данного понятия. Интенсификация производства - это повышение напряженности (энергичности) функционирования производственной системы на основе более полного использования ее потенциала или прогрессивной структурной и функциональной реорганизации и развития системы. Углубленное изучение сложных и противоречивых процессов ценообразования и интенсификации и сложившегося на тот или иной период уровня цен и интенсивности производства выявляет их внутреннюю связь, взаимозависимость и тесную взаимообусловленность. Интенсификация на 92-98 процентов осуществляется за счет дополнительных затрат. Возможности инвестиции в производство в первую очередь зависят от размеров прибыли, получаемой предприятием. При неизменной себестоимости единицы продукции, объема ее производства и реализации размер прибыли полностью определяется изменением уровня цен на продукцию предприятия. Рост цен на реализуемую продукцию будет увеличивать размер прибыли и возможности вложений средств в интенсификацию производства. И наоборот, снижение цен реализации ограничивает возможности предприятия в интенсификации производства [5.c.59].
При
неизменных ценах на ту или иную
продукцию предприятия размер его
прибыли будет зависеть от уровня
себестоимости единицы
В настоящее время перед АПК стоит сложная задача: разработать и запустить механизм ценообразования, способствующий динамичному развитию сельского хозяйства. Он должен предусматривать больший, чем сейчас, государственный контроль за ценами в АПК: ограничение законодательным путем цен на товары естественных монополий, введение прогрессивно-возрастающих налогов на сверхприбыль монополистов, строгое соблюдение минимально допустимых цен на сельскохозяйственную продукцию. Он должен включать также снижение торговых накидок при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов питания с 25-30 до 8-12Х, передачу контрольных пакетов акций предприятий 111 сферы и местных предприятий 1 сферы АПК производителям сельскохозяйственной продукции. Это в значительной степени устранит антагонизм интересов и заставит предприятия всех трех сфер АПК работать на единую цель и конечную продукцию.
При разработке нового механизма ценообразования стоит также задача преодолеть сложившиеся негативные взаимовлияния процессов ценообразования и интенсификации сельского хозяйства. Гармонизация ценообразования и интенсификации производства должна устанавливаться путем построения механизма ценообразования, обеспечивающего высокие темпы интенсификации сельскохозяйственного производства, которая, в свою очередь, упрощает решение вопросов ценообразования в АПК.
В первые годы необходимы значительные инвестиции в сельское хозяйство для его воссоздания на качественно более высокой основе. Для этого необходима крупная дотационная поддержка, которая для большинства отраслей животноводства колеблется от 44 до 202Х к фактически существующим ценам реализации. От государства потребуется ужесточение таможенной защиты продовольственного рынка России не только на основе таможенных пошлин, но и введения компенсационных сборов на отдельные виды Продуктов от 10 до 60% импортной цены.
Информация о работе Ценообразование и цены на продукцию сельского хозяйства