Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:05, курсовая работа
Целью данной работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Для достижения цели необходимо рассмотреть, как ЦБ справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
1 Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования………...4
1.1 Цели денежно-кредитного регулирования……….……………………...4
1.2 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)………..…………………………………………………….....7
2 Общая характеристика Центрального Банка РФ………………………..11
2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ…………….………...11
2.2 Основные инструменты и формы денежно-кредитного
регулирования………………………………………………………….13
2.2.1 Процентная политика ЦБ…………………………………….……14
2.2.2 Политика резервных требований…………………………………17
2.2.3 Операции на открытом рынке…………………………………….19
2.2.4 Рефинансирование кредитно-банковских институтов……….….20
2.2.5 Проведение валютной политики……………………………….…23
3 Анализ деятельности Ханты-Мансийского банка……………………...25
Заключение...............................................................................................................29
Список использованных источников… ………………………………………....30
Механизм применения резервных требований предусматривает размещение в центральном банке депозитов коммерческих банков на уровне, устанавливаемом как средний за определенный период.
На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.
В таблице 3 приведен объем обязательных резервов кредитных организаций, депонированных в Банке России. Данные за 2004 – 2010 гг.
Обязательные резервы кредитных организаций, депонированные в Банке России
Таблица 3
год/месяц | Объем обязательных резервов |
2004 | |
1 января | 267 388,1 |
2005 | |
1 января | 121 740,3 |
2006 | |
1 января | 161 369,9 |
2007 | |
1 января | 221 070,9 |
2008 | |
1 января | 221 620,8 |
2009 | |
1 января | 29 915,7 |
1 февраля | 29 502,9 |
1 марта | 31 221,5 |
1 апреля | 33 306,2 |
1 мая | 32 508,0 |
1 июня | 31 527,8 |
1 июля | 61 799,4 |
1 августа | 93 157,4 |
1 сентября | 125 257,4 |
1 октября | 153 880,3 |
1 ноября | 154 007,4 |
1 декабря | 151 361,5 |
2010 | |
1 января | 151 430,2 |
1 февраля | 156 466,0 |
2.2.3 Операции на открытом рынке
Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса.
Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.
Схема осуществления этих операций следующая.
1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и центральный банк ставит задачу ограничить или ликвидировать этот излишек. В данном случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, соответственно возрастает их привлекательность для покупателей. Население и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Сокращение объема банковских резервов в свою очередь приводит к уменьшению предложения денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.
2. Предположим теперь, что на денежном рынке существует недостаток денежных средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно центральный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги непривлекательными для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и денежного предложения. При этом процентная ставка падает.
2.2.4 Рефинансирование кредитно-банковских институтов
Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности.
Кредиты рефинансирования, предоставляемые ЦБ, различаются в зависимости от:
- формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
- сроков использования (краткосрочные – на 1 или несколько дней – и среднесрочные – на 3-4 месяца);
- методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, реализуемые центральными банками через аукционы);
- целевого характера (корректирующие и сезонные кредиты).
Учетные кредиты.
Учетные (дисконтные) карты – это ссуды, предоставляемые центральным банком кредитно-банковским институтам под учет векселей. Иными словами, учетные кредиты выдаются центральным банком посредством покупки у кредитно-банковских учреждений векселей до истечения их срока.
В зависимости от имеющихся у центрального банка задач в области денежно-кредитной политики уровень учетных лимитов либо понижается, либо повышается. При повышении уровня лимита расширяется объем учетных кредитов. В условиях ограниченной ликвидности банки стремятся расширить использование учетных кредитов как менее дорогостоящих по сравнению с ломбардными кредитами.
Ломбардные кредиты.
Ломбардные кредиты представляют собой ссуды под залог депонированных в банке ценных бумаг. В узком смысле слова термин «ломбардные кредиты» означает краткосрочные кредиты, предоставляемые центральным банком кредитно-банковским институтам под залог ценных бумаг для удовлетворения их временных потребностей в заемных средствах. Как и учетные кредиты, ломбардные кредиты используются центральным банком в целях регулирования банковской ликвидности.
В качестве залога обычно применяются коммерческие и казначейские векселя, государственные облигации и другие обязательства, то есть практически те виды ценных бумаг, которые допускаются к учету в центральном банке. Залог является обеспечением возвратности ссуд центрального банка. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов. Кредитополучатель сохраняет право собственности на депонированные в центральном банке ценные бумаги, однако если кредиты не погашаются в срок, право собственности переходит к центральному банку.
Размеры ломбардных кредитов зависят от вида залога. Ломбардные кредиты предоставляются на платной основе. Взимаемая за них процентная ставка, как правило, на 1% превышает официальную учетную ставку центрального банка и изменяется одновременно с ней.
