Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ в 2008-2010 г.г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 16:37, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение государственной политики в области денежного обращения и кредита, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции. Денежно-кредитная политика осуществляется Центральным банком в тесном контакте с Правительством РФ и Министерством финансов.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики
1.1 Сущность, цели, основные инструменты денежно-кредитной политики
1.2 Мировой опыт денежно-кредитного регулирования
2. Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ в 2008-2010 г.г.
2.1 Статистика денежно - кредитного регулирования Центрального банка Российской Федерации
2.2 Проблемы денежно - кредитного регулирования в Российской Федерации
2.3 Пути оптимизации денежно-кредитной политики в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

эконом теория3.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

· в качестве залога, в принципе, могут приниматься  активы и первой, и второй категорий. Однако с согласия Совета Управляющих  ЕЦБ Национальные центральные банки  имеют право накладывать определенные ограничения, касающиеся как размера, так и состава залога.

3. Обратные операции  «точной настройки» проводятся  с использованием инструмента  обратных трансакций (путем проведения  дополнительных обратных сделок, продажи и покупки активов  на условиях простых форвардных  сделок), кроме того, ЕСЦБ может принимать вклады и проводить валютные операции «своп». Цель данных операций - оказать воздействие на положение с ликвидностью на рынке и процентные ставки, в частности, чтобы сгладить влияние неожиданных изменений в объеме ликвидности на рынке на процентные ставки. Потенциальная важность быстрых действий обусловливает стремление ЕСЦБ сохранить высокую степень гибкости в выборе процедур и конкретных форм данного типа операций.

Обратные операции «точной настройки» имеют следующие  особенности:

· могут применяться  как для предоставления, так и  для изъятия ликвидных средств;

· могут быть как регулярными, так и не регулярными;

· имеют срок погашения априори, который не регламентируется;

· операции, имеющие  целью предоставление ликвидности, обычно проводятся на основе быстрых тендеров, хотя при этом не исключена и возможность применения двусторонних процедур;

· операции, имеющие  целью поглощение ликвидности, как  правило, проводятся через двусторонние процедуры;

· обычно осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки (при исключительных обстоятельствах Совет Управляющих ЕЦБ может принять решение о проведении двусторонних обменных операций непосредственно ЕЦБ);

· ЕСЦБ может  отобрать ограниченное число контрагентов для проведения данного типа операций;

· в качестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории.

4. Структурные  обратные операции относятся  к прерогативе ЕСЦБ и осуществляются  путем эмиссии долговых сертификатов, обратных сделок, покупки и продажи активов на условиях простого форварда. Эти операции проводятся на открытом рынке с целью корректировки структурного положения ЕСЦБ в отношении частного сектора.

Они характеризуются  следующими моментами:

§ осуществляются с целью предоставления ликвидности;

§ проводятся регулярно  или не регулярно;

§ имеют срок погашения, который априори не регламентируется;

§ проводятся на основе стандартных тендеров;

§ осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки;

§ все контрагенты, отвечающие общим критериям, могут подавать заявки на участие в данном типе операций;

§ в качестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории [2].

Целю ФРС США  является достижение максимальной занятости  при стабильном уровне цен и умеренной  стоимости кредита

Инструменты денежно - кредитной политики ФРС США:

§ Резервные  требования

Теоретически  доля всех средств, получаемых депозитным институтом, должна храниться в ФРС  либо в виде депозита, либо в виде наличной валюты. Тот процент средств, который должен оставаться в ФРС, называется нормой обязательного резервирования. Эта норма варьируется в зависимости от объема и вида средств, принятых депозитным институтом.

Акт о либерализации  депозитных институтов и денежном контроле (Depository Institution Deregulation and Monetary Control Act - DIDMCA) установил одинаковые нормы резервирования для всех депозитных институтов. В соответствии с этим законом депозитными институтами являлись коммерческие банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы, агентства и отделения иностранных банков, а также корпорации, образованные в соответствии с законом Эджа (Edge Act).

Совет управляющих  ФРС имеет право изменять нормы  обязательного резервирования в  рамках, установленных Актом о  либерализации депозитных институтов и денежном контроле. Например, норма резервирования для определенного объема средств на текущих счетах может варьироваться от 8 до 14%. Однако ФРС не имеет права устанавливать нормы резервирования для определенных видов депозитов. Так, средства на срочных депозитах физических лиц не подлежат резервированию, кроме исключительных обстоятельств.

Для депозитных институтов установлен минимальный  объем от суммы их обязательств, который должен храниться в форме  обязательных резервов. Однако обычно институты резервируют больше, чем установленный минимум, в форме избыточных резервов. Требования по обязательному резервированию должны обременять более мелкие институты в меньшей степени.

Резервируемые суммы подразделяются на заемные  и незаемные. Незаемные средства могут поступить в распоряжение депозитных институтов только путем покупки их на открытом рынке. Заемные средства могут быть взяты в кредит у резервного банка через его дисконтное окно.

