Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность денежной массы и определить проблемы ее измерения.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
раскрыть сущность, функции, виды денег и определить их роль в экономике;
отразить тенденции развития современной денежной системы;
изучить категории современной рыночной экономики, то есть спрос и предложение денежной массы;
рассмотреть уравнение Фишера;
определить перспективы развития денежного обращения в России.
Введение ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ И РОЛЬ ДЕНЕГ
В ЭКОНОМИКЕ …………………………………………………………………….5
1.1 Функции денег в рыночной экономике ………………………………………..5
1.2 Тенденции развития современной денежной системы ……………………….9
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЕНЕЖНУЮ МАССУ ……………11
2.1 Денежная масса и ее роль в денежно-кредитной политике ………………...11
2.2 Денежная масса: спрос и предложение ………………………………………15
2.3 Уравнение И.Фишера ………………………………………………………….22
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ ……………………………………………………………………………27
3.1 Развитие денежного обращения ……………………………………………...27
3.2 Государственное регулирование денежной массы ………………………….31
Заключение …………………………………………………………………………35
Список использованных источников ……………………………………………..37
Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепления ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их способности своевременно покрывать требования вкладчиков (прежде всего за счет учетной (дисконтной) политики), операций на открытом рынке, установления норм обязательных ресурсов.
Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов и огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций, условия их продажи; различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов. Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым направлениями. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента.
Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок, банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковских системе приводит к увеличению денежной эмиссии, вне банковской системы - к ее сокращению. Общие и селективные методы денежно-кредитной политики Они делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.). Общие методы денежно-кредитной политики:
Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины XIX в. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций.
Наибольшей популярности учетная политика пользовалась в конце XIX - начале XX в. в 30-40-х гг. нашего столетия центральные банки проводили рекомендованную Кейнсом политику "дешевых денег", т.е. низких процентных ставок и обильного кредитования.
Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются как метод ее регулирования.
Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, с другой стороны, эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательных резервов – метод прямого воздействия на величину банковских резервов.
Селективные методы денежно-кредитной политики:
1. Контроль по отдельным видам кредитов часто практикуется по кредитам под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам на покупку товаров в рассрочку, по ипотечному кредиту. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в период напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить ссудные капиталов пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.
2. Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов с суммой собственных средств банка.
Заключение
Денежно–кредитная политика, основываясь на принципах монетаризма, проводится в дополнение к фискальной политики и является тонкой настройкой экономической конъюнктуры. Денежно-кредитная политика оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки, но не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты.
Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег.
Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.
Другой негативный фактор заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.
Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.
Использование инструментов денежно-кредитной политики для достижения этих целей дает достаточно быстрые результаты. Однако гарантировать эти результаты никто заранее не может хотя бы потому, что при освобождении дополнительных резервов коммерческих банков никто не может заставить их использовать эти резервы для предоставления ссуд и, таким образом, увеличения предложения денег.
В России ряд денежных индикаторов согласовывается с МВФ, и для их достижения применяется денежно-кредитная политика. В начале 90-х годов при очень высоком показателе роста темпа инфляции ставка рефинансирования поддерживалась также на очень высоком уровне. Однако реальная ставка рефинансирования оставалась минусовой, в результате чего номинально жесткая кредитная политика не выполняла свою роль сдерживания инфляции. При корректировке этой ситуации жесткая денежно-кредитная политика привела к спаду ВВП и реальной экономической ситуации.
В 2009г. целями Центрального Банка России являются снижение инфляции и сохранение (или возможное ускорение) темпов роста ВВП, а также увеличение реальных доходов населения. Это потребует расширения спроса со стороны всех секторов экономики. При этом будет наблюдаться увеличение денежной массы в реальном выражении, что будет достигаться путем механизмов денежно-кредитной политики.
Список использованных источников
1. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. – М., 2008. – 86 с.
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. – ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 687с.
3. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. И доп. – Новосибирск: ЮКЭА, 2006. – 115 с.
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М., 2005. – 196 с.
5. Вольский А. Условия совершенствования управления экономикой // Экономист. – 2007. - № 9. – 92 с.
6. Геращенко В.В. О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы. // Деньги и кредит. – 2008. - № 6. – 84 с.
7. Гранвилл Б. Проблемы стабилизации денежного обращения в России // Вопросы экономики, 2008. - № 1. – 74 с.
8. Гусейнов Р.М. История экономических учений: Учебное пособие.-Новосибирск:НГАС, - 2006. – 146 с.
9. «Деньги. Кредит. Банки»: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2006.- 110 с.
10. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Л.Т. Литвиненко – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703 с.
11. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М., 2007. – 135 с.
12. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 368 с
13. Косой А.М. Денежная эмиссия: сущность, свойства и оптимальность. // Деньги и кредит. – 2008. - № 5. – 116 с.
14. Курск экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 2007. – 142 с.
15. Ломова Н.М. Макроэкономика: Учебное пособие. – Новосибирск, 2006. – 148 с.
16. Лунтовский Г.И., Проблемы денежно-кредитной системы // Деньги и кредит, 2008. - №3. – 96 с.
17. Любимов Л.Л. Липсиц И.В. Основы экономики. – М., 2006. – 107 с.
18. Магомедов Ш., Петросян Д., Шульга В. Государственное регулирование рыночной экономики. // Экономист. – 2008. - № 8. – 116 с.
19. Меньшиков С. Новая экономика. – М., 2007 г.
20. Обзор денежно-кредитной политики в 2009г. // Экономист, 2010. - №4. – 96 с.
21. «Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов» - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, - 2006. – 126 с.
22. Поляков В.П., Л.А.Московкина "Основы денежного обращения и кредита" М., "Инфра-М" - 2007. – 118 с.
23. Ротбард М. Государство и деньги: Как государство завладело денежной системой общества. – Челябинск: Социум, 2007. – 166 с.
24. Финансы, денежное обращение, кредит. / Под ред. Сенчалова В., Архипова А. – М., 2006. – 128 с.
25. Шустров А.А. Европейский центральный банк: инструменты денежно-кредитной политики // Деньги и кредит, 2008. - №5. – 109 с.
26. Эд. Дж. Долан, Деньги, банки и денежно-кредитная политика. – М., 2006. – 86 с.
27. Экономика / Под ред. А.Н. Архипова. – М.: Проспект, 2007. – 792 с.
28. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.И. Добрынина. – Спб.: Питер, 2006. – 185 с.
29. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2007. – 148 с.
30. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. – 2-е изд., доп. – М.: Инфра-М, 2007. – 157 с.
38