Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:48, курсовая работа
Изменение роли человеческого капитала. Расширение его структуры и функций, превращение его из затратного фактора в основной производительный и социальный фактор развития и функционирования современного общества привело к необходимости формирования новой парадигмы развития. В рамках новой парадигмы развития стран и мирового сообщества человеческий капитал занял ведущее место в национальном богатстве (до 80% у развитых стран) и в совокупном производительном капитале.
1. Введение
2. Понятие и определения человеческого капитала
3. Широкое определение человеческого капитала
4. Типы человеческого капитала
5. Методы и оценки стоимости человеческого капитала
6. Инвестиции в человеческий капитал
7. Влияние национального человеческого капитала на развитие экономики
8. Образование, как ключевой аспект в развитии HR
9. Российские практики развития человеческого капитала
10. Заключение
11. Использованные источники
Рождаемость,
смертность и естественный
Данные получены с сайта www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики
Стратегия развития России на период до 2025 года определяет восстановление человеческого капитала как одну из главных целей реформ. Сегодня качество национального человеческого капитала не только лежит в основе социально-экономического развития государства, но и выступает в качестве важнейшего фактора национальной безопасности. Демографическая ситуация в стране характеризуется крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высоким уровнем смертности, неэффективным использованием миграционного потенциала, что не соответствует стратегическим интересам РФ и представляет угрозу национальной безопасности страны.
Собственно стратегия развития национального человеческого капитала сформулирована и представлена Правительством РФ в рамках приоритетных национальных проектов в области образования, здравоохранения, обеспечения жильём населения, а также развития агропромышленного комплекса. Целью реализации приоритетных национальных проектов объявлено развитие человеческого капитала и повышение качества жизни граждан РФ.
Журнал «Эксперт» провел круглый стол с участием Д.Медведева на тему «Человеческий капитал в стратегии национального развития».
По словам Медведева, его вывела на проблему человеческого капитала работа с национальными проектами. Опыт реализации национальных проектов показал, что привычная «затратная» политика в социальной сфере зашла в тупик. Необходимо рассматривать социальные отрасли, как обычные отрасли производства. А это означает переход от понятия «кадры» к понятию «человеческий капитал», из чего следует необходимость разработки механизма роста этого капитала.
В целом из материалов обсуждений следуют выводы:
· рост человеческого капитала в стране должен быть целью и программой действий правительства;
· необходимо применение
современных методов изучения реального
состояния человеческого потенц
· необходим
региональный мониторинг состояния
человеческого потенциала, в том
числе применительно к задачам
научно-технической и
· необходимы исследования по реформированию социальных отраслей. В этой области необходим пересмотр методологии школьного и профессионального образования, усиление мотивации людей к развитию собственного «человеческого капитала» и ответственности за его состояние.
«Внимание научной общественности к комплексной проблеме состояния потенциала населения усилилось в последние годы в связи с тревожным фактом увеличения разрыва между требованиями, предъявляемыми к населению происходящей революцией в производстве, и фактическим состоянием трудового потенциала.
Обсуждение проблемы идет одновременно в нескольких направлениях:
- состояние трудового потенциала в России в целом;
- специфика требований, предъявляемых к человеку «обществом знаний»;
- теоретические вопросы «человеческого капитала», содержание этого понятия, механизмы реализации потенциала работника в форме «человеческого капитала».
По мнению большинства российских исследователей, долгосрочная стратегия развития национального человеческого капитала в России также должна осуществляться в соответствии со следующими концептуальными принципами:
1. Признание
основополагающей роли
2.Комплексное
решение задач формирования
3.Опережающее развитие науки, образования, здравоохранения, культуры по сравнению с другими элементами, обеспечивающими позитивную динамику экономического роста;
Таким образом,
проблема качества человеческого капитала
является важнейшим вызовом в
области социально-экономическо
· Науки и образования
· Профессиональной подготовки и переподготовки кадров
· Здоровья населения
· Качества и условий жизни
8.Образование, как ключевой аспект в развитии HR
Тенденции международной
и российской рыночной экономики
предъявляют новые требования к
рынкам труда и системам образования.
