Денежная масса и проблемы ее измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:29, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность денежной массы и определить проблемы ее измерения.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
 раскрыть сущность, функции, виды денег и определить их роль в экономике;
 отразить тенденции развития современной денежной системы;
 изучить категории современной рыночной экономики, то есть спрос и предложение денежной массы;
 рассмотреть уравнение Фишера;
 определить перспективы развития денежного обращения в России.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ И РОЛЬ ДЕНЕГ
В ЭКОНОМИКЕ …………………………………………………………………….5
1.1 Функции денег в рыночной экономике ………………………………………..5
1.2 Тенденции развития современной денежной системы ……………………….9
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЕНЕЖНУЮ МАССУ ……………11
2.1 Денежная масса и ее роль в денежно-кредитной политике ………………...11
2.2 Денежная масса: спрос и предложение ………………………………………15
2.3 Уравнение И.Фишера ………………………………………………………….22
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ ……………………………………………………………………………27
3.1 Развитие денежного обращения ……………………………………………...27
3.2 Государственное регулирование денежной массы ………………………….31
Заключение …………………………………………………………………………35
Список использованных источников ……………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

Денежная масса и проблемы ее измерения.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

5. Наиболее простой и традиционный инструмент регулирования денежной массы – это нормы обязательных резервов. Между ними и денежной массой существует жесткая количественная связь: с увеличением норм обязательных резервов сужаются предложение денег и потенциал кредитования.

Напротив, при снижении норм обязательных резервов увеличивается мультипликатор, растет предложение денег, и расширяются возможности банков в кредитовании.

Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение номинального количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня цен. Поэтому они делали вывод о неэффективности денежной политики и призывали правительство заботиться, прежде всего, о сбалансированном государственном бюджете, не допуская его дефицита.

Эффективность денежной политики определяется также обеспечением потребности оборота в платежных средствах. В то же время не существует достаточно надежных критериев оценки достаточности денежной массы. Наиболее используемым является коэффициент монетизации — отношение М2 к значению ВВП.

В середине 90-х гг. в России он был одним из самых низких не только среди развитых, но и среди развивающихся стран. В зависимости от используемого денежного агрегата его величина оценивалась в диапазоне 0,13— 0,16. Для примера, в 1995 г. во Франции он равнялся 0,67; в Англии — 1,10; в Канаде — 0,63. Меньший коэффициент монетизации наблюдался только в Гвинее, Азербайджане, Армении, Грузии, Заире.

Низкий коэффициент монетизации при высокой скорости обращения денег отражает скорее существующие диспропорции денежной сферы, и вряд ли замедление скорости обращения в этих условиях может быть показателем насыщенности экономики деньгами.

Рост неплатежей, задолженности, широкое использование денежных суррогатов, бартерные обороты, накопление запасов нереализованной продукции — все это свидетельствует не только о недостатках в деятельности предприятий, но и о кризисе в денежном секторе.

В 2005 г. сохранялись в целом тенденции предыдущего года: реальное увеличение денежной массы, снижение скорости ее обращения. Центральный банк России считал, что вероятность того, что ускоренный темп роста денежной массы приведет к увеличению темпов инфляции, очень мала.

Однако в 2005 г. произошли неблагоприятные изменения в структуре денежной массы: повысился удельный вес наличных денег, который к концу 2005 г. колебался в диапазоне 35—37%. Это свидетельствовало о примитивизации экономических отношений и об ограниченных возможностях денежно-кредитной системы, направленной на создание условий экономического роста.

Активная денежная политика, проводимая Центральным банком России, позволила существенно снизить размеры инфляции, однако финансовая стабилизация носила поверхностный характер. Продолжающийся спад производства, нерешенность проблемы платежей и формирование доходной части государственного бюджета сохранили угрозу инфляционных всплесков. Расширение денежной массы, базирующееся на широком притоке средств нерезидентов, создавало принципиально неустойчивое равновесие на финансовом рынке, поскольку приток иностранных капиталов в условиях депрессивной экономики имеет спекулятивную основу, требует повышенной доходности, подвержен малейшим конъюнктурным колебаниям, которые могут привести к массовому оттоку средств.

Внутренне противоречивая денежно-кредитная политика, проводимая в 2007 г., базировалась на широком притоке средств нерезидентов при снижении процентных ставок и доходности государственных ценных бумаг. Бюджетный кризис в совокупности с мировым финансовым кризисом взорвали к августу 2008 г. всю финансовую систему России [20, с. 84].

В течение I полугодия 2009 года сохранялась тенденция к постепенному росту монетизации экономики - коэффициент монетизации увеличился за этот период с 12,5 % до 13,4 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ

 

3.1  Развитие денежного обращения

 

С 2001 г. в нашей стране составляются прогнозы кассовых оборотов. Основной их целью являются определение потребности в наличных деньгах в целом по Российской Федерации, по регионам и учреждениям банков и в соответствии с этим разработка мероприятий по стабилизации денежного обращения. Прогнозы отражают объем и источники поступлений всех наличных денег в кассы банков, размеры и целевое направление их выдач предприятиям, организациям, учреждениям и отдельным лицам, а также эмиссионный результат, т.е. сумму выпуска или изъятия из обращения.

Основная задача банков всех уровней в работе по прогнозированию кассовых оборотов заключается в достижении наибольшей достоверности и реальности составляемых отчетов и определении изменения наличной денежной массы в обороте. Важным этапом является и разработка мероприятий по увеличению поступлений наличных денег, их экономному использованию с целью ограничения эмиссии.

