Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 00:50, контрольная работа
При этом, цель работы заключается в определении понятия и качественных характеристик дефицита и излишка на рынке, а также сущности явления эластичность.
Для достижения поставленной цели решались следующих задач:
- теоретическое обоснование дефицита товаров на рынке;
- исследование понятия излишек товаров на рынке;
- теоретическое исследование эластичности спроса по цене.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ДЕФИЦИТА И ИЗЛИШКА ТОВАРОВ НА РЫНКЕ 3
1.1. Рыночное равновесие цен спроса и предложения 5
1.2. Равновесная цена 7
1.3. Устойчивость и неустойчивость равновесия 7
1.4. Дефицит и излишки 9
2. ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА 12
2.1. Эластичность спроса по цене 12
2.2. Точечная и дуговая эластичность 14
2.3. Эластичность линейной кривой спроса 17
2.4. Функция спроса с постоянной эластичностью 18
2.5. Эластичность и общий доход 19
2.6. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Рассмотрим линейную кривую спроса Q=a-bP. Наклон этой кривой спроса есть константа(-b). –b= . Подставив значение –b в формулу (2), получим . Для линейной кривой спроса наклон – постоянная величина, он не зависит от цены и величины спроса. Напротив, с изменением цены отношение P/Q меняется при движении вдоль кривой спроса (рис. 5).
Следовательно,
для линейной кривой спроса эластичность
спроса по цене – переменная величина.
Рисунок
10 - График линейной кривой спроса
При Р=0 эластичность спроса равна нулю. При Q=0 коэффициент эластичности спроса равен минус бесконечности. Если Q=a/2, P=a/2b, то эластичность спроса по цене E= -1.
Таким образом, точка единичной эластичности спроса по цене находится в середине линии спроса.
Спрос является
2.4.
Функция спроса с постоянной
эластичностью
Рассмотрим эластичность функции спроса: вида: (рис.11).
Рисунок 11 - Функция вида
Выведем формулу эластичности для этой функции:
Таким
образом, мы выяснили, что значение
эластичности для подобной гиперболической
функции спроса не зависит от координаты
точки и при любом уровне цены
равно -а. Свойством постоянной эластичности
обладает не всякая гиперболическая функция
спроса, а только удовлетворяющая указанному
выше общему уравнению.
2.5.
Эластичность и общий
доход
Общий доход (выручка) определяется как произведение цены на проданное количество товара. ТR=P∙Q.
Выясним, как общая выручка зависит от эластичности спроса при линейной функции спроса: Q=a-bP. Выручка - прямая функция от объема продаж: TR= F(Q). Чтобы ее определить, надо выразить цену товара через Q: Р= (обратная функция спроса) и подставить это выражение в ТR: ТR=P∙Q=( )∙Q.
Графическое представление функции – это парабола, ветви которой опущены вниз (рис.7).
Рисунок
12 - Графическое представление функции
общего дохода
Вершина параболы (максимум выручки) достигается при Q=a/2; P=a/2b, то есть при единичной эластичности спроса. При снижении цены товара (синяя стрелка на графике) общая выручка продавцов возрастает от нуля до максимума на эластичном участке кривой спроса, а затем она снижается от максимального значения до нуля на неэластичном участке кривой спроса.
При снижении цены товара (красная стрелка на графике) общая выручка продавцов возрастает от нуля до максимума на неэластичном участке кривой спроса, а затем она снижается от максимального значения до нуля на эластичном участке кривой спроса.
Если
спрос на товар эластичен по цене,
то цена и общая выручки изменяются
в противоположных
Если спрос на товар неэластичен по цене, то цена и общая выручка изменяются в одном направлении:
P↓- TR↓; P↑- TR↑.
Рассчитаем выручку для нелинейной функции спроса вида .
TR=
. Таким образом, выручка постоянна
и не зависит от Р и Q.
2.6.
Факторы, влияющие на
ценовую эластичность
спроса
Эластичность спроса на конкретный товар не является чем-то раз и навсегда заданным и может изменяться под воздействием целого ряда факторов (разумеется, вместе с самой функцией спроса). Чаще остальных обсуждается влияние следующих факторов:
1.
Количество товаров
2. Узость определения товара. Чем конкретнее мы опишем товар, тем эластичнее спрос на него. Например, на что спрос эластичнее, на газированные напитки или на бутылку кока-колы объемом 0,5 литра? Спрос эластичнее на кока-колу, поскольку у нее гораздо большее количество близких товаров-заменителей.