С расширением географии
Способности, знания и навыки выпускников российских учебных заведений должны соответствовать все повышающимся требованиям к их личностным и профессиональным компетенциям. Исследования показали, что во многих секторах экономики уже имеется и ожидается в будущем нехватка навыков, в том числе навыков работы с клиентами, инициативности, администрирования, навыков управления качеством, навыки коммуникации и языковые навыки.
Одновременно с этим, к современной российской модели образования предъявляются требования адекватной реакции на меняющиеся условия рынка. При этом потенциал учебных заведений еще недостаточно используется для предоставления дополнительных образовательных услуг местному сообществу.
Реализация современных программ обучения требует новой стратегии образования, основанной на нововведениях в его организационной структуре, инновационных методах, формах обучения с учетом личностных характеристик учащихся. Современные условия требуют перехода образовательной парадигмы от репродуктивного к продуктивному типу обучения, проведению большой работы по внедрению личностно-ориентированного подхода к образованию.
Развитие критического мышления, умения планировать деятельность, умение искать и обрабатывать информацию, умение учиться самостоятельно и работать в команде для выполнения проектного типа задания - вот некоторые из новых направлений образовательного процесса. Некоторые умения преподаются как самостоятельная дисциплина, другие вырабатываются через новые формы и методы организации учебного процесса и заданий, такие как семинары или тренинги.
Перед государством
стоит задача усовершенствования законодательной
базы образования с целью
Основные препятствия для более эффективного развития системы образования:
·Ограничение реальной доли государственных расходов на образование
·Отсутствие целенаправленной информации о современных потребностях и требованиях (рынка труда и работодателей)
·Отсутствие реальной связи с работодателями
·Отсутствие обратной связи (мониторинга процесса образования по всем параметрам).
·Невысокий уровень владения управленцами ( директорами школ) навыками стратегического управления, новыми методами организационно- административной работы;
·Недостаточный
профессиональный уровень преподавательского
состава в области инновационны
·Отсутствие научных исследований;
·Ухудшение состояния инфраструктуры; структурное и концептуальное несоответствие образования существующей действительности;
· Снижение уровня учебно-методической обеспеченности учебных заведений;
· Недостаточное
наличие и распространение
· Не развитая система социального партнерства по вопросам образования
Таким образом, актуальность для России «новой» модели образования, с учетом международных экономических тенденций, достаточно высока. Реализация такой модели, потребность в которой у нас ощущается значительно острее, чем в Европе, позволит, наконец, наладить взаимодействие рынка труда и сферы образования. Необходимы систематизированные усилия по ее реализации в нашей стране с учетом собственных особенностей и одновременно общеевропейского движения по этому пути.
Взаимосвязь российской
системы образования и
Прогноз развития мировой экономики показывает, что к 2050 году лидерами экономического развития станут 4 страны - Бразилия, Россия, Индия и Китай (в последнее время более известные под термином BRIC ). В России эту динамику развития будут обеспечивать специалисты, родившиеся в период 1990 – 2020 годы. А это означает, что система современного образования уже должна быть нацелена на формирование у школьников и студентов более развитых способностей, знаний и компетенций.
Система новых компетенций и требований была сформирована в новой концепции обучения – обучение в течение всей жизни LLL (life long learning), принятой на совещании Европейского Совета, проходившего в марте 2000г. в Лиссабоне, и провозглашенная в Лиссабонском Меморандуме.
На этом совещании было решено, что будущее десятилетие должно стать свидетелем воплощения концепции обучения в течение всей жизни. Все население без исключения, должно иметь равные возможности реагировать на требования социальных и экономических изменений и активно участвовать в формировании будущего своих государств. Это означает, что образование должно ставить каждого человека и его потребности в центр своего внимания, что необходимо адаптировать образовательные системы к новым реалиям 21-ого века, в условиях которого важнейшим капиталом становятся человеческие ресурсы и их развитие.
Ключевые компетенции для обучения в течение всей жизни описаны в документе от Совета Европы «ЕВРОПЕЙСКИЕ РАМОЧНЫЕ УСТАНОВКИ», принятой в 2006 году.
Рамочные Установки устанавливают восемь ключевых компетенций:
1. Общение на родном языке;
2. Общение на иностранных языках;
3. Математическая
грамотность и базовые
4. Компьютерная грамотность;
5. Освоение навыков обучения;
6. Социальные и гражданские компетенции;
7. Чувство новаторства и предпринимательства;
8. Осведомленность и способность выражать себя в культурной сфере.
