Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:16, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
1) исследовать методологические основы концепции человеческого капитала;
2) рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;
3) изучить человеческий капитал и проблему распределения доходов в экономике;
4) исследовать инвестиции в человеческий капитал;
5) рассмотреть показатели эффективности вложений в человеческий капитал.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОДХОДОВ К КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА………………………………………………..5
1.1 Методологические основы концепции человеческого капитала……..5
1.2 Основные положения концепции человеческого капитала…………...7
1.3 Человеческий капитал и проблема распределения доходов…………10
2. ОЦЕНКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА…………………………..13
2.1 Способы оценки человеческого капитала…………………………….13
2.2. Показатели эффективности вложений в человеческий капитал……15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..19
ЗАДАЧА…………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..22
В самом общем смысле человеческий капитал — это знания, навыки и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в трудовом процессе.
Таким образом, человеческий капитал - термин, обозначающий накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г. Беккером в I960 г.
Несмотря на то, что многие идеи теории человеческого капитала встречаются уже у А. Смита, она сравнительно молода: ее формирование пришлось на 50 — 60-е годы нынешнего столетия. Видные представители школы «человеческого капитала» — Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер и др. Ученые школы «человеческого капитала» изучали влияние сроков обучения работников, их навыков и способностей на заработную плату, эффективность и экономический рост предприятий. Иными словами, их главной задачей было определить экономическую отдачу от инвестиций в человека. Результаты исследований во многом оказались сенсационными. В частности, выяснилось, что экономическая отдача затрат на обучение сотрудников намного превышает инвестиции в новую технику и оборудование.
Экономические оценки человеческого капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.
Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5-15%
В сегодняшней российской ситуации на фоне победного шествия Америки в политической, экономической и военной областях все чаще высказываются мнения о неэффективности российского образования якобы неспособного обеспечить желанный прорыв, о необходимости реформировать нашу систему образования по образу и подобию американской.
К сожалению, сегодняшняя российская наука, также как и высокотехнологичный бизнес за редким исключением не демонстрируют выдающихся результатов. В значительной степени это связано с тем, что последние 15 лет Россия переживала болезненный трансформационный период. Кроме того, сложившаяся в советский период система прикладной науки (при весьма высоком уровне развития) изначально была ориентирована, прежде всего, на нужды ВПК, что также сказалось на ее положении в новых условиях.
Поэтому в настоящее время в условиях относительной стабилизации макроэкономических показателей остро стоит проблема реформирования системы образования, науки и стимулирования инноваций.
Для реализации этих целей в конце 2004 г. – начале 2005 г. Министерством образования и науки была разработана Стратегия развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.
Это свидетельствует о том, что политика в сфере науки и инноваций будет являться одним из приоритетов.
ЗАДАЧА
Предположим, что в 2006 г. совокупное производство в гипотетической экономике состояло из трех видов товаров – X, Y и K, которые производились в следующих количествах: Х – 4, Y – 1, К – 3, Также предположим, что цены товаров были следующие: Х – 3 тыс. руб., Y – 10 тыс. руб., К – 5 тыс. руб. Наконец предположим, что в 2008 г. цены этих товаров равнялись – 5, 10 и 10 тыс. руб. соответственно, а производство товаров составило: 3 шт., 6 шт., 4 шт.
Определить:
А) индекс цен ВНП для 2008 г., используя 2006 г. в качестве базового;
Б) увеличение (или уменьшении) номинального и реального ВНП в 2008 г. по отношению к 2006 г.
Решение
Iцен ВНП 2008=25/13=1,9
1 Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 2009.
2 Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: СПбУЭФ,2004.
3 Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 23.- 907 с.
4 Максимова В.Ф. Макроэкономика: Учебник. М.: «Соминтэк», 2006.
5 Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 2009.
6 Экономическая теория. / Николаева И.П. – М.: Финстатинформ, 2002г.
7 Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 2009.
8 Алле М. Поведение рационального человека в условиях риска: критика постулатов и аксиом американской школы // THESIS. - 2004. - Вып. 5.
9 Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ, 2001г.