Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 00:50, контрольная работа
При этом, цель работы заключается в определении понятия и качественных характеристик дефицита и излишка на рынке, а также сущности явления эластичность.
Для достижения поставленной цели решались следующих задач:
- теоретическое обоснование дефицита товаров на рынке;
- исследование понятия излишек товаров на рынке;
- теоретическое исследование эластичности спроса по цене.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ДЕФИЦИТА И ИЗЛИШКА ТОВАРОВ НА РЫНКЕ 3
1.1. Рыночное равновесие цен спроса и предложения 5
1.2. Равновесная цена 7
1.3. Устойчивость и неустойчивость равновесия 7
1.4. Дефицит и излишки 9
2. ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА 12
2.1. Эластичность спроса по цене 12
2.2. Точечная и дуговая эластичность 14
2.3. Эластичность линейной кривой спроса 17
2.4. Функция спроса с постоянной эластичностью 18
2.5. Эластичность и общий доход 19
2.6. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие – это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD > QS) или излишек (избыток) товаров на рынке (QD < QS) (рис.5).
Рисунок
5 – Дефицит и излишек товаров
на рынке
Таким образом, избыток возникает, если при некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него.
Товар дефицитный, если величина спроса на товар больше величины его предложения.
Потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен.
Если установленная государством максимальная цена ("потолок цены") находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации. В условиях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные. Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. - все они являются омертвленными затратами (deadweight cost), которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара, и не доходят до тех, кто его реально производит.
Потолок цен "подрезает” излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны. Поэтому дефицит не убывает. Наоборот, те кто продает (или распределяет) дефицитный товар заинтересованы в его сохранении, так как он становится источником их доходов (так как увеличивает размеры неденежных затрат). Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными” предлогами.
В
случаях, когда цена находится выше
равновесной, возникает необходимость
дополнительных мер, стимулирующих
ограничение предложения и
Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.
Как показано на рис.5, любой избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QE товаров на рынке.
2.
ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ
СПРОСА
2.1.
Эластичность спроса
по цене
Эластичность в математике - это мера реакции функции на изменение аргумента. Таким образом, если мы хотим охарактеризовать степень влияния одной переменной на другую, то сначала необходимо определиться, какая из переменных будет независимой (выполняющей роль аргумента), а какая - зависимой (выполняющей роль значения функции). Если значение функции существенно меняется под воздействием изменения аргумента, то это соответствует высокой эластичности, если наоборот - то низкой. Но понятия и «слабо» являются субъективными. Для объективной количественной оценки меры реакции рассчитывают значение коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется значение функции при увеличении значения аргумента на один процент. Допустим, мы рассматриваем зависимость между переменными Х и У. Предположим, что Х - независимая переменная, тогда: У = F(x). Коэффициент эластичности У по Х будет равен:
. (3)
Значение коэффициента эластичности не зависит от выбора единиц измерения, как по оси функции, так и аргумента.
Коэффициент прямой эластичности спроса показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при увеличении цены данного товара на один процент.
В данном случае роль функции выполняет величина спроса, а роль аргумента - цена товара.
(4)
Из закона спроса мы знаем, что между ценой данного товара и объемом спроса обычно существует обратная зависимость, то есть при увеличении цены количество товара, которое потребители хотят и могут купить, сокращается, и наоборот. Следовательно, прямая эластичность спроса обычно отрицательна: . Обычно производят сравнение коэффициентов ценовой эластичности спроса по абсолютной величине.
Значение коэффициента ценовой эластичности отражает особенности потребительского спроса. Для различных товаров зависимость «цена- спрос» носит индивидуальный характер, причем коэффициент эластичности спроса по цене колеблется в широком диапазоне.
В зависимости от степени эластичности выделяют следующие типы ценовой эластичности спроса:
1) Неэластичный спрос - коэффициент эластичности , то есть, темп изменения цены будет больше темпа изменения объема спроса. Покупатели слабо реагируют на изменение цены товара.
