Человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
1) исследовать методологические основы концепции человеческого капитала;
2) рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;
3) изучить человеческий капитал и проблему распределения доходов в экономике;
4) исследовать инвестиции в человеческий капитал;
5) рассмотреть показатели эффективности вложений в человеческий капитал.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОДХОДОВ К КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА………………………………………………..5
1.1 Методологические основы концепции человеческого капитала……..5
1.2 Основные положения концепции человеческого капитала…………...7
1.3 Человеческий капитал и проблема распределения доходов…………10
2. ОЦЕНКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА…………………………..13
2.1 Способы оценки человеческого капитала…………………………….13
2.2. Показатели эффективности вложений в человеческий капитал……15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..19
ЗАДАЧА…………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..22

Работа состоит из  1 файл

Человеческий капитал контрольная.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

«Два классических фактора производства - капитал и труд, - пишет шведский экономист А. Линдберг, - могут быть, видимо, подразделены следующим образом: капитал - на природные ресурсы, воспроизводимые материально-вещественные активы и финансовые активы, а труд - на чистый (однородный) труд, человеческий капитал и природные способности»8.

Его высказывание иллюстрируется следующей  схемой:

Капитал в традиционном смысле (физический капитал):

1) Природные ресурсы традиционная рента.

2) Воспроизводимые материально-вещественные  активы  прибыль на капитал.

3) Финансовые активы  процент.

Человеческий капитал и труд:

1) Воспроизводимый человеческий капитал доход на человеческий капитал.

2) Природные способности  рента на природные способности.

3) Чистый труд в  узком смысле  чистая заработная плата.

В итоге непонятно, что  же должно остаться на долю «труда в узком смысле»: ведь все качественные характеристики работника являются или унаследованными «природными способностями» или приобретенными в процессе обучения и воспитания.

Приведенная выше схема  послужила основой для огромного числа эконометрических исследований, перенесла анализ проблем распределения из макроэкономической сферы, где речь идет о распределении национального дохода между общественными группами, классами, в сферу микроэкономики - в сферу личного распределения доходов. Основная проблема: какова связь между качеством труда и его оплатой и в какой степени эта связь искажается действием различного рода привходящих факторов?

Образование далеко не единственная детерминанта заработков. Мотивации, производственный опыт, уровень способностей, социальное происхождение, состояние здоровья - все это так или иначе отражается на величине зарплаты. Поэтому приписывание образованию всей разницы в заработках между группами с разным уровнем подготовки приводит к завышению действительного экономического эффекта обучения.

Первый фактор - социальное происхождение - объясняет, кто получает высшее образование, но не объясняет, почему заработки этих людей выше. Следующий  фактор - различия в уровне здоровья индивидуумов. Состояние здоровья каждого человека трактуется в концепции человеческого капитала как капитал, одна часть которого является унаследованной, а другая - благоприобретенной.

В течение всей жизни  индивидуума происходит износ этого  капитала, все более и более  ускоряющийся с возрастом. (Смерть понимается как полное обесценивание фонда здоровья.) Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлять темп данного процесса. Поток услуг, производимых фондом здоровья, сводится, таким образом, к «свободному от болезней времени». Большинство западных исследователей полагают, что лица с лучшей образовательной подготовкой более эффективны в производстве и использовании своего «капитала здоровья»: ведут более здоровый образ жизни, избирают в среднем не такие вредные и опасные профессии, разумнее пользуются медицинскими услугами и т.д9.

Вместе с тем высокое  образование и хорошее состояние  здоровья могут быть независимыми следствиями  какой-либо общей для них причины. Например, чем меньше у человека так называемая «субъективная норма  предпочтения времени» (т.е. степень его предпочтения настоящих благ будущим), тем активнее он уже сегодня заботится о своем завтрашнем и послезавтрашнем дне.

На практике это может  выразиться в большей склонности к сбережениям, в меньшей склонности к приобретению товаров в кредит, а также в готовности больше инвестировать в человеческий капитал - как в форме образовательных вложений, так и в форме вложений в «запас здоровья».

