Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:05, курсовая работа
Целью данной работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Для достижения цели необходимо рассмотреть, как ЦБ справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
1 Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования………...4
1.1 Цели денежно-кредитного регулирования……….……………………...4
1.2 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)………..…………………………………………………….....7
2 Общая характеристика Центрального Банка РФ………………………..11
2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ…………….………...11
2.2 Основные инструменты и формы денежно-кредитного
регулирования………………………………………………………….13
2.2.1 Процентная политика ЦБ…………………………………….……14
2.2.2 Политика резервных требований…………………………………17
2.2.3 Операции на открытом рынке…………………………………….19
2.2.4 Рефинансирование кредитно-банковских институтов……….….20
2.2.5 Проведение валютной политики……………………………….…23
3 Анализ деятельности Ханты-Мансийского банка……………………...25
Заключение...............................................................................................................29
Список использованных источников… ………………………………………....30
Содержание
ВВЕДЕНИЕ......................
1 Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования………...4
1.1 Цели денежно-кредитного регулирования……….……………………...4
1.2 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)………..…………………………………………………
2 Общая характеристика Центрального Банка РФ………………………..11
2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ…………….………...11
2.2 Основные инструменты и формы денежно-кредитного
регулирования……………………………………………
2.2.1 Процентная политика ЦБ…………………………………….……14
2.2.2 Политика резервных требований…………………………………17
2.2.3 Операции на открытом рынке…………………………………….19
2.2.4 Рефинансирование кредитно-банковских институтов……….….20
2.2.5 Проведение валютной политики……………………………….…23
3 Анализ деятельности Ханты-Мансийского банка……………………...25
Заключение....................
Список использованных источников… ………………………………………....30
ВВЕДЕНИЕ
Денежно – кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязаных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Целью данной работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Для достижения цели необходимо рассмотреть, как ЦБ справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.
Задачи данной темы:
1) выявить цели и типы денежно-кредитного регулирования;
2) изучить общую характеристику Центрального Банка РФ, а также его инструменты и формы денежно-кредитного регулирования;
3) Проанализировать деятельность Ханты-Мансийского Банка;
В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
Отцом кредитно-денежной политики признан Милтон Фридман. Его теориями пользуются многие правительства, в том числе правительство Англии, на его теории была построена Рэйганомика. Многие ставят его в один ряд с Адамом Смитом, Маршаллом, Кейнсом, Леонтьевым.
Сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны.
Денежно-кредитное регулирование – это осуществление кратко- и долгосрочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота. При этом предполагается применение определенных мер со стороны государства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздействующих на динамику денежного оборота.
На макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:
1) Поддержание стабильности цен
2) Достижение высокого уровня занятости ( стремление к естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его предложению)
3) Обеспечение экономического роста
4) Обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке
5) Поддержание равновесия на отдельных сегментах национального финансового рынка
6) Обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка
Первая цель денежно-кредитного регулирования - поддержание стабильности цен – в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.
Благодаря постепенному снижению уровня инфляции возможно :
- уменьшение макроэкономических рисков;
- расширение внутреннего кредита;
- концентрация капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста.
Осуществляя поддержание и нормальное функционирование денежной системы страны, система денежно-кредитного регулирования составляет ее организационный блок и призвана обеспечивать:
- удовлетворение потребностей и повышение эффективности деятельности участников денежного оборота;
- защиту и достижение баланса интересов участников денежного оборота;
- уменьшение издержек участников денежного оборота, повышение качества оказываемых услуг;
- создание механизмов, позволяющих снизить влияние негативных (проинфляционных) процессов в денежном обороте;
- формирование необходимого объема денежных ресурсов и привлечение инвестиций;
- развитие конкурентной среды на денежном рынке и формирование конкурентных отношений;
- расширение рынка банковских услуг и улучшение их качеств
При рассмотрении денежно-кредитной системы обычно касаются кейнсианской и неоклассической теории денежно-кредитного регулирования.
Кейнсианская модель, в основу которой положен принцип «кредитного регулирования», пытается устранить недостатки рыночной системы и свободного предпринимательства с помощью фискальной и кредитной политики государства. Однако она недооценивает воздействие денег на развитие внутреннего производства и занятости. В противоположность этому сторонники монетаризма не только признают данное воздействие, но считают проведение рациональной денежно-кредитной политики одним из решающих условий стабилизации экономики.
Кейнсианская теория денег
Джон Мейнард Кейнс и его последователи полагали, что рыночная структура экономики обладает внутренними "пороками", что она неспособна к саморегулированию. Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство должно активно вмешиваться в дела экономики для предотвращения кризисов и обеспечения стабильности, должно проводить жесткую фискальную и денежную политику. Они признавали, что изменение денежного предложения влияет на номинальный ВНП, причем в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки.
Основополагающим кейнсианским уравнением является:
ВНП=С+I+G+NX
С - потребительские расходы населения,
I - инвестиции,
G - государственные расходы на покупку товаров и услуг,
NX - чистый экспорт
По мнению кейнсианцев, скорость обращения денег изменчива и непредсказуема. Кейнсианская позиция состоит в том, что деньги нужны не только для заключения сделок, но и для владения ими в качестве активов. "Движутся" только деньги "для сделок", деньги - активы не участвуют в обороте. Следовательно, чем больше относительное значение денег, используемых для сделок, тем выше скорость денежного обращения.
Итак, скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке процента и обратно пропорционально предложению денег. Если это так, то стабильная связь между денежной массой и чистым национальным продуктом отсутствует, так как скорость денежного обращения изменяется с изменением денег.
Выше было отмечено, что для борьбы с инфляцией необходимо ограничить денежную массу.
Кейнсианцы придерживаются здесь другого мнения. Они считают, что уменьшение денежного предложения может привести к уменьшению спроса, что приведет к спаду производства, что в свою очередь усилит инфляцию.
На самом деле все зависит от ситуации на рынке. Если при неэластичном предложении товаров повысить денежную массу, то это приведет только к росту цен - инфляции.
Монетаристский подход
На 70-е годы приходится кризис кейнсианства. Над идеями этой школы берут верх идеи монетаризма, главным теоретиком которого является Мильтон Фридман, известный американский экономист.
Монетаристы считают, что рыночная экономика является внутренне устойчивой системой. Все неблагоприятные моменты - следствие неразумного вмешательства государства, которое необходимо свести к минимуму.
Монетаризм делает упор на деньгах. Представители этой школы считают, что связь между ВНП и денежной массой более прочная, нежели между инвестициями и ВНП. Такой вывод делается из уравнения И.Фишера:
МхY=PхG
M - денежная масса,
Y - скорость денежного обращения,
Р - индекс цен,
G - количество товаров
Ведь если посчитать, что ВНП = PхG, а Y стабильна (или ее изменения предсказуемы), то ВНП напрямую зависит от массы денег, находящихся в обращении.
В заключение хотелось бы отметить, что современные модели денежной политики базируются и на кейнсианских и на монетаристских идеях.
Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
Предположим, экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.
Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков.
Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов.
Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.