Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:23, курсовая работа
Для реализации темы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия цены, ценообразования, рыночной цены.
2. Рассмотреть сущность и основные функции цены.
3. Изучить методологию ценообразования, изучить основные виды цен и факторы ценообразования.
5. Проанализировать формирование динамики цен на продукцию отраслей -естественных монополий и топливно - энергетических ресурсов.
6. Проанализировать формирование динамики цен на продовольственном рынке.
7. Выявить проблемы ценообразования в условиях рыночной экономики.
8. Рассмотреть какую ценовую политику должно проводить государство и основные задачи по регулированию цен.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты формирования цены в условиях рыночной экономики…………………………………………………………5
1.1.Понятие, сущность, функции цены в условиях рыночной экономики………………………………………………………………....……….5
1.2. Принципы ценообразования………………………….………..9
1.3. Методология ценообразования…………….………………….10
1.4. Виды цен……………………………………………………….13
1.5. Факторы, влияющие на процесс ценообразования...……......15
ГЛАВА 2. Анализ динамики цен в условиях рыночной экономики Российской Федерации……………………………………………………….19
2.1. Формирование динамики цен на продукцию отраслей - естественных монополий…………………………………………………….19
2.2. Формирование динамики цен
на продовольственном рынке………………………………………………...21
2.3. Формирование динамики цен на другие виды товаров…...…23
2.4 Проблемы ценообразования в условиях рыночной экономики……………………………………………………………………..24
ГЛАВА 3. Государственное регулирование ценообразования в условиях рыночной экономики………………………………………………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….33
Поэтому столь важно определение цены с ориентацией на спрос, с учетом состояния конкуренции на рынке. Хотя и хочется, чтобы рассчитываемая цена покрывала себестоимость и целевую прибыль, но если она была определена с игнорированием изменений и требованиям спроса, отражающего покупательную способность рынка, то данное обстоятельство нередко становится причиной срыва планов финансовой деятельности фирмы. Если дифференциация соответствующих товаров и услуг принимается покупателями, то оказывается возможным контролировать и регулировать цену продажи, определяя ее на уровне, обеспечивающим получение максимально возможной прибыли для фирмы.
5.
Метод определения цены
6.
Метод определения цены
При использовании этого способа фирма ориентируется на продажи одного и того же товара по различным ценам с тем, чтобы на практике проверить, сколько же в реальности удастся продать.
7.Определение
цены с ориентацией на
В подобных условиях при определении цены продажи эффективен метод, учитывающий конкурентное положение фирмы и данного товара или услуги, а также всю конкурентную ситуацию на рынке. В этом случае цену на продаваемые товары и услуги определяют посредством анализа и сравнения возможностей товаров данной фирмы в сравнении с фирмами-конкурентами на конкретном рынке, а также через анализ и сравнение сложившихся на рынке цен. Следовательно, метод определения цены с подобной ориентацией заключается в уточнении цены с учетом изменений конкурентной ситуации и конкурентного положения данной фирмы на рынке.
В современных условиях нужно делать основной упор на обеспечение более активной связи ценовой политики с требованиями и запросами покупателей, их платежеспособностью, критериями оценки ценностей, стилем жизни и т.д., а также другими элементами маркетинга – товарной, дистрибьюционной и стимулирующей политикой. Маркетинговый подход к формированию продажной цены означает, что в качестве базиса определения уровня цены опираются на запросы самих покупателей, их возможности приобрести тот или иной товар.
Существуют
различные методы образования цены.
В рыночной экономике цена строится на
использовании всей совокупности методов
ценообразования. В основном на рынке
используются следующие методы: «издержки
плюс», минимальных затрат ,надбавки к
цене, целевого ценообразования, определения
цены продажи на основе анализа минимальных
пределов убытков и прибылей, на основе
анализа минимального пика убытков и прибылей
и метод с ориентацией на конкуренцию.
1.4
Виды цен
«Ценовая система – это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков».(2.c.30).
В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.
По характеру обслуживаемого оборота.
1.Оптовые цены – цена партии товаров, по которой производственное предприятие или сбытовая организация реализуют свою продукцию.
2.Розничные цены– по которым товары и услуги реализуются населению.
3.Закупочные цены – цены по которым реализуется сельскохозяйственная продукция.
На строительную продукцию – представляет собой либо сметную стоимость объекта(предельный размер затрат на строительство каждого объекта), либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1м жилой площади и т.д.).
1.Тарифы на услуги – система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.
2.Тарифы грузового и пассажирского транспорта –плата за перемещение грузов и пассажиров.
В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке.
1. Свободные цены – цены, которые устанавливают на основе спроса и предложения на данном рынке.
2. Регулируемые цены – цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ и т.д.
По способу установления, фиксации.
1. Твердые цены – цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока исполнения данного договора
2. Подвижная цена – такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем.
3. Скользящая цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции.
По способу получения информации об уровне цен.
1.Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации.
2.Расчетные цены –рассчитываются для каждого конкретного заказа.
В зависимости от вида рынка.
1.Цены товарных аукционов – это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товара (лот).
2.Биржевые котировки – цены специально организованного и постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров.
3.Цены торгов – цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.
С учетом фактора времени.
1. Постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен.
2. Сезонная цена – цена, срок действия которой определен периодом времени.
3. Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающихся цен в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
4. Внутрифирменные цены – это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия.
По условию поставки и продажи
1.Цена-нетто – цена на месте купли- продажи.
2.Цена-брутто – цена с учетом условий купли-продажи.
3.Мировые цены – цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции.
В экономическом анализе, а
также в исследовательских
В этих же целях иногда применяют реальные цены(представляющие цену в денежном выражении относительно общего уровня цен).
В
ходе принятия потребительских решений
покупателя интересуют и относительные
(сравнимые) цены, то есть цена данного
товара по сравнению с ценой некоторого
другого родственного товара или
того же товара в другом регионе. С
этой целью устанавливается
Для стоимостной оценки результатов сделки
и затрат используются различные виды
цен. И отечественный, и мировой опыт показывает,
что используется множество видов цен,
связанных с особенностями приобретаемых
и продаваемых товаров. Несмотря на множество
цен, действующих на рынке, между ними
существует взаимосвязь.
1.5
Факторы, влияющие на
процесс ценообразования
Перед
всеми коммерческими и многими
некоммерческими организациями
в качестве одной из основных встает
проблема определения цены на свои
товары и услуги. В условиях рынка
ценообразование представляет собой
весьма многогранный процесс, подверженный
воздействию множества
Основными из этих факторов являются следующие:
1. Спрос на продукцию. Значительное влияние на цену оказывает спрос. Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене изделий могут приобрести покупатели. Зависимость между ценой и спросом на него описывается кривой спроса, которая показывает обратно пропорциональную зависимость между ценой товара и спросом на него. Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения, наоборот, возрастает. Это объясняется тем, что повышение цены заинтересовывает производителей в увеличении объемов продаж. Цена, при которой спрос и предложение равны, называется равновесной ценой. Эта именно та цена, по которой товар будет продан. В действительности соотношение спроса и предложения постоянно меняется в результате воздействия на них различных факторов.
Для
количественного измерения
Спрос
на различные товары может быть как
эластичным, так и неэластичным.
К товарам неэластичного спроса
относятся, например товары повседневного
спроса, относительно недорогие товары.
Кроме эластичного и
2. Государственное регулирование цен.
В
условиях несовершенного рынка возникающая
равновесная цена не способствует оптимальному
состоянию и стабильности в обществе.
Поэтому государство путем
Государственное
регулирование цен