 

2. ОЦЕНКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

2.1 Способы оценки человеческого капитала

 

Человеческий капитал как сложная экономическая категория имеет качественные и количественные характеристики. Многие ученые, экономисты в разное время предлагали для этого использовать самые разнообразные методы и инструменты. Данные подходы нашли свое отражение в существовании таких понятий, как ценность человека, стоимость труда, стоимость и цена товара, рабочая сила», стоимость услуг труда, стоимость человеческого капитала, цена услуг человеческого капитала, стоимость образовательного фонда, стоимость жизни и др. В рамках современной теории человеческого капитала возникает необходимость оценки не только объема вложений в человеческий капитал, но и объема аккумулированного индивидуумом человеческого капитала.

Самым простым способом, использующим натуральные (временные) оценки, является измерение человеческого  капитала (образования) в человеко-годах  обучения. Чем больше человек учился, чем выше у него уровень образования, тем большим объемом человеческого капитала он обладает.

Наиболее распространенные методы измерения человеческого  капитала стоимостные (денежные).

В работах В. Петти  были осуществлены лишь первые попытки  оценки производительных сил человека. Он применил стоимостные оценки для измерения ценности трудоспособного человека. В своих работах он предложил метод подсчета ценности каждого человека. По его мнению, ценность основной массы людей равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят. Ценность всего населения Англии того времени он оценивал примерно в 520 млн. ф. ст., а стоимость каждого жителя -- в среднем 80 ф. ст. В. Петти взрослого оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а моряка втрое дороже, чем крестьянина.

Д. Рикардо рассматривал понятие «издержки воспроизводства рабочей силы». По мнению А. Смита, заработная плата изменяется в зависимости от легкости и дешевизны или трудности и дороговизны приобретения данной профессии.

Сторонники теории человеческого  капитала величину любого капитала определяют не ценой его производства, а экономическим эффектом от его использования.

Дисконтируемая сумма  будущих доходов и составляет величину применяемого капитала. Через  коэффициент дисконта будущий доход  приводится к настоящей, т. е. сегодняшней оценке:

Процедура, с помощью  которой вычисляется сегодняшнее  значение любой суммы, которая может  быть получен в будущем, называется дисконтированием.

Не менее важным направлением стал поиск принципиально новых  измерителей, включающих наряду с натурально-стоимостными также и ценностные показатели. Последние разрабатываются путем применения различных методов объективации субъективных оценок и позволяют установить, какую ценность для людей имеют материальные блага, образование, здоровье, семья, свободное время, достоинство, человеческие отношения, сложившиеся правовые институты, политическая система и т. д.

В отечественной экономической  литературе целостном методики оценки величины человеческого капитала микро- и макроуровне нет. Также отсутствуют необходимые для анализа статистические данные.

Таким образом, несмотря на существующую теоретическую разработку проблем человеческого капитала, вопрос его измерения приработан недостаточно полно, a caми оценки величины этого главного богатства встречают определенные трудности.

К наиболее разработанным  методами оценки ЧК можно отнести:

· оценка произведенных  человеческим капиталом (индивидуумом) доходов (экономическая оценка);

· количественная оценка приобретённых человеком запаса знаний, навыков, способностей;

· специальные навыки (специальный человеческий капитал) - количественная оценка;

· по способу инвестирования в человеческий капитал - капитал  здоровья, капитал образования, капитал  культуры (экономическая оценка);

· оценка человеческого  капитала на микро- и макро-уровнях;

· интегральная оценка человеческого  капитала, включающая как натуральные, так и стоимостные показатели оценки человеческого капитала;

· матрица социальных счетов - макроэкономическая оценка человеческого  капитала;

· ценовая оценка человеческого капитала по объёму инвестиций и отражение суммовой стоимости в валюте баланса фирмы (предприятия) - экономическая оценка. экономическим эффектом от его использования. По мнению И. Фишера, использование капитала означает получение процента как универсальной формы любого дохода.