§ Операции на открытом рынке

Под операциями на открытом рынке подразумевается покупка и продажа ценных бумаг на площадке открытого рынка Федерального резервного банка Нью-Йорка. Ежедневно менеджер по внутренним операциям (Manager for Domestic Operations) осуществляет эти операции в соответствии с директивами Федерального комитета по операциям на открытом рынке (ФКОР, Federal Open Market Committee - FOMC)10. Операции на открытом рынке - самое сильное оружие в арсенале ФРС. В сущности, через них определяется объем доступных депозитным институтам незаемных средств. Если ФРС покупает ценные бумаги, резервы системы растут; при продаже объем резервов снижается. Когда у депозитного института появляются избыточные резервы, то есть излишек над обязательным минимумом, институт будет расширять свой кредитный портфель до уровня, когда объем резервов уменьшится до установленного минимума. Таким образом, ФРС непосредственно влияет на поведение депозитных институтов, объем выданных кредитов и через них - на ставки процента и экономику.

Федеральный резерв может влиять на денежное предложение  просто путем покупки или продажи государственных ценных бумаг, так как ФРС обладает уникальной способностью выставлять требования самой себе. Более того, по определению, любое требование депозитного института к ФРС считается резервом. Так происходит, когда ФРС выписывает чек для предъявления самой себе, например, для оплаты государственных бумаг физическим лицом. Этот чек в итоге вернется в ФРС от какого-либо депозитного института для клиринга, или погашения. Чтобы погасить чек, ФРС просто увеличивает сумму на резервном счете этого депозитного института. Это увеличение резерва является первым этапом процесса создания денег [11].

Центральные банки  стимулируют отдельные виды кредитных  учреждений, устанавливая для них  специальные ставки резервных требований. В России долгое время для Сбербанка РФ нормы резервирования устанавливались специальными нормативными актами Банка России. Ставки отчислений в фонд обязательных резервов различаются в зависимости от страны. Высокие нормы резервных требований наблюдаются в странах, где центральные банки считают использование механизма обязательных резервов актуальным для целей воздействия на денежное обращение и банковскую систему. Это, например, такие страны как США - до 0,25%, Россия - 7,75%. Однако, в ряде стран нормы резервных требований незначительны, так как центральные банки этих стран практически не используют данный инструмент денежно-кредитной политики. Например, в Великобритании норма резервов составляет всего 0,5%, в Швейцарии - 0,25%. Денежно - кредитная политика Центрального банка РФ в 2008-2010 гг.

 

2. Денежно - кредитная  политика Центрального  банка РФ в 2008-2010 г.г.

Законодательная и нормативная база

Во исполнение статьи 3 Федерального закона "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России) и в соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 указанного Федерального закона Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самым регулирование ликвидности банковской системы и предусмотренное статьей 28 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях. Операции кредитования проводятся в рамках заключенных между Банком России и кредитными организациями договоров в соответствии с главами 23, 28, 42, 45 (ст. 850) Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в двух нормативных документах Банка России: в Положении Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг", и Положении Банка России от 12 ноября 2007 года № 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами" [9].

2.1 Статистика денежно - кредитного регулирования Центрального банка Российской Федерации

Таблица 2.1 - Анализ денежно - кредитного регулирования 2008 - 2009 год

 
  2008 (руб) 2009 (руб)  
Чистые  требования к органам государственного управления 1 308 572 975 582  
Требования  к центральному банку 17 903 729 23 522 080  
Требования  к федеральным органам государственного управления 6 906 204 7 881 932  
Обязательства перед федеральными органами государственного управления 3 178 368 7 552 646  
Требования  к населению 11 127 183 10 414 578  
Обязательства перед центральными банками 46 198 935 35 045 866  
Депозиты, включаемые в широкую денежную массу 135 043 398 159 218 786  
       

Из таблицы 2.1 следует что в период с 2008 по 2009 годы требования со стороны кредитных  организаций к организациям государственного управления уменьшились на 15%, наличные денежные средства в валюте РФ уменьшились на 14%, увеличилось количество приобретений ценных бумаг кредитными организациями на 7%, кредиты населению уменьшились на 3%, задолженность кредитных организаций Банку России уменьшилась на 14%, совокупность средств резидентов Российской Федерации в кредитных организациях увеличилась на 8%.

 

Рис. 2.1 Анализ денежно - кредитного регулирования 2008 год

Рис. 2.2 Анализ денежно - кредитного регулирования 2009 год

Таблица 2.2 - Объемы операций кредитования Банка России

 
Месяц

/год

Объем предоставленных  внутридневных кредитов Объем предоставленных  кредитов овернайт Объем предоставленных  ломбардных кредитов Объем предоставленных  других кредитов  
  т.р % т.р % т.р % т.р %  
Итого за 2008 год 17 324 352,8 95% 23 0236,1 1,3% 2126777 2,5% 445526 2,5%  
Итого за 2009 год 22 832 687,5 88% 31 1423,6 1,2% 308848,5 1,1% 2419364 9,4%  
Итого за год (с января по ноябрь) 17509291,4 97% 149667,1 0,8% 52 845,4 0,3% 317751 1,8%  
Сумма 57657331,7 93% 69 1326,8 1,1% 57 4371,5 0,9% 3182642 5%  
                   

Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ в 2008-2010 г.г