Например, если цена вырастет (снизится) на 1%, то объем спроса сократится (вырастет) на Х%, где Х ,
2) Эластичный спрос - коэффициент эластичности , то есть, темп изменения объема спроса больше темпа изменения цены, потребители чутко реагируют на изменение цены товара.
Предположим, если цена вырастет (снизится) на 1%, то объем спроса сократится (вырастет) на Х%, где Х . Коэффициент эластичности будет ,
3) Спрос единичной эластичности - коэффициент эластичности , то есть объем спроса на товар изменяется в той же пропорции, что и цена этого товара.
Кроме этого рассматривают еще два крайних случая.
4) Абсолютно неэластичный спрос. (рис.6) В этом случае изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, и покупатели согласны купить товар или услугу по любой возможной цене.
Рисунок
6 - График абсолютно неэластичного спроса
Кривая абсолютно неэластичного спроса вертикальна. На практике не существует кривых спроса абсолютно неэластичных для всех цен, это справедливо даже для такой жизненно необходимой услуги, как например, хирургическая операция.
Однако кривая спроса для большинства такого рода услуг или товаров будет абсолютно неэластичной в широком диапазоне цен.
5) Абсолютно эластичный спрос. (рис. 7).
Рисунок
7 - Кривая абсолютно эластичного спроса
Кривая
абсолютно эластичного спроса горизонтальная
линия. Такой тип эластичности практически
не встречается в реальной жизни. Этот
случай возможен при наличии на рынке
совершенной конкуренции, т.е. идеальных
рыночных условий. Тогда по сложившейся
на рынке цене можно продать бесконечно
большое количество продукции, однако,
даже при незначительных изменениях цены
объем спроса на товар падает до нуля.
2.2.
Точечная и дуговая
эластичность
По способу расчетов эластичности спроса по цене различают точечную и дуговую эластичность.
Точечная эластичность
Пусть первоначальная цена товара P1, объем спроса- Q1. Пусть цена товара изменилась на ∆P=P2-P1, а величина спроса - на ∆Q=Q2-Q1. Определим процентные изменения цены и объема спроса.
P1 - 100%
∆P - ∆P%.
Тогда
∆P%=
Аналогично:
Q1 - 100%
∆Q - ∆Q%.
Тогда
∆Q%=
Подставим полученные выражения в формулу (2)
(5)
Эта
формула применяется при
, где (6)
Чтобы использовать формулу (4) необходимо знать аналитическое выражение рассматриваемой функции, поскольку в ходе расчета придется взять от нее производную.
Дуговая эластичность
Если известны цена и объем спроса для двух точек A(P1;Q1) и В(P2;Q2), а вид кривой спроса неизвестен (рис.8), то чаще применяют для расчета дуговую эластичность.
Рисунок
8 - Кривая спроса на товар
Пусть нам поставлена задача рассчитать эластичность при перемещении из точки А в точку В. При этом мы будем использовать для расчета формулу (2) , тогда:
(7)
Предположим, что задача немного изменилась, и нам надо определить коэффициент эластичности на отрезке при перемещении из точки В в точку А. Снова используем формулу (2).
(8)
Как видно, значения эластичности отличаются. Получается, что эластичность на рассматриваемом участке зависит от того, в каком направлении происходит перемещение. Поэтому при значительных изменениях объема спроса и цены необходимо использовать формулу, результат которой бы не зависел от направления движения. Этим свойством обладает коэффициент дуговой эластичности. За 100% берутся координаты средней между А и В – точки С (рис.4).
Рисунок
9 - Кривая спроса на товар
∆P
- ∆P%. Тогда ∆P%=
Аналогично:
∆Q
- ∆Q%. Тогда ∆Q%=
Подставим полученные выражения в формулу (2)
(9)
Формулу
дуговой эластичности можно применять
независимо от того, на сколько процентов
меняется значение функции и / или аргумент.
2.3.
Эластичность линейной
кривой спроса
Информация о работе Дефицит и излишек товаров на рынке. Понятие ценовой эластичности спроса