Территориальные учреждения Банка России ежеквартально анализируют состояние наличного денежного обращения в регионах.

Объектом анализа являются:

      складывающиеся тенденции в наличном денежном обороте и его структуре;

      источники поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направления их выдач из касс учреждений банков;

      скорость возврата наличных денег в кассы учреждений банков;

      происходящие изменения и тенденции в экономике;

      изменение индекса потребительских цен;

      состояние и развитие безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами;

      уровень инкассации наличной денежной выручки (особенно торговой), образующейся в сфере потребительского рынка;

      территориальное размещение выпуска денег в обращение и изъятия денег из обращения, причины роста эмиссии (сокращения изъятия) наличных денег;

      неиспользованные возможности мобилизации учреждениями банков внутренних кассовых ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий в наличных деньгах;

      результаты банковского контроля за соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;

      происходящие изменения в направлениях использования денежных доходов населения и источниках их формирования;

      состояние расходования юридическими лицами средств на заработную плату и выплаты социального характера;

      причины образования просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату и пенсии.

Главным каналом поступления наличных денег в кассы банков является выручка торговых предприятий и организаций общественного питания. В зависимости от отраслевой модели хозяйства она составляет от 70% до 90% всей денежной наличности, находящейся в распоряжении банков.

Основными в расходах наличных денег являются выдачи на выплату заработной платы (около 80%) [13, с. 89].

Если расходная часть превышает доходную, то банк выпускает в обращение наличные деньги. Если приходная выше расходной, происходит изъятие денег из обращения.

Мониторинг денежного обращения и выполнения программ кассовых оборотов является одним из наиболее важных участков экономической работы банков. В ходе этой работы выявляются основные недостатки в хозяйственно-финансовой деятельности предприятий по наполнению региональных рынков необходимой товарной массой.

В США и других промышленно развитых странах балансы денежных расходов и доходов населения и программы кассовых оборотов коммерческих банков не составляются. Поэтому контроль за состоянием денежного обращения в этих странах осуществляется с помощью расчета общего количества денег, находящихся в обращении. Считается, что темпы роста денежной массы в обращении не должны превышать темпы роста ВВП.

Структура денежного обращения РФ весьма нерациональна и характеризуется высокой долей наличных денег (на 1 января 2008 г. – 37%), в то время как в экономически развитых странах доля налично-денежных платежей существенно ниже и составляет не более 3-8% совокупного денежного оборота [2, с. 55]. Поэтому создание стройной системы платежей, всемерное развитие системы безналичных расчетов имеет особую значимость для России и является одной из основных проблем проводимых в стране экономических преобразований.

Однако, в настоящее время статистика Банка России свидетельствует, что в России стало меньше денег. В том числе существенно снизился и объем наличных денег в обращении. В 2009 г. объем безналичных операций составил 47 трлн. руб., наличный оборот – 7 трлн. руб. [14, с. 75].

Искусственное сокращение наличного денежного оборота может быть негативно воспринято в «социальном плане». Поэтому, нужно сначала наладить систему безналичных платежей.

Деятельность Банка России по совершенствованию платежной системы в 2009 году будет направлена на обеспечение финансовой стабильности и реализацию денежно-кредитной политики.

Серьезным фактором повышения стабильности функционирования финансового сектора и экономики страны в целом является дальнейшее совершенствование платежной системы России, включая проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи информации, повышение защищенности информационных систем, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов.

Совершенствованию платежной системы России будет способствовать разработка Банком России системы валовых расчетов, осуществляемых в режиме реального времени. Такая система предназначена для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг и другими пользователями, и позволит существенно повысить роль платежной системы России в обеспечении эффективной работы финансовых рынков и осуществить в дальнейшем ее интеграцию с международными платежными системами. Также, будет продолжена работа по совершенствованию тарифной политики в сфере предоставления платежной системой России услуг пользователям, включая органы федерального казначейства.

Особое внимание будет уделено мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, обеспечивающих внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений и клиринговые расчеты. Будет продолжено сотрудничество Банка России с кредитными организациями и их ассоциациями в части реформирования платежной системы.

Для сокращения наличного денежного оборота будет продолжаться работа по развитию правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, базирующихся на современных информационных технологиях, включая платежные карты.

Будут поддерживаться инициативы кредитных организаций по созданию клиринговых систем, которые смогут предоставлять дополнительные платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать распространению их в Российской Федерации.

Совершенствованию развития платежной системы России и механизмов финансирования будут способствовать развитие и расширение применения документарных форм расчетов, включая аккредитивы.

Банком России совместно с банковским сообществом будет продолжена работа по унификации законодательства Российской Федерации и норм банковского регулирования в соответствии с международными правилами и практикой в области документарных операций.

Таким образом, можно выделить следующие действия, направленные на развитие денежной системы России:

      совершенствование методологической базы в области платежных систем;

      работа по совершенствованию законодательного  регулирования расчетов;

      осуществление мероприятий по построению системы  валовых расчетов в режиме реального времени по крупным, срочным платежам;

      разработка предложений по совершенствованию осуществления расчетов в сфере розничных платежей.

 

3.2 Государственное регулирование денежной массы

 

Совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на изменение денежного кредита, получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель - регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция).

В условиях падения производства и увлечения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается "биржевой горячкой", спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорции в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить перегрев конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживание эмиссии платежных средств и т.д. Основные направления денежно-кредитного регулирования. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться сколько-нибудь успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы.  Это регулирование  осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Информация о работе Денежная масса и проблемы ее измерения