3 Удельный вес расходов на товар в бюджете потребителя. Чем выше удельный вес расходов на товар, тем выше эластичность спроса по цене. Представим, что весь свой доход школьник тратит на покупку двух товаров - например, мороженого и авторучек. Удельный вес расходов на мороженое в его бюджете составляет 95%, а расходов на авторучки - 5%. Пусть цены обоих благ несколько увеличились, а доход не изменился. В этом случае потребитель может даже не обратить внимания на увеличение стоимости авторучек и не изменить объем их потребления, поскольку доля расходов на данный товар незначительна. А вот «не заметить подорожания мороженого школьнику не удастся и явно придется сократить приобретаемое количество.
4.
Размер дохода потребителя.
5. Степень необходимости товара для потребителя. Чем выше степень необходимости, тем ниже эластичность спроса по цене. Например, если вы - фанат футбола, то будете экономить на всем, но продолжать ходить на интересующие матчи, несмотря на рост стоимости билетов.
6.
Длительность рассматриваемого
интервала времени. Чем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате взаимодействия рыночного спроса с рыночным предложением устанавливается цена равновесия, обеспечивающая максимально возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем продаж на данном рынке. Только рыночная цена приводит к тому, что на рынке нет ни излишка продукта, ни его нехватки. Любая цена выше равновесной побуждает продавцов производить большее количество продукта. Но эта высокая цена отбивает у потребителей желание купить предлагаемое количество продукта. На рынке возникает избыточное предложение, превышающее спрос. Избыточное предложение приводит к снижению цен до уровня равновесных. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта. На рынке возникает неудовлетворенный спрос, превышающий предложение. А он в свою очередь ведет к повышению цен, которое будет продолжаться, пока спрос не станет равным предложению.
Цены будут расти или падать, пока продавцам и покупателям не удастся прояснить ситуацию на рынке, т.е. достичь уровня цены, при котором объемы спроса и предложения на продукт точно совпадают. При осуществлении сделок по равновесной цене сумма излишков потребителей и производителей достигает максимума. Установившееся рыночное равновесие нарушается при изменении спроса или предложения, и начинается процесс приспособления к новому равновесию. В зависимости от того, что быстрее реагирует на диспропорцию между объемом спроса и объемом предложения – цена или количество, – различают механизм приспособления по Вальрасу и по Маршаллу.
Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д.
В конкурентной системе равенство спроса и предложения приводит к равновесию на всех рынках. И все же равновесная цена может изменяться (точка равновесия смещается в ту или иную сторону). Некоторые воздействия на рыночное равновесие цен предвидеть невозможно, влияние других учесть трудно, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушая законов спроса и предложения. К числу последних воздействий относится, например, налогообложение. Через систему налогообложения и дотаций государство воздействует на процесс рыночного ценообразования и значение равновесной цены. Введение акциза повышает цену равновесия и уменьшает равновесное количество, а установление дотации на единицу проданной продукции снижает равновесную цену и увеличивает равновесный объем продаж. Однако в том и другом случае возникают чистые потери общества, так как при введении налога сокращение суммарного излишка потребителей и производителей превышает сумму налоговых поступлений, а при введении дотаций сумма последних превышает приращение суммарных излишков участников рыночных сделок.
Новейшие
исследования в области равновесия
позволяют сделать ряд
Государство при чрезмерном вторжении в экономику может деформировать действие рыночного механизма и лишить производство стимулов к совершенствованию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | |
1 | Базиков А.А. Экономическая теория: Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2005 |
2 | Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. |
3 | Гальперин В.М. Микроэкономика: в 2-х томах/В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов – СПб, 1998 г. |
4 | Долан Э. Дж., Микроэкономика/Э. Долан, Д. Линдсей. – СПб., 1997 г. |
5 | Курс экономической теории / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров; «АСА», 2005 |
6 | Леусский А. Микроэкономика/А. Леусский, Л. Тарасевич, П. Гребенников. – Юрайт – Издат, 2009. |
7 | Носова С. Экономическая теория/С. Носова. – КноРус, 2010. |
8 | Нуреев Р. Курс микроэкономики/Р. Нуреев. – Норма,2008 г. |
9 | Экономическая теория (политэкономия): учебник /Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М., 2000 г. |
10 | Экономическая теория: Учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: «Инфра-М», 2008. |
11 | Экономическая теория: Учебник / под ред. В.Д. Камаева. - М.: «Владос», 2009. |
Информация о работе Дефицит и излишек товаров на рынке. Понятие ценовой эластичности спроса