Частная собственность, анализ тенденций и перспектив ее развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в исследовании экономической сущности частной собственности, анализе тенденций и перспектив ее развития в России. Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
определить понятие частной собственности;
изучить преимущества и недостатки частной собственности;
проанализировать тенденции и перспективы развития частной собственности в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты частной собственности…………………………5
1.1. Сущность частной собственности как экономической категории…………..5
1.2. Юридическая сущность частной собственности………………………………8
1.3. Частная собственность как основа рыночной экономики…………………….10
Глава 2. Частная собственность: ее преимущества, недостатки и перспективы развития в России…………………………………………………………………….13
2.1. Место и роль частной собственности в развитии экономики страны………..13
2.2. Преимущества и недостатки частной собственности…………………………17
2.3. Тенденции и перспективы развития частной собственности…………………23
Заключение……………………………………………………………………………29
Список использованной литературы………………………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

В-третьих, любая форма  собственности по существу решает одни и те же общественные задачи, хотя и разными способами, а именно: организация и повышение эффективности общественного производства с целью получения благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей людей, то есть любая из форм собственности изначально несет общественную нагрузку.

В-четвертых, в любом  обществе развитие форм собственности  происходит в определенных конкретно-исторических условиях, т.е. оно обусловливается  уровнем реального обобществления производства, что приводит к сосуществованию различных форм собственности, их взаимопроникновению, интеграции.

Рассматривая многообразные  формы собственности, характерные  для развитой экономики, прежде всего, остановимся на определении и  обосновании необходимости государственной собственности.

Роль государственной  собственности в экономической  системе прослеживается по нескольким направлениям.

Во-первых, она необходима в тех сферах и отраслях, которые  остаются вне сферы деятельности частного бизнеса, приложения частного капитала. Обычно это те отрасли и производства, в которых сложно или невозможно получить среднюю норму прибыли, где низка отдача от вложений или положительный эффект наступает через продолжительный промежуток времени. Во-вторых, роль государственной собственности особенно отчетливо прослеживается в производстве так называемых общественных товаров. В-третьих, необходимость государственной собственности в экономике может быть продиктована не столько стремлением получить прибыль, сколько необходимостью решения задач по проведению структурной перестройки, санированию отраслей посредством национализации убыточных предприятий. В-четвертых, наличие государственной собственности позволяет обеспечить в стране единое экономическое пространство, функционирование экономики как единого народнохозяйственного комплекса. Например, особенно это касается таких элементов, как единая энергосистема, магистральные железнодорожные линии и т.д. В данном случае существование государственной собственности способствует проведению определенной экономической политики.

Индивидуальная (личная и частная) собственность – это  собственность, в пределах которой  субъект собственности персонифицируется  как физическое лицо, индивидуум, обладающий полным правом распоряжаться принадлежащим  ему объектом собственности. В пределах индивидуальной собственности, в зависимости от природы объекта собственности и характера его использования собственником, можно различать личную и частную собственность. Разграничение личной и частной собственности было характерно, прежде всего, для отечественной науки. В западной экономической теории сложился другой подход, согласно которому под частной собственностью понимается всякая негосударственная собственность, к которой соответственно относят собственность всех субъектов, кроме государства.

С теоретической точки  зрения личную собственность можно  отделить от частной собственности  по двум основаниям.

Во-первых, личная собственность  охватывает объекты индивидуальной собственности, используемые, потребляемые только самим собственником или предоставляемые им другим лицам в бесплатное пользование. Соответственно частная собственность – это объекты индивидуальной собственности, предоставляемые в пользование и потребление за определенную плату другим лицам. Такое определение применимо к объектам в виде имущества и предметов потребления.

Во-вторых, еще один подход к частной собственности заключается  в том, что это объекты индивидуальной собственности, используемые с применением  чужого, наемного труда, тогда как  личная собственность охватывает только объекты, используемые с применением личного труда собственника. Такое определение распространяется, естественно, в основном на средства производства.

В экономической литературе отмечается то обстоятельство, что  личная собственность может быть использована для получения дополнительного дохода5. Это имеет особое значение для стран с низким уровнем экономического развития, в которых доходы, полученные в общественном производстве, не всегда обеспечивают человеку даже прожиточный минимум. В данном случае личная собственность выходит за сферу потребления и распространяется также на сферу производства. В силу этого она может быть представлена двумя разновидностями: личной собственностью на домашнее имущество и личной собственностью на средства производства.