В этом же документе описаны основные требования к этим компетенциям. Все ключевые компетенции рассматриваются как одинаково важные, поскольку каждая из них может помочь успешной жизни в обществе знаний.
Таким образом,
современная система
9.Российские практики развития человеческого капитала
Опыт участия в конференциях, а также практика реализации успешных проектов преподавателями Moscow Business School в различных регионах России, позволяет показать динамику развития человеческого капитала на разных уровнях его жизненного развития.
Перечень отдельных проектов, выбранных для иллюстрации, представлен в таблице №4
Таблица №4
Проект |
Цель проекта. Методы реализации. |
Регион. Компания |
Дошкольное образование ( детский сад) | ||
«Пилотный» проект для детей 1,5-5 лет, |
Цель: Стимулирование развития семейного воспитания, развитие частных дошкольных услуг. |
Пермский край. |
продолжение табл. №4
не посещающих МДОУ |
Методы: Консультативная сеть для родителей. Развивающие занятия для детей в группах кратковременного посещения МДОУ и в воскресных школах. |
Министерство образования. |
Среднее образование (школа) | ||
«Пилотный» проект для школ Хабаровского края |
Цель: создание модели школы, ориентированной на достижение нового качества образования |
Хабаровский край. Министерство образования. |
Методы: Повышение квалификации директоров школ и преподавателей; Разработка и реализация инновационных образовательных программ; Разработка нормативно-правового обеспечения школ. | ||
Приоритетный региональный проект «Телекоммуникационная образовательная сеть» |
Цель: создание на территории Пермского края образовательной телекоммуникационной сети нового поколения |
Пермский край. Министерство образования. |
Методы: Дистанционное обучение | ||
Проект «Кадровый резерв» продолжение табл. №4 |
Цель: планирование
кадрового ресурса в |
Красноярск. Предприятия нефте-газовой отрасли. |
Методы: работа по профессиональной ориентации старшеклассников, отбор лучших выпускников общеобразовательных школ, которые обучаются в ВУЗах на договорной основе в порядке целевой подготовки. | ||
Среднее специальное образование ( колледж) | ||
«Пилотный» проект «Корпоративный колледж»
|
Цель: планирование, обучение и развитие кадрового ресурса для предприятий энергетического комплекса в долгосрочной перспективе |
Татарстан. Предприятия энергетического комплекса |
Методы: работа по профессиональной ориентации студентов, постоянная производственная практика и отбор лучших выпускников, которые обучаются в ВУЗах на договорной основе в порядке целевой подготовки. | ||
Высшее образование ( ВУЗы) | ||
Проект «Практика бизнеса» для студентов программы «Бакалавр» Высшей школы Бизнеса (факультет) МГУ |
Цель: повышение
личной капитализации и |
Москва |
Методы: постоянная бизнес-практика (в течение всего периода обучения) на успешных предприятиях, совместное участие в разработке и реализации проектов. |
ВШБ МГУ | |
(студенты-бакалавры и выпускники МВА) | ||
Проект «Школа инноваций» продолжение табл. №4 |
Цель: развитие инновационного потенциала |
Москва-регионы |
Методы: конкурсы между студенческими командами из разных городов по разработке бизнес-планов для инновационных проектов. ***Победители получают инвестиции для практической реализации проектов. |
Научно-технический парк МГУ и Журнал «Эксперт» | |
Повышение квалификации ( Корпоративное обучение) | ||
Проект «Интеллектуальный капитал, как основа конкурентоспособности» |
Цель: увеличение доли интеллектуального капитала в структуре активов компании |
Москва. Ист лайн ( аэропорт Домодедово) |
Методы: более 300 менеджеров высшего и среднего звена проходят внешнее обучение за счет компании по направлениям: Стратегическое управление, Маркетинг, Финансы, Управление персоналом. | ||
Проект «Показатели инновационной активности» |
Цель: оценка и развитие инновационной активности персонала |
Москва-регионы. Группа компаний холдингового типа в нефте-газовой отрасли. |
Методы: стимулирование инициации и реализации инновационных предложений и проектов |
Информация о работе Человеческий капитал (потенциал) и его роль в современной экономике