Ломбардные кредиты могут быть предоставлены на срок от 3 дня до 30 дней.
Краткосрочные (корректирующие, сроком на 1 или несколько дней) и среднесрочные кредиты (на 3-4 месяца).
Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования имеют краткосрочные кредиты, зачастую однодневные, которые центральные банки предоставляют лишь в том случае, если коммерческие банки не могут изыскать кредиты на межбанковском рынке, тем самым, вынуждая их приспосабливаться к экономическим и финансовым обстоятельствам, не прибегая постоянно к регулярным кредитам центрального банка. Такого рода краткосрочные кредиты получили название корректирующие.
Особое место в практике центральных банков занимают сверхкраткосрочные однодневные кредиты, выдаваемые для ежедневной корректировки банковских балансов. Данный вид кредитов относится к дорогостоящим, поскольку однодневные кредиты предоставляются по более высоким процентным ставкам.
В случае использования сезонных кредитов центрального банка потенциальный заемщик обязан представить доказательства сезонного характера потребности в кредитах. При этом часть своих сезонных потребностей он должен покрыть за счет собственных ресурсов.
К учреждениям, широко использующим сезонные кредиты центрального банка, относятся банки, специализирующиеся на кредитовании, прежде всего, сельского хозяйства.
Объем кредитов предоставленных ЦБ за 2004 - 2010 года представлен в таблице 4
Объемы операций кредитования Банка России
Таблица 4
( в млн. руб.)
Месяц/год | Объем предоставленных внутридневных кредитов | Объем предоставленных кредитов овернайт | Объем предоставленных ломбардных кредитов | Объем предоставленных других кредитов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ИТОГО ЗА 2004 г. | 3 051 870,5 | 30 262,7 | 4 540,8 | - |
ИТОГО ЗА 2005 г. | 6 014 025,0 | 30 792,0 | 1 359,0 | - |
ИТОГО ЗА 2006 г. | 11 270 967,5 | 47 023,5 | 6 121,4 | - |
ИТОГО ЗА 2007 г. | 13 499 628,1 | 133 275,9 | 24 154,5 | 32 764,5 |
ИТОГО ЗА 2008 г. | 17 324 352,8 | 230 236,1 | 212 677,6 | 445 526,2 |
ИТОГО ЗА 2009 г. | 22 832 687,5 | 311 423,6 | 308 848,5 | 2 419 364,7 |
| ||||
2010 г. | ||||
Январь | 1 473 673,9 | 11 471,3 | 5 811,8 | 79 423,4 |
ИТОГО ЗА 2010 г. | 1 473 673,9 | 11 471,3 | 5 811,8 | 79 423, |
2.2.5 Проведение валютной политики
Центральный банк в большинстве стран является проводником государственной валютной политики. Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты.
В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:
- регулирование валютного курса (механизм его установления, поддержки уровня);
- управление официальными валютными резервами;
- валютное регулирование и контроль;
- международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно-финансовых организациях.
Валютная политика теснейшим образом связана с денежно-кредитной политикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономической политики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним и тем же учреждением – центральным банком. Во многих развитых странах не делается различий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначения используется один и тот же термин «монетарная политика».
В таблице 5 приведены данные о динамике курсов доллара США и евро к рублю за период с 21 по 25 декабря 2009 г.
Динамика курсов доллара США и евро к рублю и показатели биржевых торгов
за период с 21 по 25 декабря 2009 года
Таблица 5
Дата | Единая торговая сессия | |||||||
доллар США | евро | |||||||
с расчетами "сегодня" | с расчетами "завтра" | с расчетами "сегодня" | с расчетами "завтра" | |||||
средневзве- | объем | средневзве- | объем | средневзве- | объем | средневзве- | объем | |
21.12.2009 | 30,5798 | 1085,3810 | 30,5420 | 3407,2210 | 43,7927 | 61,8540 | 43,7983 | 165,0210 |
22.12.2009 | 30,4617 | 969,0250 | 30,4862 | 2668,2770 | 43,5788 | 88,5280 | 43,6132 | 135,9040 |
23.12.2009 | 30,4850 | 1227,2080 | 30,4098 | 2570,6940 | 43,4848 | 102,5600 | 43,3557 | 144,6520 |
24.12.2009 | 29,8255 | 1313,6060 | 29,7653 | 3922,8020 | 42,9906 | 230,1790 | 42,8232 | 168,6980 |
25.12.2009 |
|
| 29,4982 | 1489,1320 |
|
| 42,5724 | 181,7860 |