Вторую разновидность  отличают от трудовой частной собственности  по следующему критерию: если средства производства, находящиеся в собственности  граждан, служат для производственной деятельности, носящей вспомогательный  для ее участников характер, то в данном случае это личная собственность.

Иначе говоря, основные доходы они получают в системе общественного  производства, осуществляют за счет этих средств воспроизводство условий  жизни, и только часть потребностей удовлетворяют за счет производственного  использования объектов личной собственности (например, работая в личном подсобном хозяйстве).

Таким образом, как можно  заметить, на практике знание субъекта к объекта собственности сами по себе не дают возможности отличать личную собственность от частной. Один и тот же объект может быть как личной, так и частной собственностью в зависимости от характера его использования, применения, потребления. В то же время, используя одно из определений или оба вместе, невозможно четко определить грань, отделяющую личную собственность от частной и однозначно установить сам факт использования личной собственности как частной.

Таким образом, частная собственность, как и любая другая форма, имеет  свои особенности, преимущества и недостатки. Главными ее характерными чертами являются, во-первых, спонтанное развитие, во-вторых, более высокая эффективность (по сравнению с государственной собственностью). Частная собственность стимулирует инициативу, предприимчивость, ответственное отношение к труду. В то же время она имеет и отрицательные черты (стихийность, стремление к наживе любой ценой, эксплуатация).

Однако не следует  гипертрофировать недостатки частной  собственности. Прежде всего, отметим  два не вполне справедливых тезиса в отношении частной собственности.

Во-первых, при частной собственности на средства производства, как констатируется в работах К. Маркса и В.И. Ленина, возникает эксплуатация, присвоение результатов чужого труда. На этом основании ими был сделан вывод о недопустимости частной собственности на средства производства в условиях экономического строя, именуемого социализмом. Во-вторых, следует отметить ошибочность бытующих представлений, что частная собственность занимает ведущее место в рыночной экономике. Если это и было, то очень давно. Нынешней рыночной экономике присущи в основном совместные, коллективные, смешанные формы собственности. В достаточно типичной капиталистической экономике рыночного типа 10-15 процентов средств производства находятся в частной собственности, 15-20 процентов – в государственной, 60-70 процентов – в коллективно-корпоративной, акционерной.

Нужно подчеркнуть, что  не существует и не может существовать абсолютного разделения форм собственности, неизбежны производные и смешанные  формы собственности, в том числе  переходные от одной формы к другой. К примеру, если собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства – коллективной, на землю – государственной и все эти факторы производства соединены на одном предприятии, то собственность предприятия заведомо становится смешанной. Отсюда следует, что нужно признать взаимопроникновение и общее существование разных форм собственности. Все это дает основание говорить о существовании системы форм собственности.

 

2.3. Тенденции и перспективы развития частной собственности в России

Чем дольше Россия не может выбраться  из трансформационного спада, тем больше внимание исследователей обращается к  последствиям приватизации. И чем  больше появляется публикаций по проблемам  приватизации, тем острее идут дискуссии: насколько она была адекватна российской действительности? Что необходимо, чтобы в России появилась эффективная частная собственность?

Для того чтобы осуществить  переход к подлинной частной  собственности, надо наполнить возникшую  частную форму частным содержанием. А для этого имеет смысл попытаться ответить на вопрос, при каких институциональных условиях это возможно? Анализ этих институциональных условий в последнее время все чаще и чаще становится предметом специальных исследований.

Частная собственность  обладает целым набором положительных эффектов, в числе которых фиксация экономического потенциала активов, интеграция разрозненной информации, развитие ответственности собственников, повышение ликвидности активов, развитие общественных связей и паспортизация сделок. К тому же экономическая свобода - фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает, прежде всего, как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы.