 

2.2. Показатели эффективности вложений в человеческий капитал

 

Инвестиции в человеческий капитал могут быть направлены на развитие различных активов: средства можно вложить в образование, профессиональную подготовку, здравоохранение и сферу рекреации, в обеспечение информированности и мобильности работников и т.д. Определение их экономической эффективности становится актуальной задачей сегодняшнего дня. Прежде всего, открывается путь к подсчетам совокупной факторной производительности - общему показателю эффективности. Первые обычно оценивались в единицах текущих издержек (годовой фонд заработной платы), а вторые, как правило, - в единицах накопленных запасов (объем капитала). Теория человеческого капитала переводит экономическую оценку труда на «капитальную» основу, благодаря чему появляется возможность агрегировать в едином показателе затраты труда и капитала. Однако на практике произвести подсчеты совокупной факторной производительности не так-то просто. Для этого необходимы обширная база статистических данных и построение сложной экономико-статистической модели.

Другим, частным показателем  экономической эффективности человеческого  капитала (главным образом фонда  образования), аналогичным показателю фондоемкости, является уровень интеллектуальности производства (или квалификационной емкости производства). Он исчисляется как отношение фонда образования (интеллектуального капитала) к валовому национальному продукту и показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую стоимостную единицу произведенной продукции.

По методологии Т. Шульца, величина общего фонда образования  равна стоимости одного года обучения каждого уровня (с включением потерянных заработков), умноженной на число человеко-лет образования (с поправкой на неодинаковую продолжительность учебного года), накопленного населением страны к тому или иному моменту времени. Дж. Кендрик определял величину ФО с помощью специально разработанных индексов цен и с учетом амортизации знаний и навыков. Экономическая эффективность использования человеческого капитала (образования) характеризуется рядом традиционно используемых показателей. Для определения экономической эффективности образования необходимо сопоставить его затраты (издержки) и результаты (выгоды), приведенные к одному моменту времени.

К затратам на производство человеческого капитала (к инвестициям  в человеческий капитал) относятся:

1) прямые затраты, в  том числе плата за обучение  и другие расходы на образование, смену места жительства и работы;

2) упущенный заработок,  являющийся элементом альтернативных  издержек, поскольку получение образования,  смена места жительства и работы  связаны с потерей доходов;

3) моральный ущерб,  так как получение образования  является трудным и часто неприятным занятием, поиск работы утомляет и истощает нервную систему, а миграция приводит к потере старых друзей и знакомых.

Процесс определения  экономической эффективности образования  включает три последовательных этапа:

- определение структуры затрат и их стоимостная оценка;

- определение структуры выгод и их стоимостная оценка;

- сопоставление приведенных к одному моменту времени исчисленных величин затрат и выгод.

Инвестиции в образование  работника образуют его человеческий капитал и через определенное время приносят (отдачу) доход своему владельцу.

Экономическая эффективность  образования определяется соотношением прямых денежных выгод (доходов), приходящихся на образование, и издержек, связанных  с его приобретением. По форме  экономическая эффективность образования похожа на норму прибыли.

Инвестиции в образование  работника образуют его человеческий капитал и через определенное время приносят (отдачу) доход своему владельцу.

Упор делается на анализе  различий в заработках, обусловленных неравенством в уровнях образования и квалификации. Заработную плату работника с определенным уровнем общей и специальной подготовки можно представить в виде двух основных частей. Первая часть представляет собой тот уровень заработной платы, которую бы он получал, имея нулевой уровень образования. Вторая часть - рост заработной платы от образования или доход на человеческий капитал, сформированный в результате инвестиций.

Уд = Хо + RCn,

где Уд - заработки человека, имеющего л лет образования; Хо - заработки человека, имеющего нулевое образование; R - текущая норма отдачи вложений в образование; Сд - объем инвестиций в течение лет обучения.

В рамках теории человеческого  капитала заработная плата рассматривается  в виде некоей слоистой структуры, в  которой каждому слою соответствует определенный уровень образования. Величина заработков конкретного слоя, соответствующего данному конкретному уровню образования, представляет собой денежный доход от него.

В последние десятилетия  отмечается стабильность норм отдачи на вложения в образование, несмотря на непрерывно возрастающий приток новых контиигентов высокообразованных работников. Это свидетельствует о том, что спрос на высококвалифицированную рабочую силу увеличивается теми же темпами, что и ее предложение. Хотя во время крупных структурных сдвигов в экономике общий спрос на труд может сократиться, но спрос на высококвалифицированную рабочую силу остается более стабильным по сравнению с менее квалифицированной.

Информация о работе Человеческий капитал