Человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
1) исследовать методологические основы концепции человеческого капитала;
2) рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;
3) изучить человеческий капитал и проблему распределения доходов в экономике;
4) исследовать инвестиции в человеческий капитал;
5) рассмотреть показатели эффективности вложений в человеческий капитал.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОДХОДОВ К КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА………………………………………………..5
1.1 Методологические основы концепции человеческого капитала……..5
1.2 Основные положения концепции человеческого капитала…………...7
1.3 Человеческий капитал и проблема распределения доходов…………10
2. ОЦЕНКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА…………………………..13
2.1 Способы оценки человеческого капитала…………………………….13
2.2. Показатели эффективности вложений в человеческий капитал……15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..19
ЗАДАЧА…………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..22

Работа состоит из  1 файл

Человеческий капитал контрольная.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В самом общем смысле человеческий капитал — это знания, навыки и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в трудовом процессе.

Таким образом, человеческий капитал - термин, обозначающий накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г. Беккером в I960 г.

Несмотря на то, что многие идеи теории человеческого капитала встречаются уже у А. Смита, она сравнительно молода: ее формирование пришлось на 50 — 60-е годы нынешнего столетия. Видные представители школы «человеческого капитала» — Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер и др. Ученые школы «человеческого капитала» изучали влияние сроков обучения работников, их навыков и способностей на заработную плату, эффективность и экономический рост предприятий. Иными словами, их главной задачей было определить экономическую отдачу от инвестиций в человека. Результаты исследований во многом оказались сенсационными. В частности, выяснилось, что экономическая отдача затрат на обучение сотрудников намного превышает инвестиции в новую технику и оборудование.

Экономические оценки человеческого  капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и  макроэкономическом уровнях для  определения величины национального  богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.

Для современного этапа  мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение  роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5-15%

В сегодняшней российской ситуации на фоне победного шествия Америки в политической, экономической и военной областях все чаще высказываются мнения о неэффективности российского образования якобы неспособного обеспечить желанный прорыв, о необходимости реформировать нашу систему образования по образу и подобию американской.

К сожалению, сегодняшняя  российская наука, также как и  высокотехнологичный бизнес за редким исключением не демонстрируют выдающихся результатов. В значительной степени это связано с тем, что последние 15 лет Россия переживала болезненный трансформационный период. Кроме того, сложившаяся в советский период система прикладной науки (при весьма высоком уровне развития) изначально была ориентирована, прежде всего, на нужды ВПК, что также сказалось на ее положении в новых условиях.

Поэтому в настоящее  время в условиях относительной  стабилизации макроэкономических показателей  остро стоит проблема реформирования системы образования, науки и  стимулирования инноваций.

Для реализации этих целей в конце 2004 г. – начале 2005 г. Министерством образования и науки была разработана Стратегия развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.

Это свидетельствует  о том, что политика в сфере  науки и инноваций будет являться одним из приоритетов.

 

ЗАДАЧА

Предположим, что в 2006 г. совокупное производство в гипотетической экономике состояло из трех видов  товаров – X, Y и K, которые производились в следующих количествах: Х – 4, Y – 1, К – 3, Также предположим, что цены товаров были следующие: Х – 3 тыс. руб., Y – 10 тыс. руб., К – 5 тыс. руб. Наконец предположим, что в 2008 г. цены этих товаров равнялись – 5, 10 и 10 тыс. руб. соответственно, а производство товаров составило: 3 шт., 6 шт., 4 шт.

Определить:

А) индекс цен ВНП для 2008 г., используя 2006 г. в качестве базового;

Б) увеличение (или уменьшении) номинального и реального ВНП  в 2008 г. по отношению к 2006 г.

Решение

Iцен ВНП 2006 = 18/8=2,25

Iцен ВНП 2008=25/13=1,9

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ, 2008.
  2. Алле М. Поведение рационального человека в условиях риска: критика постулатов и аксиом американской школы // THESIS. - 2004.
  1. Беккер Г. «Экономика семьи и макроповедение», США-ЭПЧ, 2004.
  1. Беккер Гэри. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. - 2003.
  2. Беккер Гэри. Экономика семьи и макроповедение // США: экономика, политика, идеология. – 2003.
  3. Беккер Гэри. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. - 2007. - Т. 1.
  4. Беккер Гэри. Экономический взгляд на жизнь: Лекция лауреата Нобелевской премии в области экономических наук за 2008 г. // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2009. – Сер. 5. –Вып. 3.
  5. Вишневская Н. Проблемы и перспективы рынка рабочей силы. // МЭиМО, 2010.
  6. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2010, №4, С.21-35.
  7. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: СПбУЭФ,2004.
  8. Дятлов С.А. Человеческий капитал России: проблемы эффективности использования в условиях переходной экономики. - СПб.: СПбУЭФ,2005.
  9. Завельский М.Г. «Экономика и социология труда»: курс лекций. - М.: Палеолит: Логос, 2001. - 56с.
  10. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Юрист, 2010. - 210 с.
  11. Калабихина И.Е. Гендерный фактор воспроизводства человеческого капитала // Вестник МГУ. - 2008. - Сер. 6. Экономика. - № 5.
  12. Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 2009.
  13. Лисовик Б.С. Труд и рынок. - спб.: изд. С.-Петербургского Университета, 2001.
  14. Максимова В.Ф. Макроэкономика: Учебник. М.: «Соминтэк», 2006.
  15. Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 23.- 907 с.
  16. Маркс К. Капитал. Т.2 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 24.- 648 с.
  17. Маркс К. Капитал. Т.3 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 25, ч.1.- 545 с.; ч.2. - 551 с.
  18. Моськин Р. Повышение качества трудовых ресурсов. // Человек и труд, 2001, № 9.
  19. Обзор экономики России. Основные тенденции развития 2004 г. - М.: 2005. – 104 с.
  20. Рофе А.И., Стрейко В.Т., Збышко Б.Г. Экономика труда: учебник для вузов. –  М.: МИК, 2010. – 235 с.
  21. Рощин С.Ю., Разумова Т.О., «Экономика труда (Экономическая теория труда)»: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 148 с.
  22. Рубцов Л., Гагарин В. Уровень оплаты труда и текучесть кадров: зависимость обратная. // Человек и труд, 2002, №7.
  23. Симонова И.Ф., Кпадони А.В. Особенности формирования рынка труда России. -М.: цниитэнефтехим, 2002.
  24. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика». Москва: Дело, 2001.
  25. Экономическая теория. / Николаева И.П. – М.: Финстатинформ, 2002.
  26. www.gks.ru    - Федеральная служба государственной статистики.

 

 

1 Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 2009.

2 Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: СПбУЭФ,2004.

3 Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 23.- 907 с.

4 Максимова В.Ф. Макроэкономика: Учебник. М.: «Соминтэк», 2006.

5 Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 2009.

6 Экономическая теория. / Николаева И.П. – М.: Финстатинформ, 2002г.

7 Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 2009.

8 Алле М. Поведение рационального человека в условиях риска: критика постулатов и аксиом американской школы // THESIS. - 2004. - Вып. 5.

9 Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ, 2001г.


Информация о работе Человеческий капитал