Быстрота проведения приватизации в России оправдывалась следующей официальной позицией: «Экономические институты нельзя создать до начала разгосударствления, потому что люди не будут заботиться об эффективных институтах до тех пор, пока не почувствуют в этом экономический интерес, обусловленный их статусом собственников». Последовательность предпринятых приватизаторами шагов показывает, что приватизация началась значительно раньше принятия основной массы законов, требуемых для корректного функционирования рыночной экономики. Примечательно, что ведущие рыночные институты и законы, «призванные уменьшить трансакционные издержки и управленческие затраты, были сформированы в России после завершения первой программы приватизации. А некоторые ключевые законы, а именно, законы об акционерных обществах, о ценных бумагах, о банкротстве, о защите прав инвесторов на фондовом рынке, а также реформа судебной системы, были приняты парламентом даже после окончания залоговых аукционов. Эта последовательность действий глубоко ошибочна.

Историческая практика показывает, что не существует форм собственности, эффективных безусловно. Каждая правовая форма собственности эффективна только в том случае, если она соответствует экономической форме, а экономическая форма собственности, опирающаяся на соответствующий способ присвоения объекта собственности, эффективна постольку, поскольку ей не ставятся правовые барьеры6.

Подлинная частная собственность  имеет место только тогда, когда  субъекты собственности осуществляют процесс производства и обмена продуктов частным способом, т.е. своими частными силами и за свой частный счет. Если они не способны на это, если они нуждаются в соучастии труда и ресурсов других субъектов собственности, их частная собственность становится на деле фиктивной частной собственностью, т.е. в большей или меньшей мере зависимой от тех, кто не считается формально собственником, но фактически является таковым. Частная собственность, которая не может существовать без государственной поддержки, т. е. без материальной помощи налогоплательщиков, - это не частная собственность, это в лучшем случае частное владение, что далеко не одно и то же.

Принцип современных реформаторов при оценке форм собственности - исходить из их названия, а не из фактически сложившихся  экономических отношений, является основной стратегической ошибкой, не позволяющей российской экономике стать эффективной.

Для реализации комплексного подхода к реформе законодательства требуется более тесная координация  в выработке согласованной политики между всеми заинтересованными экономическими ведомствами. Эта координация предполагает согласованное внесение изменений в законы, затрагивающие вопросы корпоративного управления, банкротства, реструктуризации и управления государственными предприятиями, управления пакетами акций, принадлежащих государству в смешанных предприятиях и т.д.7

Создание системы экономических  стимулов исходит из того, что одних  способов принуждения и прочих репрессивных мер недостаточно. Реформа системы  собственности будет вести к  выходу промышленности из состояния депрессии и стимулировать экономический рост, если позволит каждому агенту реализовывать свой экономический интерес, если у него будет положительный (а не только отрицательный) стимул к деятельности. Должны применяться меры, направленные на стимулирование развития фондового рынка и снижение рисков операций с ценными бумагами, - с особым акцентом на инструменты, обеспечивающие возможность постепенного перехода от закрытых форм организации бизнеса к открытым (публичным).

Кроме того, для разрушения института остаточной государственной собственности в России сегодня необходимо8:

  • радикально реформировать государство. Перейти от государства "производящего" к государству "защищающему";
  • реорганизовать государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях), либо в казенные предприятия или учреждения, либо в акционерные общества (с возможностью дальнейшей приватизации). Резко ужесточить контроль за финансово-хозяйственной деятельностью государственных предприятий;
  • направить значительные средства на развитие судебной системы и увеличить ее независимость от исполнительной власти. Это подразумевает: а) увеличение числа судей и судов (тогда у предпринимателей отпадет необходимость обращаться за разрешением хозяйственных и административных споров к тем же чиновникам, тем самым уменьшая их власть); б) рост выпуска литературы с толкованиями законов и описанием правоприменительной практики, чтобы к этой информации имел доступ любой желающий; в) ужесточение санкций за административные правонарушения чиновников;
  • стимулировать развитие малого и среднего бизнеса как носителя идеологи свободной индивидуализированной частной собственности;
  • с помощью СМИ формировать у населения положительный образ бизнесмена, успешно ведущего свое дело;
  • для выработки экономической политики активно использовать методологию институционального проектирования с учетом предпочтений предпринимателей, менеджеров, собственников и всех иных заинтересованных сторон. При этом обращать особое внимание на наличие бюрократии как сильной группы интересов на политическом рынке.

Информация о работе Частная собственность, анализ тенденций и перспектив ее развития в России